Кротость - от того же корня, что короткий, укрощать. Антоним кротости - гнев, необузданность.

Новости

ПРИМЕНЕНИЕ КОРНЕСЛОВНО-СМЫСЛОВОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ МБДОУ «ЗВЁЗДОЧКА»

« Все новости

ПРИМЕНЕНИЕ КОРНЕСЛОВНО-СМЫСЛОВОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ МБДОУ «ЗВЁЗДОЧКА» 20.01.2022 23:36

Цель работы, которую мы здесь представим – создание условий для осмысления детьми дошкольного возраста внешнего содержания слова (значения) и переходу к внутреннему осмыслению (сути, смысла) на примере слова «порядок».

 В соответствии с целью мы обозначили следующие задачи:

  1. заинтересовать воспитанников поиском корня слова и подбором к нему однокоренных слов;
  2. способствовать «восхождению» от обыденного значения слова «порядок» (материального восприятия) к пониманию воспитанниками более глубинного смысла – «порядочность»;
  3. организовать совместную деятельность по освоению внутреннего смысла слова;
  4. воспитывать у детей любовь к порядку в быту и порядочности как свойству личности.

В своей работе педагоги сада «Звездочка» использовали дидактические принципы корнесловно-смыслового подхода, обозначенные   В.В. Семенцовым («Корнесловно-смысловой подход в образовании.  Статьи разных лет.») Скачать Презентация.pptx (149.4 Мб)

«Дидактика» - извлечение мудрости, управление мышлением и выводами воспитанников.

«Принцип»- уловленная суть, требование «схватывать главное» («Корнесловно-смысловой подход в образовании» Статьи разных лет.)

«Поскольку истинный неизменный смысл каждого живого слова не может быть в должной мере раскрыт без обращения к его этимологическим корням, осмыслим  словосочетание дидактические принципы. Британские этимологические словари указывают на первый индоевропейский корень слова дидактический: *dens- «wisdom, toteach, learn»: *денс- «мудрость, учить, учиться». Второй этимологический корень *-act возводится ими к индоевропейскому *ag- «todrive, drawoutorforth, move»: *аг- «управлять, извлекать, двигать». Таким образом, исконный смысл дидактики можно представить как «извлечение мудрости», «управление мышлением и выводами учащегося». («Корнесловно-смысловой подход в образовании. Статьи разных лет.В.В.Семенцов).

«Слово принцип восходит к двум заимствованным этимологическим корням, прин- и -цип. Первый этимологический корень – тот же, что латинском в слове примус: «первый, первостепенный, главный». Второй корень *-цип – тот же, что и в латинском слове капере (ср. капер – пират, берущий корабли на абордаж) – «схватывать, сцеплять, улавливать». («Корнесловно-смысловой подход в образовании. Статьи разных лет».)

Таким образом, этимологически слово «принцип» можно образно представить в виде «уловленной сути», требования «схватывать главное».

Возвращаясь к примеру со словом  дидактика, мы выявили  актуальность выбранной темы. « Если современный читатель в принципе не хочет знать этимологических корней слов, не умеет и не  имеет навыка извлечения и осмысления этих корней, то и его способность схватывать в речи главное, улавливать суть происходящего и произносимого будет весьма скудной. Почему же тогда современная дидактика не придерживается этимологического принципа осмысленного обучения? Возможно, причина в том, что учащихся, которые умеют «извлекать древнюю мудрость», быстро улавливать суть и схватывать главное в изучаемых предметах, трудно программировать и форматировать в рамках модных стандартных убеждений. Суть и истинная мудрость – это вечные категории, во все века противоречащие современной моде. Следовательно, целью разработки дидактических принципов обучения осмысленной словесной речи должна стать защита учащихся от духовной агрессии, направленной на программирование и форматирование их языковой личности и внутренней речи.

Итак,  дидактический принцип  -  «управление процессом извлечения истинной мудрости, направленным на улавливание главного (сути) в преподаваемом предмете».

Первый принцип - принцип возвращения от изучаемого объекта к личности обучаемого. Именно этот принцип обеспечивает результат  дальнейшего осмысления слов учителя учеником, воспитанником.  С одной стороны, этот современный обычай запрограммирован и оправдан старинным принципом советской розничной торговли: «Вас много, а я одна». С другой стороны, сейчас происходит ужесточение независимого контроля успеваемости и усвоения объективных знаний каждым воспитанникком. В этих условиях обычай не замечать тех, кто «отстает», «не догоняет», не сразу улавливает смысл слова или высказывания, представляется жестоким и разрушительным как для психики части детей, так и для всей системы образования в целом. На смену устаревшему «Вас много, а я одна» должен прийти другой девиз, обращенный лично к каждому ученику, вроде «Не бойся, я с тобой!» или «Давай разберемся вместе!».

