Новости
17.08.2023
ПРИМЕР ПОДГОТОВКИ ПРАВОСЛАВНОГО ПЕДАГОГА К БУДУЩЕМУ УРОКУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ – ЛЕБЕДИ». ВАСИЛИЙ СЕМЕНЦОВ
03.02.2023
СЕМЬЯ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА
20.01.2022
ПРИМЕНЕНИЕ КОРНЕСЛОВНО-СМЫСЛОВОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ МБДОУ «ЗВЁЗДОЧКА»
17.01.2022
ДЕТИ В СЕМЬЕ – НАСТОЯЩЕЕ СЧАСТЬЕ. ОЛЬГА ЗАЛЫГАЛОВА
17.01.2022
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ПРОЕКТ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ «ЗНАКОМСТВО С ВЕЛИКИМ РУССКИМ ПОЛКОВОДЦЕМ А.В. СУВОРОВЫМ»
|
ПРИМЕНЕНИЕ КОРНЕСЛОВНО-СМЫСЛОВОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ МБДОУ «ЗВЁЗДОЧКА»« Все новости
ПРИМЕНЕНИЕ КОРНЕСЛОВНО-СМЫСЛОВОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ МБДОУ «ЗВЁЗДОЧКА» 20.01.2022 23:36
Цель работы, которую мы здесь представим – создание условий для осмысления детьми дошкольного возраста внешнего содержания слова (значения) и переходу к внутреннему осмыслению (сути, смысла) на примере слова «порядок». В соответствии с целью мы обозначили следующие задачи:
В своей работе педагоги сада «Звездочка» использовали дидактические принципы корнесловно-смыслового подхода, обозначенные В.В. Семенцовым («Корнесловно-смысловой подход в образовании. Статьи разных лет.») Скачать Презентация.pptx (149.4 Мб) «Дидактика» - извлечение мудрости, управление мышлением и выводами воспитанников. «Принцип»- уловленная суть, требование «схватывать главное» («Корнесловно-смысловой подход в образовании» Статьи разных лет.) «Поскольку истинный неизменный смысл каждого живого слова не может быть в должной мере раскрыт без обращения к его этимологическим корням, осмыслим словосочетание дидактические принципы. Британские этимологические словари указывают на первый индоевропейский корень слова дидактический: *dens- «wisdom, toteach, learn»: *денс- «мудрость, учить, учиться». Второй этимологический корень *-act возводится ими к индоевропейскому *ag- «todrive, drawoutorforth, move»: *аг- «управлять, извлекать, двигать». Таким образом, исконный смысл дидактики можно представить как «извлечение мудрости», «управление мышлением и выводами учащегося». («Корнесловно-смысловой подход в образовании. Статьи разных лет.В.В.Семенцов). «Слово принцип восходит к двум заимствованным этимологическим корням, прин- и -цип. Первый этимологический корень – тот же, что латинском в слове примус: «первый, первостепенный, главный». Второй корень *-цип – тот же, что и в латинском слове капере (ср. капер – пират, берущий корабли на абордаж) – «схватывать, сцеплять, улавливать». («Корнесловно-смысловой подход в образовании. Статьи разных лет».) Таким образом, этимологически слово «принцип» можно образно представить в виде «уловленной сути», требования «схватывать главное». Возвращаясь к примеру со словом дидактика, мы выявили актуальность выбранной темы. « Если современный читатель в принципе не хочет знать этимологических корней слов, не умеет и не имеет навыка извлечения и осмысления этих корней, то и его способность схватывать в речи главное, улавливать суть происходящего и произносимого будет весьма скудной. Почему же тогда современная дидактика не придерживается этимологического принципа осмысленного обучения? Возможно, причина в том, что учащихся, которые умеют «извлекать древнюю мудрость», быстро улавливать суть и схватывать главное в изучаемых предметах, трудно программировать и форматировать в рамках модных стандартных убеждений. Суть и истинная мудрость – это вечные категории, во все века противоречащие современной моде. Следовательно, целью разработки дидактических принципов обучения осмысленной словесной речи должна стать защита учащихся от духовной агрессии, направленной на программирование и форматирование их языковой личности и внутренней речи. Итак, дидактический принцип - «управление процессом извлечения истинной мудрости, направленным на улавливание главного (сути) в преподаваемом предмете». Первый принцип - принцип возвращения от изучаемого объекта к личности обучаемого. Именно этот принцип обеспечивает результат дальнейшего осмысления слов учителя учеником, воспитанником. С одной стороны, этот современный обычай запрограммирован и оправдан старинным принципом советской розничной торговли: «Вас много, а я одна». С другой стороны, сейчас происходит ужесточение независимого контроля успеваемости и усвоения объективных знаний каждым воспитанникком. В этих условиях обычай не замечать тех, кто «отстает», «не догоняет», не сразу улавливает смысл слова или высказывания, представляется жестоким и разрушительным как для психики части детей, так и для всей системы образования в целом. На смену устаревшему «Вас много, а я одна» должен прийти другой девиз, обращенный лично к каждому ученику, вроде «Не бойся, я с тобой!» или «Давай разберемся вместе!». Второй дидактический принцип обусловливается конкретностью истинного смысла в отличие от абстрактных значений. Для краткости назовем его принципом восхождения от отвлеченного понятия к конкретному образу-символу в слове. В ходе проживания слова вся образовательная деятельность педагогов была направлена на исследование значений слова «порядок». В ходе беседы с детьми на тему: «Что такое «порядок?» были изготовлены карты, в составлении которых дети самостоятельно подбирали картинки. Для воспитанников младшего и среднего возраста «порядок» - это порядок в группе, в одежде, в игрушках, на столе. Воспитатель подводил детей к расширению значения слова на примере порядка букв, цифр, построения, нот, сервировки стола, алгоритма действий при одевании, дежурстве. Для закрепления смысла слова «порядок» детям были предложены игры: «Что сначала, что потом», «Расскажи историю по картинкам», «Выполни задание» с целью перехода детей от значения слова «порядок» к его смыслу. При закреплении смысла слова, дети выполнили творческие задания на тему «Порядок», используя различные материалы: карандаши, пластилин, мелки, бумагу. При анализе работ дети ещё раз смогли встретится с теми словами, смыслы которых заложены в названии предметов: посуда, чайник, сахарница, пылесос, скороварка, соковыжималка и составить с этими словами предложения. Для воспитанников старшего возраста было предложено вслушаться в слово «порядок» и подумать, что оно обозначает. Ответы были однозначные: «Порядок – то когда всё лежит по своим рядам, на своём месте». Педагог предложил игру, в которой необходимо было разложить картинки, согласно тексту В. Сутеева «Под грибом» и подвёл воспитанников к выводу, что порядок – это ещё и действия, которые выполняются друг за другом. Примером стал и распорядок дня. На вопрос: «Что такое порядок?» дети назвали алгоритм в рисовании, в конструировании, работе по схеме, различные построения, смену времён года… Так как одно из любимых занятий детворы зимой – катание с горки, педагог предложил послушать рассказ Н. Носова «На горке». При знакомстве детей с произведением была проведена беседа по рассказу, определён порядок выполнения работы. Кто нарушил порядок детской забавы? Как? Как был восстановлен порядок на горке? Какие похожие (однокоренные) слова к слову «порядок» мы с вами знаем?.. (Дети назвали: ряд, заряд, беспорядок, рядиться, наряжаться). Почему, как вы думаете, мы назвали слово «наряжаться», «наряд»? Как мы говорим, когда что-то не так во внешнем виде человека? (Приведи себя в порядок). Существительное наряд образовано от глагола нарядить, а он в свою очередь, - от рядить. Так мы пришли шаг за шагом к общеславянскому слову ряд. Оно того же корня, что и слово орудие, и значило в славянских языках "ряд, порядок, строй". Вот откуда у слова "наряд" было значение не только "одежда", но и "порядок". Педагог назвал слово «порядочный» и предложил подумать про кого так можно сказать? Дети назвали: «Человек». На вопрос: «Порядочный человек» - это какой человек», - дети отвечали: любит порядок, аккуратный, любит красиво одеваться, не опаздывает, делает всё правильно. Порядочность — качество человека, всегда выполняющего свои обещания. Порядочность - положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как общая упорядоченность всего строя нравственных качеств и поступков, не допускающего проявления безнравственности, зла, греха. На вопрос : «Каких литературных героев можно назвать порядочными?» - дети назвали Золушку, Крошечку-хаврошечку, добрых героев сказки «Волшебник изумрудного города»… Для закрепления смысла слова «порядочный» детям была предложена творческая работа на тему «Всё по порядку!» Анализируя работы детей, педагоги обратили внимание на птичью тему: совместно с родителями воспитанниками были сделаны кормушки. Дети охотно рассказывали, как они кормят зимующих птиц, домашнюю птицу. Работа с использованием корнесловно-смыслового подхода была продолжена при осмыслении темы «Перелётные птицы». В той теме дети осваивали смыслы слов «перелётные», «зимующие», «оседлые» птицы, гнездо, крыло. Самостоятельно составляли предложения с использованием данных слов, выполнили коллективную работу «Стайка синиц». Совместно с родителями подготовили информацию о самостоятельно избранной птице и рассказали о ней в группе. В результате данной работы мы педагоги пришли к выводу о том, что создание условий для осмысления детьми слов русского языка и включения их в активный словарь позволяет педагогам решать задачи как умственного, социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического развития, так и воспитывать положительные духовно-нравственные качества личности воспитанников. Субботина Ирина Николаевна, Пикушина Татьяна Николаевна — воспитатели сада «Звездочка». МБДОУ «Звездочка», Борисоглебский район Ярославская область
Скачать Презентация.pptx (149.4 Мб) КомментарииКомментариев пока нет. |