Новости
17.08.2023
ПРИМЕР ПОДГОТОВКИ ПРАВОСЛАВНОГО ПЕДАГОГА К БУДУЩЕМУ УРОКУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ – ЛЕБЕДИ». ВАСИЛИЙ СЕМЕНЦОВ
03.02.2023
СЕМЬЯ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА
20.01.2022
ПРИМЕНЕНИЕ КОРНЕСЛОВНО-СМЫСЛОВОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ МБДОУ «ЗВЁЗДОЧКА»
17.01.2022
ДЕТИ В СЕМЬЕ – НАСТОЯЩЕЕ СЧАСТЬЕ. ОЛЬГА ЗАЛЫГАЛОВА
17.01.2022
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ПРОЕКТ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ «ЗНАКОМСТВО С ВЕЛИКИМ РУССКИМ ПОЛКОВОДЦЕМ А.В. СУВОРОВЫМ»
|
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ СМЫСЛЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ АКАДЕМИКА ОБРАЗОВАНИЯ И.П.ИВАНОВА. ОЛЬГА БЕЛЯНОВА« Все новости
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ СМЫСЛЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ АКАДЕМИКА ОБРАЗОВАНИЯ И.П.ИВАНОВА. ОЛЬГА БЕЛЯНОВА 24.12.2016 07:27
Предлагаемое педагогическое размышление-воспоминание о дорогом прошлом, о годах школьной юности призвано служить свидетельством того, что Господь хранил и хранит наш народ одному Ему ведомыми способами. Даже в такие годы нашей истории, когда о Евангелии не могло быть и речи в официальной практике образования, И.П.Иванов( педагог-коммунист, философ, ученый, сын полного Георгиевского кавалера, отличившегося на полях сражений в первую мировую войну), надо полагать, ознакомился с Евангелием философски, как культуролог… Оно же дивно отозвалось в его душе- родилась всеми любимая методика воспитания счастливых детей. Плохо организованная школа воспитывает людей, которые всю свою жизнь только и умеют, что осуществлять другими предписанные цели, то есть ремесленников или чиновников. С.И.Гессен
Полем, полем, полем свежий ветер пролетел… Из песни. Появление в отечественной педагогике 60-х годов 20 столетия воспитательной системы Игоря Петровича Иванова было сродни освежающему порыву упругого свежего ветра, поколебавшему покой древовидного пространства официальной советской школьной воспитательной системы, привыкшей к регламентации, к строгому и безжизненному росчерку школьных линеек, парадных пионерских сборов, собраний актива (пионерского и комсомольского), занятых непременной многочасовой «проработкой» нерадивых двоечников, а также к обязательным сборам металлолома и макулатуры, составлению пионерских и комсомольских обязательств в специально разграфленных тетрадках (как правило, скучных и неподатливых к исполнению). Все это лишь изредка оживлялось культпоходами в кино и школьными вечерами. Так было и во времена оные, когда неожиданно появилась Благая Весть о победе Жизни, о попрании смерти. Навсегда. Юные коммунары (новая воспитательная система называлась коммунарской) буквально кипели жизнью, дружбой, радостью. Первые встречи вспоминались так: «Я была очень заводилистой девчонкой – так говорили в школе. Поэтому старшая пионервожатая послала меня в Дом пионеров на какое-то интересное дело… На первом этаже было уже много ребят. Все стояли кучками и пели… А я не знаю – куда и с кем. Тут подходит какая-то девочка… и очень запросто так:
(Из книги С.Соловейчика, талантливого популяризатора и летописца коммунарского движения «Воспитание по Иванову»). Песня, постоянное поддержание веселого приподнятого настроения – это был один из принципов воспитательной системы, который неукоснительно исполнялся: Даешь мажорный тон, Как учит нас Антон! И чтоб, как у Задорова, Всегда все было здорово!» (Антон -гениальный педагог А.С.Макаренко, многие его положения о воспитании детей были взяты И.П.Ивановым за основу. – О.Б.). Вспоминает В.А.Малов: «Я ничего толком не помню, кроме радости общения… Мы всегда заботились о том, чтобы в репертуаре наших отрядов были мажорные песни. И народные тоже. Туристские, студенческие, эстрадные, уличные как-то появляются сами собой, без усилия вожатого, народные же, мажорные надо возделывать»(2, с. 362) И все время – стихи, поэзия, стихи – всерьез и понарошку. Вспоминает Н.А.Иванов, член коммуны имени Макаренко с 1967 г.: «Но стихи, стихи! Я верил в их искренность тогда, я верю в них двадцать с лишним лет спустя. …Дуй нам, ветер, прямо в грудь Нас, коммунаров, не согнуть!
... Унывать коммунарам нечего, нечего, нечего! Сеем разумное, доброе, вечное вечное, вечное!
Евангелие – благая весть о Господе, пришедшем в мир, исполнившем свою миссию и воскресшем. «Радуйтесь и веселитесь» (Мф 5:12), «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк 2:10,11), «Радости вашей уже никто не отнимет у вас» (Ин 16:22). Далее находим такие апостольские установки первым христианам: «чтобы радость о воскресшем Господе была совершенна» ( 1 Ин 1:4), была «неизреченная и преславная», « великая» (Флм 1:7). Наконец, призыв: «Всегда радуйтесь»(1 Фес 5:16). Быть горячими, отзывчивыми на всякое доброе дело, быстрыми в оказании помощи всем, в ней нуждающимся, – это еще один закон, по которому жили юные коммунары: Коммуна –да! Мажор – всегда! Огнем Макаренко- пылать! Штурмуя небо -не пищать!
Если я гореть не буду, Если ты гореть не будешь, Если мы гореть не будем – Кто тогда разгонит тьму?!
Огонь и небо – случайно ли? Вместо слова «небо» очень неплохо рифмовались бы и другие слова: «космос», «звезды», «дали». Однако небо – удел Божий: Господь пребывает на небе. « Христос был Господом неба и земли» (Деян 17:24). В Евангелии именно с неба сошли огненные языки на апостолов, ознаменовав рождение Церкви Христовой. Так же и огонь. «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк 12: 49) Поэтому горение святым огнем стало мерилом человеческой благодатности: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Отк 1:15, 16). Очень показательно в своем роде и слово «штурмовать» - брать силой. В Священных текстах его, конечно же, нет. Но есть очень близкое по смыслу. Царство небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11:12) Сила и бескомпромиссность звучат в девизах- заповедях первых коммунаров: «Будь, коммунар, новой жизни творцом!», «Формалист и бюрократ – самый ядовитый гад!» Закон борьбы гласил: «Давай бой дряни любой! Формализму – бой! Эгоизму – бой! Равнодушию –бой! Скуке – бой! Показухе – бой!» (2, с. 471) Не слишком ли драчливо для нашего «толерантного» времени? А для того – «оттепельного»? Если обратиться к Евангелию, то –для всех времен! - в самый раз: Новое вино всегда угрожает целостности мехов старых. Спаситель говорил: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф 10:34). Меч – для того, чтобы все новое и здоровое в жизни человека было навсегда отсечено от старого и больного, грозящего тлением. Уже не однажды упоминалось, что воспитательная методика Игоря Петровича Иванова называлась коммунарской. Обратимся к смыслу слова «коммунар», заглянув в современный словарь иностранных слов. «Коммунар – член коммуны. Коммуна – от лат. «коммунис» – общий: коллектив лиц, объединившихся для совместной жизни на началах общности имущества и труда»(3). Осталось добавить, что самыми по историческим меркам ранними коммунами были именно сообщества первых христиан: После крестной смерти, воскресения и вознесения Господа … все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян 2: 43- 46). Что же, кроме продуцирования всегдашней радости и хорошего настроения, составляло смысл и нерв коммунарской системы воспитания? Что в ней было главным? Сам Игорь Петрович, подводя в 1977 году итог 15-летнего срока жизни Коммуны имени Макаренко как школы комплексного подхода к воспитанию, определяет его тремя словами: «забота, творчество, дружба».(2, с.268).Всмотримся в эти понятия пристальнее. Забота, согласно словарю живого великорусского языка В.И.Даля, - это «усердные хлопоты, безпокойство о ком-либо, о чем-либо… Заботливый – попечительный, усердный… Быть озабочену – хлопотать, стараться, печься, радеть, безпокоиться…Заботник – радетель, кормилец» (4). Обратим внимание на сердечность как на отличительный признак человека в состоянии заботы (в слове усердные –корень «серд»: от сердечный, сердце). Тема окамененных сердец людей – одна из самых печальных в Евангелии. Люди «несмысленные и медлительные сердцем» (Лк 24:25) – причина горестных воздыханий Спасителя. Сердечность людей – это и условие способности воспринять Благую Весть: только «чистые сердцем Бога узрят»(Мф 5:8). Коммуна имени Макаренко предлагала как норму образа жизни студентов тогдашнего педагогического института – добровольную и бескорыстную заботу о людях. В педагогической системе И.