Второй дидактический принцип  обусловливается конкретностью истинного смысла в отличие от абстрактных значений. Для краткости назовем его принципом восхождения от отвлеченного понятия к конкретному образу-символу в слове.

В ходе проживания слова вся образовательная деятельность  педагогов была направлена на исследование значений слова «порядок». В ходе беседы с детьми на тему: «Что такое «порядок?»  были изготовлены  карты, в составлении которых дети самостоятельно подбирали картинки.

Для воспитанников младшего и среднего возраста «порядок» - это порядок в группе, в одежде, в игрушках, на столе. Воспитатель подводил детей к расширению значения слова на примере порядка букв, цифр, построения, нот, сервировки стола, алгоритма действий при одевании, дежурстве.

Для закрепления смысла слова «порядок» детям были предложены игры: «Что сначала, что потом», «Расскажи историю по картинкам», «Выполни задание» с целью перехода детей от значения слова «порядок» к его смыслу.

При закреплении смысла слова, дети выполнили творческие задания на тему «Порядок», используя различные материалы: карандаши, пластилин, мелки, бумагу.

При анализе работ дети ещё раз смогли встретится с теми словами, смыслы которых заложены в названии предметов: посуда, чайник, сахарница, пылесос, скороварка, соковыжималка и составить с этими словами предложения.

Для воспитанников старшего возраста было предложено вслушаться в слово «порядок» и подумать, что оно обозначает. Ответы были однозначные: «Порядок – то когда всё лежит по своим рядам, на своём месте».

Педагог предложил игру, в которой необходимо было разложить картинки, согласно тексту В. Сутеева «Под грибом» и подвёл  воспитанников к выводу, что порядок – это ещё и действия, которые выполняются друг за другом. Примером  стал и распорядок дня.

На вопрос:  «Что такое порядок?»  дети назвали    алгоритм в рисовании, в конструировании,  работе по схеме, различные построения, смену времён года…

 Так как одно из любимых занятий детворы зимой – катание с горки, педагог предложил  послушать  рассказ Н. Носова «На горке».

При знакомстве детей с  произведением  была проведена беседа по рассказу, определён порядок выполнения работы. Кто нарушил порядок детской забавы? Как? Как был восстановлен порядок на горке?

Какие похожие (однокоренные) слова к слову «порядок»  мы с вами  знаем?.. (Дети назвали: ряд, заряд, беспорядок, рядиться, наряжаться).  Почему, как вы думаете, мы назвали  слово «наряжаться», «наряд»? Как мы говорим, когда что-то не так во внешнем виде человека? (Приведи себя в порядок).

Существительное наряд образовано от глагола нарядить, а он в свою очередь, - от рядить. Так мы пришли шаг за шагом к общеславянскому слову ряд. Оно того же корня, что и слово орудие, и значило в славянских языках "ряд, порядок, строй". Вот откуда у слова "наряд" было значение не только "одежда", но и "порядок".

Педагог назвал слово «порядочный» и предложил подумать про кого так можно сказать? Дети назвали: «Человек».  На вопрос: «Порядочный человек» - это какой человек», - дети отвечали: любит порядок, аккуратный, любит красиво одеваться, не опаздывает, делает всё правильно.

Порядочность — качество человека, всегда выполняющего свои обещания.

Порядочность  - положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как общая упорядоченность всего строя нравственных качеств и поступков, не допускающего проявления безнравственности, зла, греха.

  На вопрос : «Каких литературных героев можно назвать порядочными?» - дети назвали  Золушку, Крошечку-хаврошечку, добрых героев сказки «Волшебник изумрудного города»…

Для закрепления смысла слова «порядочный» детям была предложена творческая работа на тему «Всё по порядку!»

Анализируя работы детей, педагоги обратили внимание на птичью тему: совместно с родителями воспитанниками были сделаны кормушки. Дети охотно рассказывали, как  они кормят зимующих птиц, домашнюю птицу.

Работа с использованием корнесловно-смыслового подхода была продолжена при осмыслении темы  «Перелётные птицы». В той теме дети осваивали смыслы  слов «перелётные», «зимующие», «оседлые» птицы, гнездо, крыло.

Самостоятельно составляли предложения с использованием данных слов, выполнили коллективную работу «Стайка синиц».

Совместно с родителями подготовили информацию о самостоятельно избранной  птице и рассказали о ней в группе.

В результате данной работы мы педагоги пришли к выводу о том, что создание условий для осмысления детьми слов русского языка и включения их в активный словарь позволяет педагогам решать задачи как умственного, социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического развития, так и воспитывать положительные духовно-нравственные качества личности воспитанников.

Субботина Ирина Николаевна,

Пикушина Татьяна Николаевна — воспитатели сада «Звездочка».

МБДОУ «Звездочка»,

Борисоглебский район

Ярославская область

 

Скачать Презентация.pptx (149.4 Мб)


Комментарии


Комментариев пока нет.

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: