Кротость - от того же корня, что короткий, укрощать. Антоним кротости - гнев, необузданность.

Новости

СОВЕСТЬ И ЕЁ ИСПЫТАНИЕ В СЛУЖЕНИИ ПРАВОСЛАВНОГО ПЕДАГОГА

« Все новости

СОВЕСТЬ И ЕЁ ИСПЫТАНИЕ В СЛУЖЕНИИ ПРАВОСЛАВНОГО ПЕДАГОГА 23.05.2017 12:29

Изучение божественных истин ставит учащего и учащихся пред Богом. Свт. Феофан Затворник называл такой учебный процесс сопребыванием, в котором «добро и зло общи, и не на время только, но и на вечность, т.к. в день суда послужит в оправдание или осуждение. В этом одном довольно, кажется побуждения к тому, чтобы ходить нам друг пред другом, как пред лицем Бога, в молитве друг за друга, со страхом и трепетом свое спасение содевая. Всякий дух ищет преобладания, не увлечься бы каким не к славе Божией» [13, с. 12, 40]. Для этого есть совесть – сторож, которого дал Бог Своей Истине; совесть ведет самую точную летопись делам нашим [14, с. 41]. Сожженная совесть ничего не чует... грешит сознанием – и горя мало, – То страшное дело! Поэтому закон есть неложный – ничего не допускать, против чего восстает совесть. В совести Сам Бог говорит [14, с. 426]. Чего надо бояться, так это говорить словами смерти, т.к. «смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его», Прем. Сол. 18:21. В служении православного педагога в условиях закона о толерантности совесть является силой, удерживающей не отступать от истин Православия. Что же такое совесть по существу?

Прп. Иоанн Дамаскин пишет, что «в области познания Божией силы выше всех мысль о нас самих, т.е. о нашем составе, по-слову божественного Давида: «Удиви́ся ра́зум Тво́й от менѐ», Пс. 138:6, т.е. от моего устройства» [7, с. 116]. Св. Давиду Бог открыл, что в сердце человека действует сила словесная, чтущая Бога: «В сердце́ мое́м скры́х словеса̀ Твоя̀, я́ко да не согрешу̀ Тебѐ», Пс.118:11. Свт. Игнатий Брянчанинов (†30.04.1867) говорил, что «словесною силою первый человек пребывал в непрерывном соединении с Богом. Её проявления: мысль – внутреннее слово, движение души без каких либо движений в речи; внешнее слово – мысль, воплощающаяся в звуки и знаки, открываемая в стране вещества через произносимое или письменное слово. Третье проявление, или лицо, той же силы, видим в духе нашем, который есть словесное или умное чувство сердца, исходящее и зависящее от ума, содействующее и сообразующееся мысли. В этом словесном чувстве положено Творцом сознание добра и зла, именуемое совестью» [6, с. 48-49].

Здравое состояние и правильное действие совести возможно только в недре Православной Церкви. Свидетель верный – непорочная совесть, т.к. она избавит душу, внимающую советам её, от согрешений до наступления смерти и вечных мук по смерти [5, с. 111]. Святитель Филарет (Дроздов) (†19.11.1867) учит нас: «каждый, желающий приступить к таинству Причащения, должен испытать пред Богом свою совесть, и очистить её покаянием во грехах, к чему способствуют пост и молитва» [15, с. 88].

Славянское слово грех связано с греть с первоначальным значением жжение (совести). Свт. Андрей Критский действие греха, тревожащего совесть, уподоблял язвам, подобным окалине на металле: «Те́ло оскверни́ся, ду́х окаля́ся, ве́сь острупи́ся и молился: «но я́ко вра́ч, Христѐ, обоя̀ покая́нием мои́м уврачу́й, омы́й, очи́сти, покажѝ, Спа́се мо́й, па́че сне́га чисте́йша» (Великий канон). Свт. Феофан Затворник уподобляет покаяние души отжигу металла: «Металл, не умягченный действием огня, не способен к обделке: такова и душа, не сокрушенная огнем покаяния. Покорись Духу, умягчись сокрушением, – и Дух Божий соделает из тебя сосуд в честь, чистый и светлый, благоугодный Домувладыке» [14, с. 570]. «В совести человека проявляется переживание истины, его нравственное сознание, которое указывает на истинную жизнь человека. Оно врождено человеку, созданному по-образу Божиему, обогащено после Боговоплощения, различает добро и зло, но, не определяет, стремление к добру!» /Философ Виктор Несмелов/ [9].

Когда и почему началось действие совести?