П.Иванова был принят «Закон Заботы» (!) Методика предполагала постоянство и систематичность усилий по разведке и осуществлению дел по направлению «труд-забота» (трудовая разведка, трудовой десант, трудовой рейд). Слово коммунарам: «Основное в коммуне –это помощь людям, в колхозе у которых мы живем. Будь то колхоз, совхоз, завод, школа – везде мы ищем работу, чтобы…помочь чем можем. Отношение к труду в коммуне особенное. Каждый день мы на сборах работаем, каждый день на линейке говорится, что на работу пойдут добровольцы,… Прервем цитату евангельским : «Если кто хочет… следуй за Мною»(Мф 16:24) Свобода воли человека, его добровольный выбор – святая святых евангельской этики. …и каждый раз в числе добровольцев оказываются все. Не забуду, как впервые почувствовал пользу от того, что мы делаем. Это было в Ефимовском районе, в Ефимии. Мы уже прожили десять дней и каждый день работали в поле. А работать в поле, полоть свеклу, когда ее не видно из-за сорняков, «не очень-то приятно, не очень-то легко, не очень-то понятно и очень далеко» - грядки у нас действительно были длиннющие. Засуха была уже дней пять, и вот однажды ночью раздался сигнал тревоги, мы построились, и с нами стал говорить председатель колхоза. Он просил нас выйти ночью на работу и дополоть оставшиеся 10 га, так как свекла может погибнуть, и мы тут же пошли работать. Не удивляйтесь, что это ночью. Ефимовский район- Ленинградская область, а у нас в июне белые ночи. Работали мы здорово, часов до восьми утра, но успели все выполоть….И было очень приятно чувствовать себя полезным и нужным человеком» (1, с. 147) «Думаю, именно в добровольно предпринятых делах, а не в морализировании, наставлениях, беседах… происходит созидание энергии любви и содружества. Слово «забота» в русском языке удивительно богато: в нем содержится любовь и дело. Забота – это деятельная любовь, это желание добра и само добро, привнесенное в жизнь человеком». (Л.Г.Борисова)(2, с.351) Плод же духа: Любовь, радость, мир,…милосердие, вера (Гал 5:22) Будем внимательны друг к другу, поощряя к Любви и добрым делам (Евр 10:24) Наконец, «Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога…потому что Бог есть Любовь»(1 Ин 4:8). «У И.П.Иванова - работа каждого с каждым, каждого в коллективе. Все вместе. Каждому дело по душе. А значит, и душа у каждого растет. Появляется большой души человек.» (Л.Г.Борисова,2, с.348) В педагогике это как фантастическая мечта, как свет далекой звезды. А у коммунаров мечта стала явью. У них на сборах «каждый день был насыщен до предела. Каждый день – работа для людей. Участвовали в комсомольском субботнике. Давали концерты в больнице. Ночью построили снежный городок во дворе детского садика- сюрприз для малышей (не обошлось без неприятностей: сторож, увидев столько народу возле детского сада, вызвал наряд милиции…Но мы быстро объяснились с милиционерами») (1,с.90). Труд свят! Об этом тоже немало сказано в Евангелии. Остановимся на апостольских посланиях Апостолов Иакова и Павла. «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» (1Евр 10:24). «Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы… делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам»(1 Фес 10:11). «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Сол 3:11)А ведь и во времена апостолов многие христиане были людьми состоятельными и пользовались трудом слуг… «Но слышим, что некоторые из вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся» (2 Сол 3: 11). Кстати, о суете как норме современной воспитательной практики в условиях мегаполиса, заместившей серьезность «труда в поте лица», педагогам давно надо задуматься, обеспокоиться, но… Творчество – второй показатель успешности и знак качества воспитательной методики, обозначенный И.П.Ивановым. В словаре В.И.Даля читаем: «Творить – давать бытие, сотворять, созидать, производить, раждать… Один Бог творит. Творчество – как творенье, сотворенье, созидание, как деятельное свойство. Творческий – ко Творцу и творчеству относящийся….Творческий дар немногим дан.»(4) Романтику нашей жизни Не заменить ничем; Каждое дело –творчески, Иначе – зачем? «Еще одно усилие! Еще! Молодцы, мальчишки! Пирамида «верхолазов» рассыпается, а над дверями школы надежно укреплена великолепная, сверкающая всеми оттенками осеннего золота гирлянда. …Еще быстрее заработали другие бригады, которые расположились на дворе школы вокруг охапок золотых листьев. Через пару часов гирляндами будут украшены вестибюль, лестница, учительская, пионерская, вход в подшефный детский сад. Будет собрана и отправлена далеким друзьям в заполярную школу коллекция «Пушкинская осень»(2, с.260). Коллективные творческие дела, сокращенно КТД – новая основная форма организации жизни воспитанников: сами придумывают, сами планируют, сами проводят на пользу себе, дальним и ближним друзьям и просто незнакомым людям. И вот этот принцип неповторяемой новизны стал основой всех дел коммунаров, сердцевиной воспитательной методики, поразив насмерть выцветшие от времени, засиженные мухами, много лет не менявшиеся сценарии детских праздников и торжественных мероприятий в командно-официальной педагогической практике тех и разных иных лет. Они были скучны детям. А скука, как известно, – зевок небытия…. Посмотрите, как поражает новизной и творческим задором план коммунарского (из множества неповторимых!) Праздника музыки и песни:
Линейка. Рапорты – поются. Принимает Королева Мелодия со свитой Мажор и Минор. Зал живой музыки. Зал консервированной. Павильоны с выставками: поп-музыка, джаз, классика. Конкурс юных музыкантов –пианистов, баянистов, гитаристов…Концерт лауреатов. На пляже – конкурс африканцев –барабанщиков. Весь день вместо сигналов горна –мелодии («Антошка» и др.) (2, с.365) Творец – Сам Господь. Все Им произведенное – Божие творение. Человек призван к со-работничеству с Богом, он помощник Его, со-таинник в делах новизны, в открытиях. Дружба – от слова «друг». Настоящей дружбы не просто хочет, но алчет душа любого подростка. Это как инициация во взрослость. Научился дружить – значит, состоялся как человек; значит, у тебя все хорошо. В главном! Как писал еще М.Монтень, человеку просто необходимы в жизни хотя бы одни дорогие, родные и любимые глаза, в которых бы он мог видеть свое отражение. «Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф 19:19), - гласит евангельская заповедь. Конечно, ближний – далеко не всегда и не только искренний друг – все в жизни сложнее. Но начинать надо с простого и понятного детям, чтобы, взяв одну жизненную высотку, они могли ревновать и о большем, смело устремляясь далее вверх по ступеням духовной зрелости и совершенства. Думается, безусловно прав митрополит Антоний (Сурожский), говоря, что «раньше чем возрасти в меру христианина, ребенок должен быть просто человеком» (5,с.279). «В назначенный день и час прихожу в институт, открываю дверь 71-й аудитории. Что это?? Полумрак, свечи, шевелятся какие-то тени и поют песню про Федота, а потом поют нашу педфаковскую. Явно шла какая-то репетиция. Тихонечко прохожу, сажусь, а через несколько минут, не могу вспомнить и сейчас, кажется, это была зима, или может быть, поздняя осень, но только не было этой зимы –осени, мне казалось, что я нахожусь на каком-то празднике весны, который рождает во мне новые мечты, новые надежды. Праздник открытых чистых душ, горячих сердец, праздник тех, кто любит и ценит жизнь, кто хочет сделать ее прекрасной для ребятишек на всей Земле» (воспоминание В.Л.Животовской, 2, 405-406). Одна из выпускниц И.П.Иванова, В.Л.Тузова, пошла работать в школу к третьеклассникам. Дала анкету. На вопрос «Кого из класса ты вспоминал летом?» треть класса ответила «Никого!», а из иных были ответы типа: «она все время смеется», «за плохой поступок», «не с кем гулять» и проч. А уже через половину учебного года, организованного по методике И.П.Иванова, положение с дружбой резко изменилось. Одна девочка определила суть происшедшей перемены точнее всех: «все друг с дружкой дружат, у всех одна цель, все радуются, когда у всех все хорошо» (2,с.460-462). Поняли, как зарождается и крепнет дружба: «Только поработав вместе, можно быстро сдружиться. Это все ребята хорошо поняли на сборе и потом, разъехавшись по школам, старались поступать так же, не пропускать ни одной возможности поработать руками, сделать людям что-то хорошее»(1,91). «Нет больше той Любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13). А также: «По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин 13:35). Победить детскую зависть, нездоровое соперничество, конкуренцию не так-то легко, а методика И.П.Иванова справляется с этим почти всегда и с блеском. Потому что в ней содержится замечательный оргприем, унаследованный от А.С.Макаренко: ЧТП – чередование традиционных (творческих) поручений. Согласно ему, каждый ребенок много-много раз бывает командиром и подчиненным, главным организатором и самым рядовым исполнителем. Это сбивает горделивую спесь, побеждает наклонность к чванству у самых даровитых деток с наклонностями к лидерству. В коммуне нет начальства, Хозяин – коллектив, А кто начальство корчит – Тот гнусный жалкий тип. «Был же и спор между ними (апостолами – О.Б.); кто из них должен почитаться большим. Кто из вас больше, будь как меньший, а начальствующий – как служащий». (Лк 22: 24, 26). «Больший из вас да будет вам как слуга» ( Мф 23:11)Сам Спаситель не однажды во время земного странствия принимал образ служащего: «Я посреди вас как служащий» (Лк 22:27). «Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить»( Мф 20:28). «Итак, если Я Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу; Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин 13:14,15) Почему это важно? Потому что в царстве небесном «многие же будут первые последними и последние первыми» (Мф 19:30). Адекватной, как бы мы сказали сейчас, самооценке много способствовал постоянно проводимый анализ осуществленных дел: «Что получилось, и кому за это скажем спасибо?», «Что не получилось и почему?», «Критикуя, предлагай». Причем, в московских дворовых клубах Ричарда Валентиновича Соколова сложился симпатичный обычай: начинают высказывания самые маленькие и неопытные, а завершают – корифеи всех и всяческих коммунарских дел. В этом же направлении «работали» и систематически проводимые разговоры начистоту, так называемые «Огоньки». «На маленькой полянке дежурный разжигал костер. Не костер, а действительно огонек – несколько сухих веточек, чтобы было светло и уютно. Виктор Малов снимал с гитары чехол, и все негромко запевали. Потом песня кончалась. Потрескивали сучья в костре… Ребята молчали. Из тишины вырастал разговор. Он был всегда неторопливым и до того искренним, что щемило сердце и хотелось всех любить. Прожит день… Это был самоотчет отряда и внутренний отчет каждого перед самим собой» (1, с.89).В более «штормовых» жизненных ситуациях осуществлялись принципиальные разговоры начистоту. « Мы присмотрелись (к себе – О.Б.): все ожесточеннее споры на «огоньках», все суровее становятся «откровенные разговоры»,…коммунары становились все строже и строже к себе и к друг другу. Нет ли во все этом какого-то фанатизма?… Прежде мы радовались требовательным, непримиримым людям вроде Вити-Гвоздика, считали, что они-то и поддерживают коммуну. Теперь мы увидели, что из-за таких-то вот «непримиримых» ребятам бывает плохо в коммуне. А зачем коммуна, даже с самой прекрасной дисциплиной и смой высокой идеей, если кому-то от нее плохо?»(1,с. 64-65). Поразительно, но даже и этот прием находит аналог в Евангелии. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф: 15-17). Такая насыщенная и яркая жизнь способствовала полнокровному развитию всех дарований, талантов и способностей подростков, с сохранением стержня человечности: сердечного и совестливого, заботливого и ответственного отношения к миру и окружающим людям. «Каждый получает таланты от Господа по его силе. Каждый должен их преумножить» (Мф 25:15, 23). «Ревнуйте о дарах больших и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1 Кор 12:31). При этом обуздывалось честолюбие и самопревозношение: Только слабый ищет славы, Только слабый ждет награды. Обойдутся коммунары Без почета, без награды. Добро не напоказ – вот что дорого для нас! В Евангелии также осуждаются люди с омертвевшими душами, через которых приходит смерть, - фарисеи и книжники. Они любят славу и известность, почет и почитание. «Остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах» (Лк 20:46). «Горе вам, фарисеи!» (Лк 11:43) А что же вера в Бога? Как с этим? В какой-то момент она оказалась просто необходимой… и тем самым юным коммунарам из далеких 60-х. Здесь интересно вспомнить один эпизод из жизни Фрунзенской коммуны, засвидетельствованный С.Соловейчиком в книге «Воспитание по Иванову», в котором попавшие в жизненный цейтнот ребята приникают к вере как к последней надежде. Коммуна переживала сложнейший период: по принципиальным соображениям ее покинул И.П.Иванов. Ребята в Великом Новгороде на экскурсии. Их впечатляет кремль, старинная стена с бойницами, сверкающие золотом кресты церквей… И вдруг приходит решение: сделать что-то такое, чтобы закрепить дружбу НАВСЕГДА. «Сейчас должно произойти что-то важное – ведь нельзя же просто так взять и разъехаться. Шепотом поем. Каждому хочется сказать что-нибудь очень хорошее. И Вовка начинает говорить:
Ребята повторяют за ним. Шепотом. Слова этой клятвы пришли Вовке в голову только что, и поэтому голос у него дрожит. Он протягивает руку, я кладу в нее свою, потом Ольга, Валька, Жук, Сувор, Элька, Матюха, Ирка и опять Вовка. Теперь мы братья и сестры…(курсив мой – О.Б.) Мы молчим. Мы составляем записку… Вернемся сюда, обязательно вернемся… Подъем. Быстро собираемся. Выходим на улицу..Лицо сечет колючий снег, невозможно сдержать озноб. Записка уже запечатана в бутылку. Проходим мимо кремля, до него всего метров 300. Надо добежать и опустить бутылку в бойницу. Бегу я и Валька. Перебегаем через мост. Налево вдоль стены, первая бойница от ворот. Опускаем бутылку, слышим, как она скатилась. Обратно бежать труднее – ветер в лицо. Валька начинает отставать, а ребята уже почти у вокзала. Я беру Вальку за руку. Ну-ка, рванем еще самую малость! Встали в строй. Поезд стоит у вокзала. Через 5 часов мы в Ленинграде…»(1, с.76). Здесь налицо желание прильнуть к вере, как это было всегда на Руси в трудную минуту. Восхождение к вере можно расценивать и как в чем-то закономерный результат полноценно-полнокровного (по законам добра, красоты и справедливости) развития жизни человека. * * * Далее хотелось бы кое-что прокомментировать из выше написанного. Первое, эта методика не получила официального признания со стороны высшего руководства комсомолом, но не без усилия была принята все-таки научнопедагогическим сообществом: в 1972 году И.П.Иванов успешно защитил докторскую диссертацию по методике коммунистического воспитания. Она жила, поддерживаемая энтузиастами, которых, справедливости ради надо признать, было достаточно много по всей стране. Он не был человеком, живущим таинствами православной Церкви, но во время учебы на философском факультете Санкт-петербургского (тогда ленинградского) университета в 40-е годы 20 века, пристально интересовался Евангелием как текстом, скажем условно, высокой культуры. – И только. Чтобы вести детей в церковь -об этом в те годы не могли и думать. Во-вторых, без опоры на вечное, без литургичесой жизни Церкви, со временем стал ослабевать тот неповторимый романтический боевой задор, который отличал ранних коммунаров. Многие фундаментальные положения (например, «закон заботы», труд на благо людей) негласно оказывались необязательны к исполнению. И коммунары стали любить просто веселье, «заводное» настроение в коллективных творческих делах (девиз всей воспитательной политики на сегодняшний день в Педагогическом университете им. Герцена, например, звучит так: «Живи ярко!») Начало довлеть стремление получить удовольствие просто от смеха, шуток, веселого времяпровождения. Вслушаемся еще раз в тональность молодого веселья, эхом достающего наш слух из глубины далеких 60-70-х годов: «В какой-то один из самых первых дней сентября мы собирались ехать на уборку овощей в совхоз Детскосельский. Ах, как это весело было, как неповторимо, как искренне. Я вижу эту картину радостной юности, это ощущение всегда со мной. Нащупываются какие-то ниточки, появляются узелки симпатий, набрасываются эскизы линий связи, идут разговоры ни о чем и о чем-то важном…Вот улыбающийся, лукавый, искренне-обворожительный ленинградец Валька Удалов с гитарой и такими пронзительно-прекрасными песнями: « Когда на сердце тяжесть и холодно в груди, к ступенькам Эрмитажа ты в сумерки прийди…», «А в тайге по утрам туман, дым твоих сигарет»… Где сейчас Валентин? Говорят, заштормила тебя жизнь. Даргинец Али Хасбулатов начинает утверждать себя «лезгинкой»: ноги в упоении бьют по камням привокзальной площади… Хохочет Лариса Коненкова, энергичная, маленькая, с огромной косой. Толя Епов, с сумкой спортивной через плечо, в свитере, коммунар из башкирской «Салаватской зажигалки».(2, с.433). Согласитесь, что большой соблазн для каждого далее развиваться в собственной чувственности и гордости и радоваться этому. А в Евангелии же-«Радуйтесь всегда в Господе» (Флп.4:4). Дух Божий пребывает в Церкви. Православная воцерковленность таким образом является той необходимой средой, которая в правильном тоне, в правильном направлении развивает душу и ум любого человека, молодого- особенно. Он должен укрепляться в чувстве, что с православной Церковью он связан органически и навсегда, и что она является его «духовной питательницей и воспитательницей» (Прот.Сергий Четвериков). Так как с радостью, по учению Церкви, сопряжено мирное устроение духа, то возгревать просто молодую горячность, наверное, и неполезно по высоким меркам. «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он» (Ис 26:3). Архиепископ Антоний Михайловский комментирует это так: «Мир – это тихое радостное чувство, которое спокойнее и прочнее обыкновенной радости, достойнее и выше чувства удовольствия…Довольство и заботы, радость и горе, здоровье и болезнь постоянно сменяются в течение жизни, но мир преобладает «в твердом духом», независимо от всего остального»(6, с. 432). Понятно, что только православная Церковь с ее тысячелетним опытом борьбы за души людей и – шире -православная культура смогут дать второе дыхание этой прекрасной методике. Только Церковь умеет возгревать Дух! Только в ней есть таинство покаяния! Одними разговорам на «Огоньках» и товарищескими судами чести никак не обойтись! В-третьих, хотелось бы правильно осознавать особенности дня сегодняшнего с его педагогическими задачами. Да, мы воочию наблюдаем всплеск религиозности в нашем народе. Но и он содержит больше проблем для педагогов, чем может показаться на первый взгляд. Обратимся к наблюдениям Т.М.Горичевой, известного ученого, православного публициста, человека, много жившего за рубежом и потому осознавшего то, что нам не всегда отчетливо видно ( «лицом к лицу – лица не увидать»!). Она пишет: на Западе «нет ничего холоднее, нелепее и ненужнее сегодняшних университетов, особенно католических. Как к зубному врачу идти. А студенты! Боже мой, что это за бессмысленные существа. Начнем с того, что ничего не знают, к тому же студенты католических университетов – самые скучные (пай-мальчики и девочки «на выданье»), необразованные, анемичные, бездарные из бездарных. Я бы с большим удовольствием преподавала богословие в ПТУ, чем в Лихтенштейнской привилегированной Академии»(8, с.40). Вот почему она, как и владыка Антоний (Сурожский), в размышлениях о будущем, о молодежи, склонна отстаивать этапность восхождения к Богу. «Кьеркегор писал, - пишет она в дневнике, - что прежде чем найти Бога, нужно найти самого себя. Богу нужна наша свободная любовь, нужна наша личность» (там же, с. 9). Об этом размышлял и протопресвитер Александр Шмеман, профессор богословия, декан Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке (отошел ко Господу в 1983 году) : «Сейчас велик «интерес к религии», но не к жизни преизбыточествующей, не к радости, не к полноте» (то одно, что безпроигрышно в детской и молодежной среде – О.Б.)» (7, с.92). «Христианство читающее лекции, ведущее диалоги, «христианство «болтающее» - это новая глава в его развитии. Когда люди поставили «проблемы», они перестали радоваться, благодарить и молиться» (7, с.93) «… Мысль: тем, кому дан дар жизни, (молодежи как раз свойственно обостренное ощущение красоты, полноты и самоценности жизни – О.Б.) – и это значит «религиозное» ее ощущение, гораздо меньше нужна «религия», которая (начинается – О.Б.) почти всегда от недостатка, а не от преизбытка, от страха перед жизнью, а не от благодарности за нее» (там же). К сожалению, в воспитательном процессе сегодня существует некая прямолинейность, как бы упрощенный подход, звучит много- пусть даже и правильных - слов (то есть преобладают вербальные средства и методы), много суеты (конкурсы, олимпиады, конкурсы..), и не очень много напряженной созидательно-трудовой практики. Это и в общеобразовательных, и в церковно-приходских школах, и в молодежных православных клубах. Что поделаешь? – Привычка, порожденная возведенной в абсолют классно-урочной системой. Опять же, воспитательная методика И.П.Иванова, освоенная православными педагогами, способна сделать воспитательный процесс более весомым по результату, живым и глубоким. Под конец, по правилам коммунарских предпочтений, стихи. Стихи священника Андрея Логвинова, в определенный момент светской жизни - учителя русского зыка и литературы, директора сельской школы в Алтайском крае.(9, с.328) О Боге лучше помолчим, немного помолчим… Да, есть богослужебный чин, великий древний чин, и в нем так много мудрых слов, прекрасных чистых слов, и там ответ на все готов, совет давно готов. Но наши сердце, голова, привыкнув к дважды два, воспринимают все едва, увы, едва- едва. И потому не без причин, совсем не без причин чуть-чуть о Боге помолчим, о высшем – помолчим. ……………………………. И лишь за сердца вышиной, за слуха глубиной Господь заговорит со мной, заговорит со мной… Аминь!
П Р И М Е Ч А Н И Я: 1. Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову. – М.: Педагогика, 1989. 2. Иванов И.П. Созидание: теория и методика воспитания. – СПб: «Аверс»,2003. 3. Современный словарь иностранных слов. –М., 1993. 4. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. – СПб, 1999. 5. Митрополит Антоний Сурожский. О встрече. – СПб: Сатисъ, 2002. 6. Архиеп. Антоний Михайловский. День за днем Дневник правосл. священника. Ростов н/ Д: Книга, 2009. 7. Протоиерей Александр Шмеман. Дневники.1973-1983. –М.: Русский путь,2005. 8. Горичева Т.М. Только в России есть весна.- М.: Русский хронограф, 2006. 9. Протоиерей Андрей Логвинов. Церковнославянская вязь.- Минск, 2007.
О.А.БЕЛЯНОВА КомментарииКомментариев пока нет. |