Кротость - от того же корня, что короткий, укрощать. Антоним кротости - гнев, необузданность.

Новости

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МИССИЯ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА ВЫШЕНСКОГО. ДОКЛАДЧИК: ТАТЬЯНА ПАВЛОВНА ЕЛИСЕЕВА

« Все новости

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МИССИЯ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА ВЫШЕНСКОГО. ДОКЛАДЧИК: ТАТЬЯНА ПАВЛОВНА ЕЛИСЕЕВА 06.02.2015 23:09

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МИССИЯ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА ВЫШЕНСКОГО.

 «Воспитание – из всех дел самое святое», /Свт. Феофан Затворник Вышенский/ (10.01.1815-6.01.1894)

Осматривая жизнь Свт. Феофана затворника Вышенского (р. 10 января 1815 г.), мы благодарим Господа, что Он дал нам великого наставника и богомудрого учителя. Из его трудов мы черпаем много сокровищ для ума и сердца, [8,3]. 

«Преданность Богу - в согласии ума и сердца», - говорил святитель.  Воспитываются и преобразуются все силы души человека: ум, воля, сердце, [см. 4, 27-30]. Главная функция (задача) педагога -  ввывести дитя на путь восхождения его души  к Первообразу, преображения души силой Божией.

Современная педагогика запутывается в сети придуманных понятий, не может сформулировать точно сущность воспитания и  что она воспитывает  в человеке. 

Святитель имел самое непосредственное отношение к педагогике. В начале служения он был поставлен руководить учебным процессом, и сам преподавал предметы. 

Можно предположить, что уже в первых  педагогических опытах святитель начал выстраивать православную психологию как науку - в делах воспитания и обучения. Педагогический процесс «вскормил» нам великого психолога святителя Феофана Затворника. 

Обозревая его святое служение Церкви, 25 лет до затвора в1872 г., представляется, что испробовав в начале пути учительское поприще, в основание которого положено усвоение истины, он вошел будто в «Святая святых», где таинственно пребывает Христос-Путеводитель, сказавший «идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их», Мф.18:20. Иеромонах Феофан остался там приносить виноградные плоды. И если кто-нибудь из нас повторит подобный путь, то тоже станет святым. 

Святитель говорил, что «воспитание - из всех дел самое святое», [1,22]. 

Здесь мы представим только краткое начертание его святой жизни, имея цель - выбирать для себя примеры в основание педагогического мастерства, отметить главное направление его святых дел в «Святое святых» отношений человека с Богом и  учащего с учащимися, его правила общения, способы постоянного совершенствования себя и ведения к Богу других. 

Его жизнь нам показывает, что «учение истине – других есть возрастание учения себя», [11,3]. Вся жизнь святителя – это непрерывный процесс воспитания самого себя под руководством духовника, утверждения себя в истине и утверждение в истине других. 

Святитель учился и возрастал духовно в общении с великими педагогами того времени – выдающимися мыслителями и деятелями Русской Православной Церкви, [1,7-23], формировавшими в России школу святости. По окончании Орловской семинарии (1829-1837) и Киевской духовной академии (1837-1841) начинается учебно-воспитательная деятельность иеромонаха Феофана. Замечательно, что где-бы он ни служил Церкви в должности начальника учебного заведения, ректора Киево-Софийского духовного училища (с 1841), инспектора Новгородской духовной семинарии (с 1842), ректора Олонецкой духовной семинарии (1855-1856), ректора Санкт-Петербургской духовной академии (1857-1859), он сам преподавал какой-либо предмет: латинский язык (1841), психология и логика ((1842), нравственное и пастырское богословие с опорой на опыт аскетический и психологический (1844), каноническое право (1855), догматическое богословие, наблюдал за правильностью преподавания Закона Божьего в светских учебных заведениях столицы и ее окрестностях (1857-1859). Он всюду внимательно следил за ходом учебного процесса, заботился о духовно-нравственном воспитании учащихся. 