Св. Григорий Нисский пишет: «Сознание виновности коренится в разрыве первоначального единения человека с Богом. Разрыв этот произошел по вине человека, захотевшего другого блага, кроме данного ему, но принявшего за это лучшее благо лишь призрак его, и из-за этого призрака отделившаго свою волю от воли Божественной. Вследствие этого отделения, человек впал в роковое противоречие с идеей своего бытия, потому что назначенный только для отображения полноты божественной славы, он захотел жить божественной славою, как своею собственною, – и в этом заключается его падение, грех. Сила греха лежит в мысли и воле человека» [9, с. 435]. Совесть призывает противостоять греху, дана для нравственного совершенства человека.

Святитель Игнатий Брянчанинов призывает: «Храни совесть по отношению к Богу, по отношению к ближним, к вещам и к самому себе. Не забывай, что ты – образ и подобие Бога, что ты обязан представить этот образ в чистоте и святости Самому Богу. Бесконечная радость обымет ту душу, на которую воззрев, Господь признает в ней сходство с Собою, увидит в ней ту красоту, которую Он, по бесконечной благости Своей, усвоил ей при сотворении, восстановил и умножил при искуплении, которую повелел соблюдать в непорочной целости удалением от всякого греха, хранением всех евангельских заповедей» [5, с.112], рис.1. «Полнота сходства необходима была для того, чтоб человек удовлетворял своему назначению – назначению быть храмом всесовершенного Бога» [6, с. 28].

«Как разум назначен открывать человеку духовный и совершеннейший мир и давать знать о его устройстве и свойствах, так совесть назначена к тому, чтобы образовать человека в гражданина мира, куда в последствии он должен переселиться. С сей целью она возвещает ему тамошние законы, обязывает выполнять их, судит его по ним, награждает или наказывает. Её называют практическим сознанием. Она есть сила духа, которая, сознавая закон и свободу, определяет взаимное отношение их. Дело совести как законодателя – показывать законы, по коим должно действовать существу разумно-свободному, и склонять к тому волю его силою своего обязательства» /Свт. Феофан/ [12, с. 366].

Свт. Феофан поясняет нам связь совести с состоянием сердца: «Совесть да будет чистой всегда, и главное же сердце сделать чистым [14, с.426 и 439]. В иерархии взаимопроникающих сил (познавательных, деятельных и чувствующих) в человеке [14, с. 375], в савокупности качествующих в нас деятельных сил выше всех стоит совесть, которая передает сознанию волю Божию, – сила высшая, отрешенная [12, 365], рис. 2. Сердце же, лежит глубже всех деятельных сил. Они отражаются своей деятельностью в сердце, и, обратно, сердце отражает себя в них, являясь как бы фокусом всех его духовных, душевных и животно-телесных сил, центром существа человека» [12, 422]. Можно сказать, что чувства сердца отражаются в совести, а совесть – в сердце [12, с. 432- 444]1. Через око сердца в совести отражаются добродетели человека, также и взаимная связь всех страстей и пороков; вся тяжесть грехов осаждается в сердце, и оно переживает и болит. О чувстве сердечном совесть, как голос Божий, дает знать разуму, То́й бо ве́сть та̂йная се́рдца, Пс.43:22.

6_5 Рис.1. Лествица - образ восхождения к Первообразу, иноческое житие.

 

Рис. 2. Пятиярусная схема лица по Феофану Затворнику.

Лицо человека одно, и это одно лицо, ... бывает или духовным, или душевным, или плотским. Человек имеет свободу двигаться вверх и вниз по степеням жизни своей. По естественному назначению человек должен жить в духе, духу подчиняться и духом проникать все душевное, а тем паче телесное. ... Се – норма!... А душевный... а тем паче плотяный, не есть настоящий человек... Он безголов /Святитель Феофан Затворник / [14, с. 381,383, 384, 386].

 

У святых отцов находим, что совесть, как сила словесная, просвещается словом Божиим. «Просвещенная и изощренная Евангелием совесть подробно и ясно показывает человеку его согрешения, и самые малейшие. Научись читать Евангелие: от него услышишь истину, в нем увидишь истину. Истина откроет тебе падение твое и узы лжи, узы самообольщения. Познавать истину из Евангелия и святых отцов, посредством чтения причащаться живущему в Евангелии и святых Отцах Святому Духу – великое счастье. Слово Божие, истина взойдет в дом души при посредстве слышания и чтения! Нет другого доступа к Истине! Замолкли живые органы Святого Духа: проповедует истину – изреченное Святым Духом – Писание. Изучай святую истину в Священном Писании, преимущественно в Новом Завете и в писаниях святых Отцов. Непременно нужна при этом упражнении и чистота жизни, потому что только чистые сердцем могут зреть Бога» /Свт. Игнатий Брянчанинов/ [5, с. 21].

«Совесть надо просветить словом Божиим, − пишет Свт. Феофан, − а то она часто беспокоит за то, за что не следует вступаться, искажается ради страстей. Отчего иные бывают шатки в истине и нетверды в добре? – От незнания слова Божия. Того, кто знает слово Божие, не скоро совратит с пути ложь, не скоро увлечет на распутия греха прелесть страсти [14, с. 189]. Для этого читать надо Евангелие и оттуда почерпать правила, какими должна руководиться совесть. Чистая совесть привлекает силу Божественную, преисполняющую собою всю душу, сообщает ей неутомимость, непрестанность труда, непреодолимость препятствиями, в чем собственно и состоит свобода духа <…> [14, с. 426]. Обожа́ет ду́х, у́м же пита́ет стра́нно2.

«При чистой совести страх Божий исполняет душу и хранит от темных сил ее неприкосновенною. Тогда и Господь, Который везде есть и все исполняет, посещает душу ту, и она вся становится светом и сияет, как звездочка» [14, с. 561]. Так было с Моисеем – другом Божиим: «Истинное совершенство, в том-то и состоит, чтобы воздерживаться от жизни во зле вовсе не из рабского страха перед наказанием и творить добро не из надежды на награду... Но в том, чтобы смотреть вы́ше всех обещанных нам в надежде благ, чтобы страшиться только одного: разрушить дружбу с Богом, – и считать эту дружбу единственной вожделенной драгоценностью» /Свт. Григорий Нисский/ [11].

Что же хранится в глубине чистой совести, дающей силу к совершенству?

Свт. Феофан постоянно напоминал в своих проповедях «стоять неуклонно в благовествовании, переданном нам от Апостолов, в коем спасались и спасаются все спасающиеся. В деле веры, в сем внутреннейшем отношении духа нашего к Верховному Существу как Бог неизменен, и неизменна природа наша, так неизменен должен быть и Символ веры. Так это и есть. В раю ещё начертан, тот час по падении, Моисеем потом облечен в подготовительную форму, а Спасителем совершен, и действуется ныне во всех совестях, искренно к Богу обращающихся3. Так есть, и так будет до самого окончания века» [13, с. 59]. Можно сказать, что совесть каждого человека по существу религиозна, т.к. в её глубине сокрыты божественные истины. Свидетельствует об этом икона Пресвятой Троицы прп. Андрея Рублева, на которой он изобразил божественные истины из Священного Писания и Священного Предания, запечатленные в его душе: образ Предвечного, Божественного, Троического Собора Пресвятой Троицы, образ Евхаристии и Православной веры [8, с. 62]. «Вера есть око, озаряющее всякую совесть» /Свт. Кирилл Иерусалимский/.

«Дар православной веры так многоценен, что на земле ничего нет, что бы можно было поставить в сравнение с ним», − говорил Свт. Феофан [13, с. 180]. Тех, кто искажал божественные истины, он обличал по слову Священного Писания: «Облича́й же со дерзнове́нием миротвори́т»4 [13], защищая мир Христов в душах верующих. «Всё не согласное со святым учением отвергайте, как зло, каким бы титлом благовидным оно ни прикрывалось» [14, с. 173], [7]. Он четко обозначил место науки – внутри области православных истин, рис. 3. «Считай духовные предметы выше и ценнее научных, вводи свободно религиозный момент в свою науку. Философия или проникновение познания сверх фактической стороны не увольняет от необходимого условия: иметь разум, не только развитый Откровением, но и просвещенный благодатью. Если теперь кто хочет искать истинных идей, или идеального познания вещей и философии, пусть ищет их преимущественно в слове Божием, затем в писаниях святых отцов, затем в богослужебных книгах» [14, с. 222].

Рис.3. Типы отношений науки и религии /Свт. Феофан Затворник/ [14, с. 643].

Рис. 4. Область науки – это время Промысла Божьего после грехопадения первого человека5.

Искажение православной продолжает насаждаться учеными богословами с XIX в., [4, с. 54], «размывающими» границу между областями Божественного Творения мира и Промысла Божьего, рис.4. Тейяровская идея о «великом процессе вселенской эволюции» [1, с. 111], втягивает тех, кто верит в эволюцию, в ряды псевдохристиан для образования новой вселенской религии6. В отсутствии Божественной защиты, в светских школах используют методики «ноосферного образования», усвоившие оккультные учения Н. Рериха и Тейяра [1]. Таким способом рушится стройное учение Церкви об образе Божием в человеке и основанное на нем духовно-нравственное образование. Труд человека по освобождению от греха и достижению в земной жизни образа подобия Богу становится абсурдным, т.к. абсурдно думать, что человек более милосерден, чем Бог − Всемогущий, Всеблагой, Всемилосердный. Богословы, вводящие эволюцию в Божественное Творение мира, обличаются Словами Священного Писания7 [2], [4, с. 54]. Положение усугубляется в новой практике богослужения на русском языке, обедневшего пророчествами о Христе [4, с. 55].

Святитель Феофан призывал беречь православную веру: «Вера наша не есть какое-нибудь благодетельное учреждение временное, а есть единственный образ спасения, общий всем временам и всем спасаемым... Позаботимся же о том, чтоб содержать её достойно ея величия.<…> чтоб отцы наши, когда станем все мы вместе в последний день, могли узнать в нас своих потомков по одному отсвету веры на челах наших, и к Богу Сердцеведцу исповедать: се мы и дети наши» [13, с. 183]. Помогает хранить божественную веру чистая совесть каждого человека.

 

1 В Библии встречаются конформные отображения, напр., в Числ.11:11-12: «для чего ... Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его? – Вску́ю ... возложи́ти устремле́нїе люди́й си́хъ на мя̀; є̂да а̂́зъ во утро́бе зача́хъ вся̂ лю́ди сїя̂; и̂ли а̂зъ роди́хъ я̂; я̂кωглаго́леши мѝ: возмѝ и̂х в не̂дра твоя̀, я̂коже дои́лица но́сит дωи́мыя,в зе́млю, є̂юже кля́лся є̂сѝ ôтцє́мъ и̂хъ».

2 Из «Последование ко святому Причащению».

3 Вера в Христа апостола Павла просияла, открылась в нем, искренне к Творцу мира обращающемуся, Деян. 9:6: «Го́споди, что́ мя хо́щеши твори́ти».

4 Притч.10:10.

5 До грехопадения смерти не было, и в природе действовали только законы жизни. «Когда Я уготовлял век, прежде нежели он был, для обитания тех, которые живут ныне в нём, никто Мне не противоречил», 3Ездр 9,18; «когда Адам нарушил Мои постановления, определено быть тому, что сделано. И сделались входы века сего тесными, болезненными, утомительными, также узкими, лукавыми, ... », 3Ездр 7, 11-12.

6 Тейяр де Шарден, создавая (100 лет назад, ок. 1965 г.) учение о вселенской религии, надеялся, что семена эволюции прорастут и подготовят вселенную для принятия новой общей для всех вероисповеданий религии, пронизанной идолами индуизма.

7 3Ездр. 7:11-12 и 9:18; 2 Петр. 3:3, 4, 17. 

Список использованных источников

1. Афанасова Т.Я. Елисеева Т.П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях инклюзивного образования / Липецк: Научное издание. Материалы VIIIМеждународного форума «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения» /Липецк, 2013. – с. 110-112.

2. Елисеева Т.П. Гимн Моисея как начало богопознания / Липецк: Научное издание.Материалы VI Международного форума «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения», 2012. − с. 51-53.

3. Елисеева Т.П. Педагогическая миссия святителя Феофана Затворника Вышенского / Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 200-летию свт. Феофана Вышенского Затворника / Санкт-Петербург, 2015. − с. 11-16. 

4.Елисеева Т.П. Воспитание учителей и священников в Русской Православной Церкви XIX – начала XX вв. /Липецк: Научное издание.Материалы XII Международного форума «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения», 2017. – с. 51-57.

5. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Избранные творения в двух томах. Том I / М.: Сибирская Благозвонница, 2009.

6. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о человеке / Санкт-Петербург : Общество памяти игумении Таисии, 2010. −с. 48-50. 

7. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры /М.: Дар. − 2007.

8. Кесарев Рудольф. Несколько слов об иконе Андрея Рублева «Святая Троица» / «Родная Ладога» №1(35) // С-Петербург, 2016. – с.55-63.

9. Несмелов Виктор, проф. Догматическая система святителяГригория Нисского / С-Петербург: Центр изуч., охраны и реставрации наследия свящ. Павла Флоренского, 2000.

10. Отечник сост. святителем Игнатием Брянчаниновым / М.: Правило веры, 2008.

11. О жизни Моисея Законодателя или о совершенстве в добродетели. Святитель Григорий Нисский / М.: Храм свв. Космы и Дамиана на Маросейке, 2009. – с. 104.

12. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения / М.: Лепта, 2003. 

13. Феофан Затворник, свт. О Православии с предостережениями от прегрешений против него / Свято-Троицкая Лавра: Репринтное изд., 1995. 

14. Феофан Затворник, свт. Православие и наука / М.: Даниловск. Благовестник, 2005.

15. Филарет (Дроздов), свт. Православный Катихизис / С-Петербург: Общество памяти игумении Таисии, 2010.

Tatyana Pavlovna Elisseeva (Russia, Saint-Petersburg)

CONSCIENCE AND ITS TEST IN THE MINISTRY OF THE ORTHODOX TEACHER

The article is devoted to the useful action of theconscience, its purification and origin.

Keywords: Orthodoxy, purity, conscience, heart, repentance, faith.


Комментарии


Комментариев пока нет.

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: