Новости
17.08.2023
ПРИМЕР ПОДГОТОВКИ ПРАВОСЛАВНОГО ПЕДАГОГА К БУДУЩЕМУ УРОКУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ – ЛЕБЕДИ». ВАСИЛИЙ СЕМЕНЦОВ
03.02.2023
СЕМЬЯ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА
20.01.2022
ПРИМЕНЕНИЕ КОРНЕСЛОВНО-СМЫСЛОВОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ МБДОУ «ЗВЁЗДОЧКА»
17.01.2022
ДЕТИ В СЕМЬЕ – НАСТОЯЩЕЕ СЧАСТЬЕ. ОЛЬГА ЗАЛЫГАЛОВА
17.01.2022
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ПРОЕКТ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ «ЗНАКОМСТВО С ВЕЛИКИМ РУССКИМ ПОЛКОВОДЦЕМ А.В. СУВОРОВЫМ»
|
У РОСИИ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. ОЛЬГА БЕЛЯНОВА« Все новости
У РОСИИ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. ОЛЬГА БЕЛЯНОВА 20.12.2016 14:16
Все общественно-педагогические проблемы имеют глубинную культурно-историческую проекцию, глубинный корень. В нашем современном обществе велик интерес к литературно-художественному наследию, к нашей классической художественной литературе. Там все четко определено , доказано и показано: что прилично, что трагично, что восхитительно, а что смешно, что по-настоящему грустно. Кто виноват и что делать? Наши гениальные классики умели показать и первопричины великих исторических событий. Так, в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» с помощью особенностей композиции дается очень определенное указание на связь смятенного состояния души Наташи Ростовой и … начала интервенции французов в Россию. Второй том романа заканчивается тем, что Наташа, невеста князя Андрея Болконского предпочитает ему Анатоля Курагина. «Пьер, приподняв плечи и разинув рот, слушал то, что говорила ему Марья Дмитриевна, не веря своим ушам. Невесте князя Андрея, так сильно любимой, этой прежде милой Наташе Ростовой, променять Болконского на дурака Анатоля, уже женатого (Пьер знал тайну его женитьбы), и так влюбиться в него, чтобы согласиться бежать с ним! – этого Пьер не мог понять и не мог себе представить» [4, с.372.]. Следующий же, третий том романа сразу начинается с описания приготовлений к войне. «С конца 1811 года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году силы эти – миллионы людей… двинулись с Запада на Восток, к границам России, к которым точно так же…стягивались силы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»[там же, т.5, с.5] То есть писатель ясно показывает, что зарождаются войны в смятенных, утративших чистоту и духовную высоту сердцах людей (в особенности – в женских сердцах), а затем уже в орбиту сердечного хаоса и смятения втягивается все большее и большее количество людей, уже вооруженных, и начинается это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Писатели и поэты знают эту взаимосвязь. Обратитесь к поэме Д.Самойлова «Снегопад». Фронтовая, опустевшая и суровая Москва, молодость, беда, война и – ЧИСТОТА души молодой москвички, по-матерински (не более того!) позаботившейся о бездомном раненом солдатике. Потому и не вошел враг тогда, в 1942-м году, в нашу древнюю столицу, - ее душа была целомудренна, высока и чиста. Мы все помним, конечно, недавнюю грозу чеченской войны. Вспомним же и то, что тогда было сильно общественное движение женщин Кавказа «Белый платок». Оно основывалось на древней традиции примирения готовых к войне, враждующих племен. Среди ожесточенных, горящих ненавистью мщения мужчин появлялась очень достойная, нравственно высокая женщина, их соотечественница, и бросала между врагами свой безупречной белизны, ничем не запятнанный плат. И война прекращалась, не начавшись. Враждующие мирно расходились. Историки медицины знают очень интересный факт – строки из дневника немецкого профессора-гинеколога, отбиравшего в 1942-м году угнанных из России девушек от 18 до 24 лет для нацистских домов терпимости. Его потрясло то, что среди незамужних женщин 98% оказались девственницами. И он написал: «Народ, у которого так силен и здоров генофонд, непобедим!» [3,c.16] В первое десятилетие 20 века горячо дискутировался вопрос о совместном обучении мальчиков и девочек в подростковом возрасте в средней школе - таких школ насчитывалось тогда около полутора десятка по всей империи, подавляющее большинство их принадлежали к ведомству промышленности и торговли (тоже о многом говорящий факт!). Много было как сторонников такого типа школ, так и тех, кто с осторожностью относился к оценке их вполне очевидных, на первый взгляд, достоинств (равенство прав мальчиков и девочек на получение образования, семейственный уклад школ, демократизм, простота и живость общения привыкших дичиться друг друга подростков разного пола, здоровая соревновательность, школьная дружба одноклассников и одноклассниц и проч.). При этом среди доводов людей, сомневающихся в полезности для общества школ совместного обучения, был один очень веский: в такой школе невозможно найти место и время для осуществления специального воспитания девочек. Все воспитательные силы отдаются мальчикам – более шаловливым, непоседливым, активным, менее аккуратным и, как правило, менее прилежным. А девичье сообщество класса, как тихая заводь, останется обделенным воспитательным вниманием классных наставников и учителей. А напрасно! Поди узнай, что таит в себе тихая заводь?! Уточним, что так рассуждали мыслящие люди в начале 20 века. А сейчас мы видим, что современные девочки еще дадут фору своим ровесникам- мальчикам в раскованности поведения, предприимчивости, озорстве. Они научились нецензурной брани, они курят, они нередко имеют неряшливый вид (неприбранные волосы, вычурных фасонов неуклюжая одежда – ведь современные школьницы поему-то носят форму только в начальной школе). Можно продолжить, но мы не будем живописать далее перечень и так очевидных «грехов» современных девочек – учениц и выпускниц школ совместного обучения. Это уже состоявшийся факт, что в школе совместного обучения с неизбежностью утрачивается специфика женского воспитания, ее особенности, содержание, подходы, методы. Совсем не стоит вопрос о цели женского образования и воспитания, в частности. [2] И тут мы с неизбежностью подходим к глобальным проблемам благополучия нации, самого ее существования: если народонаселение катастрофически убывает год от года, то все остальные проблемы жизни страны уже не важны по определению - все идет в небытие. Как шагреневая кожа, уменьшается и территория и численность людей, а девушки и юноши – современные выпускники школ, вузов - не прочь жить вне семейных забот, довольствуясь дипломом юриста, педагога, психолога при найме на должность, например, администратора кафе. Абсурд? Но это типичная ситуация жизни молодежи в современном городе: съемная квартира, работа из-за денег, не по специальности и не по призванию, случайные, ни к чему не обязывающие связи интимного характера. Не люди – биомасса. Все великое в культуре, в общественной жизни людей рождается на основе глубокого бытийного диалога мужчины и женщины как выразительных особей человеческого рода в полноте природой им данных возможностей дополнять друг друга, помогать друг другу, оттенять самое выразительное в своем естестве. Тут и рождается творческое напряжение, горение, взаимное притяжение и диалектическое единство противоположных возможностей, направленных на защиту и продолжение жизни, на развитие всего лучшего в себе и в своем партнере –муже в семье или коллеге в творческой профессии. На сегодня уже существуют и строгие научные данные о негативном влиянии школы совместного обучения на растущего человека – ученика в ней. Слово доктору медицинских наук руководителю научно- внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования В.Ф.Базарному(г.Сергиев Посад): «Наши многочисленные исследования показали, что мальчики и девочки одного возраста развиты по-разному. Девочки более зрелые, чем мальчики, их одноклассники. Поэтому примером поведения, «героем» для подражания стали девочки. Качества этого образца – прилежность, послушание, исполнительность, усидчивость, стремление услужить, понравиться». [1, с. 108] Такая модель поведения в школе активно поощряется: учителя-женщины (а их большинство) образец девочек постоянно ставят в пример в качестве социального эталона. Так мальчики оказались погруженными в сугубо женскую среду с ее смыслами и ценностями. Как показывают исследования лаборатории, « у мальчиков сначала формируются «женские» эмоции – чувства, воображение. А эмоции имеют четкую гормональную активацию. То есть под воздействием определенной эмоции в организме вырабатывается определенный гормон. Так, в мужском организме стали вырабатываться те же гормоны, что и в женском. Таким образом речь идет о подавлении и нейтрализации мужских задатков на биохимическом уровне. Сегодня наблюдается постепенное «разрыхление» и перерождение у мальчиков мужской Y-хромосомы в женскую Х-хромосому. Девочки при таком воспитании (они берут роль лидера, а это – ответственность, воля, сила воздействия) стали все больше развиваться по мужскому типу. Это тоже сопровождается системными гормональными перестройками. Отсюда – угасание материнского чувства и развитие многих форм бесплодия. Здесь же – корни поразившей Россию эпидемии беспризорных детей при живых матерях. У мальчиков и у девочек в совместной школе понижается чувство стыдливости – оберег нравственности.»[1, с.110] Сотрудниками лаборатории еще в 80-е годы прошлого века в детских садах и школах Москвы и Подмосковья был развернут проект по разведению мальчиков и девочек в параллельные классы в совместной школе. И вот результат. «Дети в раздельных классах стали в 3-4 раза реже болеть. Мальчики стали лучше расти. Так, к окончанию начальной школы ребята из раздельных классов были на 4, 1 сантиметра выше своих сверстников, занимающихся в совместно с девочками. А к 10 классу эта разница составила 7-8 сантиметров. Учителя отметили у мальчиков улучшение речевых, графических функций, успеваемости. Психологи зафиксировали проявление мужества, воли, способности к самостоятельному принятию решений, уважение к девочкам, готовность их защищать. Девочки стали более стыдливыми, более спокойными, бережнее и уважительнее стали относиться к мальчикам. Для них стало естественным проявление мягкости, нежности. В рисунках преобладали символы, свойственные природе женского начала.» [1,с.112] Научные данные впечатляют – слов нет. Но пока-то накопится материал научных наблюдений, пока его расшифруют и расчислят, пока-то выразят в виде графиков и в процентах – жизнь уйдет далеко вперед, подминая и калеча судьбы многих и многих. Думается, надо прислушиваться к духоносным советам людей, являющих авторитет и славу церковно-религиозной культуры. К таким людям принадлежит и Макарий, епископ Томский ( известный миссионер, один из апостолов Алтая), который еще в далеком 1902 году в своей работе «Образование, права и обязанности женщины» духовным зрением провидел все те сложности, к которым приведет бездумное отношение к делу образования женщин, и высказал много ценных и обоснованных предложений по этой проблеме. Его мысли очень современны и сейчас.
ЛИТЕРАТУРА: 1.Андреев Д.А., Беседина Я.А. Мысли о женской душе или очерки житейской психологии. – 3-е изд., дополн. –М.: Софт-Издат, 2011.- 221с. 2. Белянова О.А.Совместное обучение как педагогическая проблема в России 11 половины Х1Х – начала ХХ вв. –СПб.: Издат-воРГПУ им. А.И.Герцена, 2014. -135 с. 3.Васильева Г. «Когда вы стоите на моем пути, такая живая, такая красивая…»// Мир женщины. –М.,1996. - №10. 4.Толстой Л.Н. Война и мир. С.соч. в 12 т. Т.4. – М.: изд-во «Правда», 1897. Комментарии
2017-02-06 08:47:32
Любовь Николаевна
№ 7740406
Присоединяюсь к вашим словам, дорогая Татьяна Павловна. Очень важная статья. Приходится наблюдать в гимназии, как меняется не в лучшую сторону достойный молодой человек, попадая в девичий коллектив. Уже в 7 классе такие страсти разгораются, до учебы ли им, не говоря уже о собственной душе?
|
В продолжение Вашей статьи, можно добавить, что вышеупомянутый Вами Преосвященный Макарий (Невский), архиепископ Томский и Алтайский (с 1912 г. митрополит Московский), поднимал вопрос об обучении в Вузах женщин совместно с молодыми людьми другого пола и обращал внимание на важное значение и хранение чувства стыдливости: «стыдливость – такое чувство, которое нужно щадить, ибо оно дано сынам и дщерям человеческим как некая преграда между обоими полами; разрушение или отнятие этой преграды может повести к тем последствиям, от которых должна предохранять эта нежная преграда. <…> При постоянном совместном пребывании эта преграда для сдержанности отпадает, начинаются свободные, ничем не сдерживаемые, товарищеские, дружеские и т.п. интимные отношения; преграда стыдливости рушится, и тогда начинается обратное действие; тогда не женщины благотворно влияют на мужчин, а последние подчиняют и уподобляют себе по характеру своему ознакомившихся с ними женщин; вследствие этого является сугубое зло. Вообще, нужно сказать, что добродетель, происходящая из желания нравиться, не прочна и не имеет нравственной цены...» Архипастырская беседа по поводу стремления современной женщины к высшему образованию и уравнению в правах с мужчиной в общественной и государственной службе. Нравственные вопросы совместного обучения лиц разного пола в Вузах также ждут обсуждения педагогами и психологами.
Дорогая Ольга Алексеевна! Ваша статья открывает новую тему - сло́во об образовании женщин. Ждем Вашего отклика на указанный выше труд святителя Макария (Невского), и сло́ва из Вашего опыта, поскольку сегодня наша педагогика представлена в большей степени женщинами.
Вот, что пишет святитель о науках для женского образования.
«Возьмем ли богословие: изучение его для женщины в самых широких размерах в высшей степени полезно. Чем выше богословское образование женщины, тем большей похвалы заслужила бы она, стремясь к такому образованию.
Весьма досточтима та женщина, которая посвятила бы себя высшему философскому образованию с главнейшими отраслями этой науки: логикой, как наукой о законах мышления, психологией, как наукой о душе и духовной жизни человека, педагогикой и дидактикой, научающих делу воспитания и обучения детей.
Если к этим наукам присоединить ещё изучение истории и филологии или изящной словесности, то это обогатит ее прекрасными историческими уроками и разовьет в ней способности в изящно привлекательной форме излагать свои мысли, придавая своей речи особенную окраску нежности, скромности и доброты (по-моему, я знаю таких женщины в нашем ППО!).
А изучение неба, законов движения светил небесных, изучение наук физико-математических в связи с богословским образованием, изучение, соединенное со строгою нравственностью, с сохранением веры в Бога, в существование мира духовного, невидимого, наряду с материальным, видимым, - все это такие знания, приобретение которых составило бы величайшую честь для женщины.
Весьма полезно для женщины ознакомление с разными отраслями медицинских наук; <…> из среды главнейших отраслей человеческого знания нет ни одной, которая была бы неполезна для женщины...».
В этих словах слышится надежда на женщину, хранительницу семьи и Отечества!
Господи, помоги нам служить Тебе, как Ты хочешь!
Ещё раз спасибо за Ваши труды, много нас порадовали своим живым словом.
С уважением, Елисеева Татьяна Павловна.