С начала учительского служения он хранил близкие отношения со своими  прежними учителями и лаврскими иноками и искал всегда духовного руководства у знатоков в преподаваемом предмете. Например, в лекциях по Нравственному и Пастырскому богословию в  в СпбДА (1844) он опирался на опыт аскетический и психологический. Сначала он показал свои лекции знатоку аскетических творений, архим. Сергиевой пустыни близ Петербурга Игнатию (Брянчанинову) (†30.04.1867), который одобрил их. 

Педагогическая система святителя основывалась на идее нравственно воспитывающего обучения на основе Священного Писания и Священного Предания. Этому учили современные ему великие русские мыслители, просветители и государственные деятели:святители: Филарет Московский (†19.11.1867), Иннокентий Московский (†31.03.1879), Иннокентий Херсонский (†25.05.1857) и др., вобравшие опыт Свт. Тихона Задонского (†13.08.1783) и всех святых отцов Церкви. Учительское слово святителя Феофана всегда было насыщено словами Божественного Писания, [4], и в точном их смысле, как завещено святыми отцами, [5]. Поэтому в его лекциях было «все богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Он сам при этом становился  «совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим. 3,16-17). 

В основу своей воспитательной деятельности он поставил христианскую любовь. О.Феофан умело сочетал учебный процесс с нравственным и религиозным воспитанием, старался держать учащихся вблизи Церкви и под ее благодатным влиянием. Он говорил, что самое действенное средство к воспитанию истинного вкуса в сердце есть церковность, в которой неисходно должны быть содержимы дети, [1,18]. На основе религиозных чувств, формировал благоговейные отношения учителя и учащихся, называя их сопребыванием, уходящим в вечность. Потому как «благочестие на все полезно, имея основание жизни настоящей и будущей» (1Тим.4,8), и «Наипаче ищите Царствия Божия, и это все (остальное) приложится вам» (Лк.12,31). С первой же встречи отец Феофан присоединял учащихся к себе и к Богу, побуждая в них три исходных начала, обращаясь ко всем силам души: познающей, желающей и чувствующей. Чтобы дети уразумели, что на уроке все несут ответственность (и учитель, и ученики), над всеми людьми Бог. «С сей минуты у нас и добро и зло общи, и это не на время только, но и на вечность; ибо сопребывание сие, хотя началось во времени и на время, но запечатлено характером, выходящим за пределы времени, потому что, будучи сопряжено со взаимными обязательствами, свыше определенными, и в день суда оно послужит в оправдание или в осуждение наше. В этом одном довольно, кажется, побуждения к тому, чтобы ходить нам друг пред другом, как пред лицем Бога, со вниманием и добросердечием, со взаимными благожеланиями, в молитве друг о друге и во взаимном друг другу содействии, со страхом и трепетом свое спасение содевая», [4,13]. В этом примере мы видим ключ к организации и ходу педагогического процесса – обращение к ученикам в слове Божием, в любви, удочеряя и усыновляя их себе для вечности. «Полюбите детей, и они полюбят вас», - обыкновенно говорил он учителям и после советовал наставникам, [1,18].

Святитель Феофан развивал русскую педагогическую систему, в области понимания сущности педагогического процесса, его целевого назначения и психологии в образовательной среде. Например, как педагог и профессор Нравственного богословия, он оживил эту науку, показав, что нравственное учение есть то же вероучение, только осуществленное в жизни. Он признавал плодотворным лишь то образование, которое не только ум развивает, но и главным образом облагораживает сердце, [1, 22]. 

На уроках психологии, в беседах отец Феофан старался дать воспитанникам истинное представление о самосознании. Он учил, что каждый должен видеть и свое человеческое достоинство, и свои нравственные недостатки. Такое самосознание достигается христианином в благодатном состоянии. «О самих явлениях и силах души Феофан сообщал довольно обширные сведения, руководствуясь как сочинениями философов, научными данными, так и словом Божиим, писаниями святых отцов и собственными наблюдениями», [1,20 и 40]. «Простота и доступность ректора способствовали тому, что питомцы доверяли ему и свободно обращались со всеми нуждами и вопросами», [1, 40].

На примере его жизни мы убеждаемся, что духовно-педагогическая деятельность устремляет человека стать святым. Из своего опыта о.Феофан говорил: «Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно. Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых», [1,24].   Он старался установить в юных душах правильный взгляд на соотношение науки и религии, знания и веры, определить истинное место человеческой мудрости. «Надо так расположить учеников, чтобы не погасло убеждение, что главное у нас дело есть богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годное только на время настоящей жизни. Должно быть поставлено непреложным законом, чтобы всякая преподаваемая христианину наука была пропитана началами христианскими, и притом православными», [1,22]. Главная идея его лекции заключалась в том, что спасение возможно только в Святой Церкви, под руководством законных пастырей, получивших свою власть по преемству от апостолов Христовых в таинстве Священства.

Кроме просветительской деятельности в русских учебных заведениях, иеромонах Феофан служил миссионером на Святой Земле и дипломатом в Константинопполе. «В то время Православию на Святой земле грозила опасность быть постепенно поглощённым католицизмом и потестантизмом. Это была первая Духовная Миссия из России (1847-1853), состоявшая всего из трёх человек, вместе с Начальником Миссии архимандритом Порфирием (Успенским), настоятелем посольской церкви в Вене, богословом и знатоком христианского Востока», [3, 156-158]. В Иерусалиме иеромонах Феофан прекрасно изучил греческий язык, основательно французский, занимался еврейским и арабскими языками. Он собрал много древнейших рукописей святоотеческой литературы в библиотеке Палестинской Лавры святого Саввы Освященного перевел их и составил «Сборник аскетических писаний» из патериков этой Лавры и «Митерикон» - собрание наставлений аввы Иссаи всечестной инокине Феодоре,  знакомился на Синае с библейским манускриптом IV века. В Египте прошёл и исследовал древнюю пустыню – колыбель христианского аскетизма, [1, 29-30]. Для обучения местного населения в типографии при Никольском монастыре стали печатать книги на арабском языке (Катехизис и Апостол). 12 туземцев были устроены в греческую богословскую школу для приготовления из них образованных сельских пастырей; открыты: элино-арабское училище и семинария Святого Креста. Вне Иерусалима были открыты подобные школы в Лидде, Рамле и Яффе и школа для девочек-арабок в самом Иерусалиме. Для паломников организовывались караваны и устраивались специальные приюты на скупленных Миссией земельных участках и зданиях, [3,158]. За шесть лет Миссия принесла огромную пользу интересам России и наукам богословской и церковно-исторической. За свои труды в Миссии иеромонах Феофан был возведен в сан архимандрита с присвоением ему титула настоятеля монастыря, [1,30]. 

В дальнейшем архимандриту Феофану продолжали поручать дела  государственной важности. Как знаток православного Востока, его в 1856 г. служил с дипломатической миссией в Константинополе в должности настоятеля Посольской церкви, собрал важные сведения для решения греко-болгарского конфликта и представил обстоятельный и подробный отчет епископу Иннокентию Херсонскому.  Отчет проникнут глубокой любовью к братьям-славянам и искренним желанием, чтобы Россия помогла им. Познакомившись с бедствиями Константинопольского патриарха, синода, митрополитов, епископов, священников,  он также взывает о помощи к «Великодушной России», которой не следует оставлять своей матери по вере в беспомощном состоянии. Находясь за границей, он усовершенствовал свое знание греческого языка, собрал много жемчужин святоотеческой мудрости, [1,38], перевел их на русский язык и добавил в «Добротолюбие», [8, 90].   В Иерусалиме отец Феофан досконально ознакомился с лютеранством, католичеством, армяно-григорианством и другими христианскими и инославными вероисповеданиями. «Там иеромонах на деле узнал, в чем заключается как сила их пропаганды, так и слабость», [1,30].  Утвердить подрастающее поколение в истинах Православия и раскрыть перед ними заблуждения было одной из главных его задач. Для защиты от лжеучителей святитель установил метод упреждения,  в котором священник  приходской воскресной школы должен преподать нужные познания о возможных уклонениях от правильной веры, о  «распутьях, на  которые уклоняются, иные по недостатку учения, другие по учености, худо направленной», [1,34 и 4, 17]. 

О святителе Феофане и о нас – Прп. Никита Стифат (Добротолюбие кн.5):   «Всякий, познавший себя, почил от всех дел, кои по Богу, и вошел в святилище Божие, в мысленное богослужение Духа, и в божественное пристанище бесстрастия и смирения. Не познавший же себя чрез смиренномудрие ещё в труде и поте шествует путем жизни сей. О сем и Давид гадательствуя сказал: «сΪѐ тру́дъ ѐсть предо мно́ю, до́ндеже вни́ду во Святи́ло Бо́жие и разуме́ю въ после́дняя ѝ̀хъ» (Пс.72:16-17). 

Как православному педагогу, мне всегда было страшно читать слова апостола Иакова: «Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем».Однако, «кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело», Иак.3,1-2.  Утешительно знать «коль прекрасны на горах ноги благовествующих  благая»,  Ис.52:7; вдыхать надежду, что «Господь даст глагол благовествующим силою многою», Пс.67,12, и исполнить апостольский наказ Петру «иди за Мною» (Ин.21,19). 

Слова  Свт. Феофана Затворника Вышенского, помогающие  «исполнить задачу жизни, для которой введены в течение бытия», [10, 27]:

Слово учителям о вере: «Извольте покрепче установить в уме убеждение, что воспитание развивает лишь то, что есть в природе человека, но ничего не влагает в него нового. Если оно развивает веру, то потому, что она в природе человека. Знать Бога и поклоняться ему никто бы научить не мог, если бы в духе человека не лежало это неотложным законом... Если некоторые не верят из многоученых, то это... значит, что они выступили из природы человеческой, - исказили себя и изуродовали, как бы кто глаза себе выколол или отрезал себе нос. ...  Норма жизни человеческой неотложно содержит и веру», [9, 236]. 

«Отличительное черта состояния, когда раскрывается Царство Божие внутрь, или, что то же, когда затепливается неотходный духовный огнь в сердце из отношения к Богу, есть внутрьпребывание. Сознание все состредотачивается в сердце и стоит пред лицем Господа, изливая перед Ним свои чувства, более же всего болезненно припадая к Нему в смиренных чувствах покаяния, с соприсущей готовностью весь живот свой посвящать на служение Ему Единородному», [9, 226].

«В христианстве главное не слово звучное и не внешнее дело, - а внутреннее настроение. – Господь есть Бог для нас, - когда Он есть начало для наших познаний Своим учением, - начало для наших предприятий – Своими заповедями, - и начало для наших эстетических удовольствий – благообразным устроением Церкви», [4,30].

«Внутреннего человека Бог созидает. Но Бог начинает действовать внутри, когда человек сознает себя совершенно ничем по всем частям и предает себя всецело в руки Божии, вседетельству Божию... чтобы исполнить задачу жизни, для которой введен в течение бытия», [10,185 и 227]. 

Как таким стать? - «Поспешите поджечь ревность: тогда все пойдет добре. Как? Как оживляют онемевший член тела? Трением. Начинайте  же тереть душу. Чем? – Всем, чем обычно упражняют себя люди благочестивые: богомыслием, строгостью к себе... Богомыслие в том, чтобы уяснить Божественную истину, провести до чувства и вывести уроки для себя. ... Настоящее употребление в жизни богомыслия есть представление какой-либо истины веры с соответственными чувствами и намерениями, без движения рассуждения, как уже конченного однажды. У св. отцов оно называется созерцанием, что есть зрение умом истины с чувствами», [9, 71].

«Духовное рождение возбуждается благодатью чрез слово Его и совершается чрез Святые Таинства. Слово Божие… изливает свет и силу, возбуждает, и укрепляет, и в Таинствах новотворит, как это было в начале, когда изрекал Бог слово и являлось сущим. Посему все возрожденные чада Божии порождены суть словом живаго Бога, пребывающего во веки (1Петр.1,22-23) »,  [7, 264-265]. «Первое действие благодатного пробуждения грешника состоит в извлечении души из механизма его внутренней и внешней жизни и возвышения над течением ее...», [2, 279]. 

 «Часто мы по должности должны являться такими, какими не состоим по внутреннему нашему настроению. Но будет время, когда все сие приведется во вселенскую известность. – И тогда похвала будет коемуждо он есть в сердце. Это первое и главное. Для вашего внутреннего поставьте законами: покорность ума – определениям догматов, покорность воли – заповедям Евангелия, покорность сердца – отрешенным надеждам и чаяниям благ в будущем», [4, 36]. 

«Разум точно есть великий дар Божий, но, даруя его нам, Бог не поставил его источником истины, а только приемником ея. ... Разум  есть способность познавать истину; но сама истина не в нем, а должна быть преподана ему со вне... Совопростничество, - отчего, для чего, как, - неуместно, когда получаются предписания от Самого Бога – Владыки всяческих... Ибо учение, ныне преподаваемое нам, есть то самое, которое непосредственно изошло от Бога, и к нам дошло другъ-друго-прiимательным преемством. ... ,  [4,52-54]. 

«Слава ума – ведение истины. Чем более усвояет он истину, тем более восходит от славы в славу. Хотите ли потому возвесть ум свой в славу преображения? Исполните его истиною, которую принес Господь на землю. Вы знаете, в чем состоит истина? Её объясняет нам Символ веры и истолковывает катехизис... чей ум исполнится всей истины и... всякое помышление свое и всю умовую работу подчиняет ей и ею проверяется, тот прогоняет из себя всю тьму и становится всецело светлым и светоносным. У того ум есть ум Христов, по Апостолу (см.:1 Кор.2,16). Он преобразуется из человеческого в Божественный и – из мрачности облекаясь в свет, и в себе светит, и всех вокруг просвещает. Это единственный способ обновления духом ума нашего (см.: Еф.4,23). Сим убо обновлением ума преобразуйтесь (см.: Рим.12,2), ведая, что всякие другие учения суть, по Апостолу, беседы злых суесловцев, растленных умом, прельщенных и прельщающих (см.: 1 Тим.6,5; 2 Тим.3,8; Тит.1,10), [7, 15-18].

«Учения человеческие по природе своей изменчивы. Это для них и необходимость и благо...Но не то в деле веры, в сем внутреннейшем отношении духа нашего к Верховному Существу. Здесь как Бог неизменен, и неизменна природа наша, так неизменен должен быть и символ веры. Так это и есть В раю ещё – начертан, точас по паденiи Моисеем (образ Богоугождения и спасения), потом облечен в подготовительную форму, а Спасителем совершен, и действуется ныне во всех совестях, искренно к Богу обращающихся. – Так есть, и так будет до самого окончания века... Богу приближаться и Ему угождать иначе мы не можем как так, как определил и разрешил Он Сам... В Сыне Своем говорил к нам Бог в последний раз. – Значит, других изменений в Божественном устроении спасения не будет...Я с вами до скончания века (Мф.28,20). – Он с нами тогда, когда мы мыслим Его умом, живем Его жизнью», [4, 59-60]. 

«Как учение Божественное, оно должно всегда пребывать единым и неизменным, как неизменен и вечен Сам Бог. И для нас было бы страшным обличением, если бы в своем прошедшем мы могли указать какие-нибудь изменения в учении, хотя бы под титлом совершенствования и развития... Прибавлениями, изменениями, развитием могут хвалитья другие общества христианские, отпадшие от единенiя с истинною Церковiю Божiею... Пусть хвалятся, если можно хвалиться излишними наростами, или струпами, безобразящими тело, как безобразит его, напр., двуглавiе, шестиперстiе, горбатость!», [4,6]. 

«Человеческiе ученiя все стремятся к к новому, растут, развиваются, - и естественно; ибо они не имеют истины, а только ищут ее. И пусть ищут, если только найдут что прочное. Для нас и истины, и пути к истине определены однажды навсегда. Мы обладаем истиною, и весь труд у нас обращается на усвоенiе, а не на открытiе ее... относительно нашего ученiя свыше изречено: стойте...  неподвижны пребывайте. – Если что остается нам, то только утверждаться и утверждать других.  В том отношенiи и нашему ученiю свойственно движенiе – расширенiе; но не в области истины, а в области обладаемых истиною и покорных ей. Наш долг всякому новому поколенiю среди нас сообщать и внушать истину Божiю, народы, неведущiе ея, просвещать проповедью о ней, паче же всего хранить неприкосновенною истину Божiю в сердцах всех, находящихся в ограде Церкви Божiей», [4,7].

«Бегайте новин в делах веры и благочестия...  Св. Ап. и Ев. Иоанн Богослов, видя пагубу от появления лживых учителей в стаде Христовом, - с одной стороны, возбуждал бдительность верующих, указывая на сие появление их, - с другой, научал разузнавать лживость их учения внутренним духовным помазанием. Находясь несколько в подобных обстоятельствах, и мы обращаемся к вам со словами того же Апостола: «возлюбленные, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир...(1Ин.4,1)... от нас изыдоша, но не беша от нас (1Ин 2, 18.19). Спросите, как узнавать их и их учение? – По начертанию истины, нами предложенному, или...держитесь пастырства, и никогда не отпадете от истины», [4,17-19]. 

«Сошествие Св.Духа есть первый вздох человечества Божественным Духом...  Дохнувши однажды Божественным Духом, род человеческiй дышет Им с тех пор непрестанно. Легкiя, в коих сiе совершается, есть св. Церковь; каналы в легких – это Божественные таинства св. Церкви и другiя освятительныя ея действiя. Колебанiе груди – есть годовое движенiе всех священнодействiй Церкви... И как Христианство - в человечестве, - то все человечество дышет в нем, - хотя не все оно причастно животворных действiй сего божественного дыханiя. Причина сему в том, что в одной части человечества повреждены органы дыханiя, другая – бо́льшая не подвергает себя влиянiю сего благотворного дыханiя... для того, чтобы Божественный Дух оказывал полное Свое действiе, необходимо, чтоб органы, Им Самим учрежденные для сообщенiя Себя, были целы, т.е. все Божественные таинства и священнодействiя сохранялись в том виде, как оне установлены св. Апостолами, по внушенiю Духа Божiя. – Где повреждены сии учрежденiя, там дыханiе Божественным Духом не полно и, след., не имеет полнаго действiя. Так, у папистов – все таинства повреждены, и искажены многiя спасительные священнодействiя. – Папство – легкое со струпами или загноенное. – У лютеран бо́льшая часть таинств и священнодействiй отвергнута, оставшаяся искажена и в смысле и в форме. Они походят на тех, у коих согнило три четверти легких, а остальная дотлевает. – Близки к ним, но ещё поврежденнее – наши раскольники,... Все таковые не дышат или неполно дышат... Христiане-грешники лишаются Духа; но – говеют, исповедаются, причащаются св. таинств и снова начинают дышать Божественным Духом. Без дыханiя Божественным Духом нет жизни...», [4, 31-34].

Литература:

1.Земной путь святителя Феофана Затворника Вышенского в фотодокументах//Зерна, Рязань, 2004 г.

2. Начертание христианского нравоучения. Святитель Феофан Затворник Вышенский. //Лепта, Москва, 2003 г.

3. Миссиология: Учебное пособие // Белгород: Изд-во Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), 2009. – 464 с.

4. О Православии с предостережениями от погрешений против него. Святитель Феофан Затворник//Репр.изд-е, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 г.  

5. Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. М., 1991. Слово 28.  

6. Поучения огласительные и тайноводственные // Свт. Кирилл, архиеп. Иерусалимский. Москва. «Синодальная библиотка», 1991 г.  

7. Православие и наука. Свт Феофан Затворник //М., 2005.  

8. Собор святых Липецкой земли. Сборник житий Липецких и Елецких святых. Сост. Прот. Николай Стандюк, А.А. Найденов, А.И. Чеснокова//Липецк, 2013, 276 с.  

9. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского//Дар, М., 2006 г.

10. Святитель Феофан Затворник. Внутренняя жизнь. Избранные поучения//Сестричество во имя Прмч. вел.кн. Елизаветы, Москва, 1998 г.

11. Учительство. Архиеп. Иоанн (Шаховской)//Псково-Печерский листок №656, 2005 г.


Комментарии


Комментариев пока нет.

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: