Новости
03.02.2023
СЕМЬЯ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА
20.01.2022
ПРИМЕНЕНИЕ КОРНЕСЛОВНО-СМЫСЛОВОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ МБДОУ «ЗВЁЗДОЧКА»
17.01.2022
ДЕТИ В СЕМЬЕ – НАСТОЯЩЕЕ СЧАСТЬЕ. ОЛЬГА ЗАЛЫГАЛОВА
17.01.2022
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ПРОЕКТ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ «ЗНАКОМСТВО С ВЕЛИКИМ РУССКИМ ПОЛКОВОДЦЕМ А.В. СУВОРОВЫМ»
20.09.2021
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «ОБРАЗ СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ»
|
"ЧЕЛОВЕК ПИШУЩИЙ" Любовь Маркова« Все новости![]() Составлено по мотивам книги Дмитрия Солоникова. (Размышления о воздействии письма на становление личности человека и на развитие человечества в целом)
"И сотворил школу так, как велел им дьявол. Ребёнок любит природу, поэтому его замкнули в четырёх стенах. Он не может оставаться без движения - его принудили к малоподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориями и идеями. Он любит говорить – ему приказали молчать. Он стремится понять - ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания – ему их дают в готовом виде. И тогда дети научились тому, чему бы они никогда не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться... Дети отбились от рук. Они бегут из дома, ищут приключений. они становятся практичны, самоуверенны и упорны без помощи школы и даже вопреки ней". Адольф Ферьер (начало ХХ века, Швейцария)
Речь пойдёт о Языке, а Язвк мы всегда начинаем познавать с Азбуки. Принято считать, что «азбука» это что-то... заурядное, общеизвестное, элементарное. А на самом деле, слово «Азбука» несёт в себе такие понятия, которые претендуют на высокие осмысления. Так, «Словарь синонимов русского языка» фиксирует в первую очередь понятие - «основа», а далее следуют её ответвления – основание, главное, фундамент, база, опора, костяк, ядро, стержень, краеугольный камень, основа основ, становой хребет; первоэлемент, первооснова, альфа и омега. То есть, начало и конец всего и вся... это Азбука.
Из «Жития Сергия Радонежского» мы знаем о великих заслугах преподобного, знаем, как Бог прославил угодника, а начиналось всё с мучительного овладения грамотой. Он говорил старцу: «Душа моя желает больше всего знать грамоту, я учусь грамоте, но не могу её одолеть. Ты же, святой отче, помолись обо мне Богу, чтобы смог я научиться грамоте». Ангел Божий в лице старца дал отроку благословение и с того часа, он уразумел учение книжное – так пишет Епифаний. Не подсказывает ли нам Игумен земли Русской, где черпать силы, к какому источнику припасть? Может начать нам надобно с изучения Азбуки и упражнений «в краснописании», т.е., в чистописании.
Что стоит за умением выводить буквы, каким перышком, с каким наклоном, и как это связано с развитием ребёнка? Вот об этом и пойдёт речь в нашей сегодняшней беседе. О наших предках, живших в Древней Руси, мы знаем, что они многое умели, но... в какой степени они владели грамотой? Обучение пошло из монастырей, значит, насельники монастырей умели писать. В монашеской среде полагали, что неграмотность чревата великой опасностью для души. Невежество осуждалось хуже греха, чтение считалось обязательным, как и молитва. Словом, в Древней Руси, люди умели читать и писать. Об этом говорят и раскопки: ученые на Руси находят множество ещё некнижных посланий, написанных на бересте в дохристанские времена. С каким интересом люди относились к книжному учению, свидетельствует тот факт, что многотысячные тиражи печатной продукции распродавались на Руси за несколько дней! Ну, а с чем же мы пришли к 21 веку, с какими ценностями и убеждениями? Сравнение не в нашу пользу: выявляется катастрофическое отставание по письму, а тех, кто проводит свой досуг за книгой - почти не осталось... Увидеть пишущего человека в наши дни – необычайная редкость. «Человек читающий – вид весьма редкий и оттого особенно ценный» Дотошные японцы, охочие до разных новшеств, изумились вдруг открывшемуся парадоксу. Как самые передовые в технике, они старались усадить за компьютер малышей. Дети быстро овладевали техникой письма клавишами, но при этом... малыши постепенно переставали говорить!!! И выяснилось, что если ребенок не пользуется на письме заведёнными испокон веков карандашом и ручкой, а всего лишь касается кнопок клавиатуры, то это не активизирует те точки на кончиках пальцев, которые связаны с головным мозгом. Компьютерное письмо не стимулирует развитие важных мозговых зон, отвечающих за своевременное и правильное формирование и развитие интеллектуальных функций, в том числе и речевых. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь... и движение пальцев рук,... соприкасаются!!! Именно это и позволяет ученым рассматривать кисть руки, как орган речи наряду с артикулярным аппаратом. Вот почему развитие речи малыша, а значит и интеллекта, зависит и от постановки руки – движения ее пальцев, кисти. Хорошо развитая моторика запускает механизмы внимания, мышления, координации движения, наблюдательности, воображения, творчества, памяти... И добиваться таких «моторчиков» в голове малыша нужно с пеленок (пальчиковые игры типа «Сорока-воровка). Сейчас существует множество платных центров развития интеллекта, но мы возьмем один... забытый спектр педагогики – обучение письму, ведь овладение письмом – это важнейший этап развития человека, это подключение его к Божественным энергиям, к восприятию благодатных даров милости Божией к человеку. Азбука появилась как результат особого смотрения Творца за своим творением. Письмо и развивает интеллект и, вместе с тем, зависит от умственных способностей - в большей степени, чем счет и чтение. Письменность – это фундамент становления духовной и... физической личности человека. Обучение письму процесс более сложный, чем, например, плотницкое дело и осознание, что в это время происходит с человеком, одна из важнейших задач педагогики. Для растущего малыша, как и для Адама, главное – проникнуться сутью вещей, при этом нельзя нарушать постепенность в восприятии им окружающего мира. Если мы говорим о письме, то шариковая ручка для ребенка (до 6 класса) – это такая же варварская вещь, как кусок мяса в пищу для новорожденного: по данным ряда медицинских исследований, письмо шариком отнимает 6-8 лет жизни. Он должен (!!!) учиться выводить буквы пером, как делали до него многие поколения предшественников. Иначе (!!!) происходит слом психофизических механизмов, генетически закрепленных в течение веков. Перо - это не простая вещь! И слово то... какое полётное. В нём ощутимы парение и окрыленность. Перо – это материя, служащая духу!!! То, что процесс писания оказывает воздействие на интеллект ребенка, доказывают и современные исследования петербургских педагогов. Занимаясь каллиграфией с умственно отсталыми детьми, ими были получены поразительные результаты. Здесь сказалось не только старательное выведение линий ручкой, но и фактор воздействия Азбуки как таковой. Откуда взялись буквы вообще? Насколько существенно соблюдать начертание именно русских букв? Какие изменения они претерпевали в течение веков? Что от этих древних букв осталось в Русской азбуке и почему стоит их сохранять? По мнению психологов, письмо – это один из самых сложных видов умственной деятельности. Если говорить человек начинает от слышания, то с письмом все обстоит гораздо сложнее (письмо - от видения). Дети теперь уже даже не видят пишущего человека: им трудно «вмонтировать» себя в предметный мир письма. Ребенок не видит письменного стола, ручки, не наблюдает за взрослыми, которые водят пером по бумаге. Трудность освоения письма в современном мире объясняется ещё тем, что буква (стала) абстрактной условностью, её лишили имени. Как трудно нынешним детям осваивать азбуку. В последние годы число школьников с нарушениями письменной речи увеличилось во много раз. По некоторым данным, почти треть младшеклассников плохо справляется с письмом. Такие патологии, как дизорфография, дисграфия, дислексия – напрямую свидетельствуют о связи письма с функциями головного мозга. Замена букв, упрощение и искажение их на письме и при чтении - влияют на развитие структур мозга человека и еще более затрудняют овладение речью и письмом. Существует наука изучения почерка – графология. Данные их экспертиз используются в психиатрии, криминалистике и... в практике подбора кадров. Если почерк впитывает и проявляет психические состояния пишущего, то нет ли здесь и обратной зависимости? Конечно есть, педагоги, много лет занимающиеся каллиграфией с различными людьми, подтверждают это. На становление личности ребенка влияет и сама графика букв, и прилагаемые при этом усилия, движения пальцев и кисти, и даже то, что выходит из-под пера и улавливается зрением. «Ты шлифуешь букву, буква шлифует тебя!» Вот, например, церковнославянская азбука, мы видим, как она красива и мы знаем, что она имеет Божественные корни. Ещё до появления первопечатных книг, на Руси сложилась высокая культура рукописной книги, которая успешно развивалась в монастырях. С самых древних времен обращали строжайшее внимание не только на правильность написанного, но и на изящество письма. Оно представляло собой высокое искусство. Пишущий старался, чтобы буквы выходили прямыми, без малейшего наклона. Именно такое их начертание было дано святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием. В старину чистописанию придавалось настолько важное значение, что у этого занятия были свои святые покровители – апостол Иоанн Богослов и пророк Наум. Прописи предваряла молитва, которую ученик читал перед началом урока: Святый пророче Божий, Науме, вразуми мя и накажи своею милостию и благодатию добре руководствию навыкати». Нужно сказать, что в древности слово «каллиграфия» не употребляли, тогда говорили «руководствие». Это слово глубоко по содержанию и точно по смыслу: дело в том, что учитель чистописания осуществлял именно «водительство» руки, направлял ее движение, объяснял и помогал ученику в овладении моторикой пальцев, кисти, предплечья - при письме. И сегодня, руку ребенка, начинающего водить карандашом по бумаге, нужно ставить так же, как ставят руку пианиста, скрипача или живописца. Когда же появились буквы... не те, которые были завещаны Кириллом и Мефодием? При Петре I. Государем всецело овладела страсть к реформам, которые коснулись и образования, и такого предмета, как чистописание. Присматриваясь к европейским порядкам, он решил упразднить славянский шрифт и перейти на более простой, по образцу латиницы. В 1707 году было положено основание гражданской печати. Вот так появились буквы «не те», что были завещаны славянскими просветителями, а были придуманы вновь - не наитием святого Духа, а лжеименным человеческим разумом. Кроме того, при Петре стали учить наклонному письму, как будто более пригодному для скорописи, хотя сам реформатор учился писать по русским Азбуковникам. Новая графика была не столь безобидна, как может показаться на первый взгляд. Азбучные реформы имели для Руси более ощутимые последствия, чем переодевания в западные одежды и стрижка бород, поскольку это затрагивало глубины сознания. Упрощение письма ради скорописи ослабило иммунитет русского языка: он стал открытым для чужеродных влияний, причём, грамотность в России в это время значительно падает. Итак, справедливо будет сказать, что учение книжное стало приходить в упадок в большей мере - по причине отступления от древних канонов письма, что привело также к искажению искомого первоначального значения слова. Сейчас, как никогда необходимо, чтобы каждый педагог владел корнесловным методом образования, который только один и может вернуть «окраденному» поколению истину и достоинство русского языка. Когда после революции выросли поколения, не знающие церковнославянского языка, то стало ясно, что язык... это не просто средство общения. Язык – это среда (экология=словесная среда обитания), это те вибрации, в которых только и возможно Богообщение. Уничтожение этой среды было основным элементом дьявольского замысла, за которым уже легко было начать разрушение храмов, убийство священнослужителей и верующих – разрушение Святой Руси. А когда эта святая среда была уничтожена, то оказалось, что у людей, и особенно у детей, была отнята возможность восприятия Божественных энергий. Теперь поговорим о «прямостоянии», т.е., о вертикальном написании букв. Знаки на письме - это визуальное отображение видимого мира. Наклон мешает восприятию букв, если не сказать больше. Прямостоящие буквы – это своего рода отображение вертикали в устроении мироздания. Всякий росток тянется к солнцу. Почему русские решили наклонить буквы? Не иначе, как бес попутал. Гигиенисты утверждают, что письмо по косой линейке - это что-то неестественное: прямое письмо на стадии начального обучения считается более приемлемым: малыш вначале еще не пишет, а только вырисовывает букву, и основные штрихи подчиняются скорее законам зрения, чем законам движения руки. Основываясь на подобных наблюдениях, ученые советуют при начальном обучении вводить прямое письмо, иначе мы вынуждены будем видеть, как ученик «безобразно» сидит и пишет. При прямом почерке большинство учащихся имеют более правильное положение туловища, головы и рук. Прямой почерк – почерк будущего. Даже оппоненты прямого письма признали, что хорошая посадка пишущего не подлежит сомнению: вертикальное направление штрихов для руки, для глаз и для туловища – самое удобное и естественное. И уже есть исследования современных ученых, которые цифрами, диаграммами и фотоматериалами установили, что на здоровье учеников ничто так не влияет, как сам характер письма. Нельзя не заметить, что расположение пальцев, традиционно правильно держащих перо, повторяет их сложение в троеперстие – красноречивый символ соединения письма и молитвы. Можем ли мы теперь, узнав правду о письме, пренебречь ею. Вот какая ответственность лежит пред нами, педагогами. Вопрос, какими же качествами нужно обладать «доброму письмоучителю»? Ему следует быть «честну и искусну в показывании того, как держать перо, голову и стан в пристойном положении». От нас с вами зависит здоровье нации,... чтобы в нашей стране не было детей-сколиотиков и близоруких детей. Комиссия офтальмологов, для предотвращения близорукости, рекомендовала обязательное введение вертикального письма в школах при параллельном к краю стола положения тетради. Поставить красивый почерк очень трудно, сложнее, чем научить играть на музыкальном инструменте. Вернёмся к истокам и поговорим о материях более сложных и тонких, чем чистописание – о языке. По воле Господа славяне стали обладателями богодухновенного языка, послужившего основой современному русскому языку. Язык – это сложнейшая система знаков и символов. Посредством языка осуществляется изучение и познание мира. Поэтому следует знать его получше! Результаты исследований доказывают, что организму далеко не безразлично, о чём человек думает, что он слушает, говорит, читает или смотрит. «Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых – разрушается», - говорит мудрый Соломон. И это истинная правда: слово всегда оставляет неизгладимый след, ибо в слове содержится великая духовная энергия – или энергия любви и добра, или наоборот... А энергия никогда не пропадает. Мировосприятие, искаженное агрессивной информацией, может стать миной замедленного действия, способной запустить механизмы саморазрушения. После всего сказанного, нельзя отрицать, что обретение гармонии с самим собой и окружающим миром, становятся возможны, когда человек... начинает писать!!! Ребёнок выводит по прописям буквы с соблюдением всех правил начертания,... и в его умственном (духовном) аппарате оживает и восстанавливается связь со своим Создателем. Если слушание текста оказывает мощное воздействие, то не менее - воспроизведение букв и слов на письме. Заключение. От Кирилла и Мефодия славяне получили священную Азбуку с определенным начертанием букв: прямостоящие, ... с чередованием тонких линий и линий нажима. Поэтому ещё раз напоминаю, что для эмоционального и физического самочувствия человека – не безразлично каким шрифтом набрана печатная страница. Вот теперь вам решать, надо ли учиться церковнославянскому языку и письму? Речь идет не о постановке почерка и техники чтения, а постановке... русского характера. Сейчас уже и так, послания современных юношей и девушек по образности и грамотности языка значительно уступают авторам берестяных грамот. Что взять с мобильных писарей, которые общаются друг с другом SMS-ками в виде обрывков слов с ужасными ошибками. Путь постижения мира ребёнком, его освоения должен быть постепенным, и обрыв преемственности в опыте обучения – это вымирание нации. Во всяком случае, уже сейчас в наших школах дети в основной свое массе с трудом поддаются обучению, появилось даже определение «необучаемые». Итак, если нас не волнует деградация народа, если нас не отрезвит опыт запада и американского народа, отказавшихся от компьютера и иностранных языков - в младших классах, то можем продолжать в том же духе – сломя голову гнаться за так называемой цивилизацией. ВЫВОДЫ и пожелания:
Комментарии
2015-09-30 10:35:53
Любовь Николаевна
№ 2283806
Татьяна Павловна, благодарю за добрые слова. Надеюсь, 12 октября встретимся в Герцена и обо всём поговорим.
С уважением, Любовь Николаевна
2016-01-28 11:23:30
Ирина
№ 3456406
Любовь Николаевна! Спасибо за замечательную статью, прочитала на одном дыхании, считаю с ней обязательно должен познакомиться каждый педагог, особенно в начальной школе!
|
Как уместно сегодня Ваше творение! Спасибо за благое назидание. Читается и проникает в душу изумительно. Буду использовать для воспитания внуков и учеников. Можно ли начать учиться каллиграфии с середины октября, когда вернуться все с дачных мест?