Кротость - от того же корня, что короткий, укрощать. Антоним кротости - гнев, необузданность.

Новости

О СОВРЕМЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ВОСПИТАНИЯ БЛАГОДАРЕНИЯ КАК «ЧУВСТВА МИЛОСТИ БОЖИЕЙ НЕЗАСЛУЖЕННОЙ». ВАСИЛИЙ СЕМЕНЦОВ

« Все новости

О СОВРЕМЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ВОСПИТАНИЯ БЛАГОДАРЕНИЯ КАК «ЧУВСТВА МИЛОСТИ БОЖИЕЙ НЕЗАСЛУЖЕННОЙ». ВАСИЛИЙ СЕМЕНЦОВ 22.02.2016 05:45

1. Рассуждая о чувстве благодарения, святитель Феофан учит нас «радостному или благодарному приятию»  жизни во всех ее проявлениях, в том числе – приятию «скорбей и бед всякого рода». Благодарный Богу человек всегда остается благодушествующим, довольным и жизнерадостным. Верующий во всемогущество, благость, премудрость и правосудие Божие избегает сердечных расстройств, гложущих душу осуждений, раздражения и гнева, свойственных уязвленному самолюбию и самомнению гордецов. Без постоянного ощущения присутствия Бога в своей жизни, без радостного осознания величайшего милосердия Божьего по отношению к себе, человек вряд ли может оставаться милосердным и любящим Бога, своих ближних и самого себя. Неблагодарность неизбежно порождает жестокосердие – то самое окаменение сердца, которое делает людей духовно слепыми и глухими: «Что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?» (От Марка, 8:17-18). – Рост заботы взрослеющего человека  только о временном довольстве, телесном пропитании и материальном благополучии стал основой системы образования и воспитания детей и юношества в современном обществе. Расплатой за такое воспитание неблагодарных Богу людей становится раннее окаменение пораженных неверием сердец. Благодать Божия, воспитывающая сердца учащихся незаслуженными милостями и Любовью, преизобильно изливаясь на окаменевшие от рассуждений о хлебах сердца, не впитывается в них. Камень бывает слишком тверд и холоден для того, чтобы впитать в себя животворную влагу теплого дождя и стать почвой для укоренения зерен истины. Содействие умягчению каменеющих сердец учащихся – вот непосредственная профессиональная задача каждого воспитателя-христианина, следующего учению свт. Феофана Затворника.   

2. Главным средством умягчения каменеющих сердец учащихся служит живое слово учителя, способное пробуждать в них чувство благодарения Богу за все его познаваемые и являемые на занятиях милости. Чтобы произнести живое слово, умягчающее сердца, учителю необходимо сначала пробудить чувство благодарения Богу в своем сердце: «Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста» (От Матфея, 12:34). 

3. Слово благодарение, так же, как и благодать, восходит к тому же корнесловному первообразу, что и блаженство. Испытывая в ходе урока или лекции чувство благодарения Богу за Его незаслуженные ими милости, учащиеся обязательно приблизятся к состоянию блаженства, свойственному первооткрывателям или добросовестным труженикам, которые на отдыхе наслаждаются плодами своих праведных трудов. Порядок Евангельских заповедей блаженства, изложенных в Нагорной проповеди, вполне может послужить лествицей, ведущей от начала к благодатному завершению урока.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Приступая к уроку с сокрушенным сердцем, учитель не только отвергается себя и отказывается от своевольного самоутверждения в сердцах учащихся. Освободив свое сердце для исполнения его Духом истины, он становится проводником благодатных знаний, просвещающих учащихся нетварным Фаворским светом Царства Небесного. Урок, начатый  в Духе Истины, объединяет учителя и учащихся на основе Веры и порожденного Верой взаимного доверия.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Переход от веры и сердечного смирения в Духе Истины к надежде на утешение во Христе в виде откровения сути изучаемого предмета – это уже не вводная, а основная часть урока. «Преданный Богу уверен, что Бог дополнит недостающее; успокоенный в Нем верует, что так оно и будет. Отсюда рождается несомненное ожидание помощи Божией во всем, что Он сочтет нужным для благоустроения нашего, для явления Своей славы и для блага человеческого. Это и есть надежда» (свт. Феофан, там же, с. 551).

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Укрощение гордого рассудка, пытающегося суемудро судить об изучаемом предмете, открывает учащимся путь к разумному восприятию Божьего промысла. Начальство послушного Слову Божьему разума над рассудком делает учащегося кротким наследником сотворенного мира. «Благодать, пришедши, не приносит с собою много сведений, но научает человека вниманию и обязывает к точному рассмотрению вещей. Она не истолковывает ему законов мышления, но вливает любовь к истине, которая не позволяет уклоняться от путей правых и слишком полагаться на отвлеченности» (Свт. Феофан, там же, с. 333). 

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Знание  о мироустройстве и понимание значения вещей – это ценнейшие виды духовной пищи. Они на время утоляют духовную жажду учащихся, но как и обычная колодезная вода, не могут  насытить сердце благодатью Божией и просветить ум светом истины. «Физик хочет разгадать значение существ, сил, стихий; историк – определить значение происшествий; психолог – значение каждой способности и самого человека. Очевидно, никто не довольствуется постижением фактической стороны, но всякому хочется проникнуть глубже под нее. ... При всей естественности и как бы неудержимости такого стремления, ... оно не увольняется от необходимого условия: иметь разум не только развитый откровением, но и просвещенный благодатию» (свт. Феофан, там же, с. 328). Следуя учению Церкви, надо стремиться на только и не столько к умственному развитию учащихся на уроке. Главной целью урока должно стать просвещение внутреннего мира благодатью Божией, возводящей благодарных учащихся к состоянию блаженства.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Святой Иоанн Кронштадский в своих наставлениях об очищении сердца молитвой учит: «Говори в сердце своем, с верою в Господа, внимающего воплю твоего сердца, со смиренным сознанием и чувством своих грехов, псалом Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и прочитай сердечно весь псалом; если не подействовал он один раз, сделай другой прием, только прочитай еще сердечнее, еще чувствительнее и тогда тебе немедленно воссияет от Господа спасение и мир в душе твоей». Дважды произнося перед началом урока слово с одним и тем же корнем помилуй и милость, преподаватель, по научению святых отцов, должен смиренно сознавать свою греховность. Нелицемерному произношению живых слов помилуй и милость поможет возрождение корнесловного представления о милости: «МИЛЫЙ, ...индоевропейский корень *mei-/moi-/mi-, суффикс –l-... тот же корень в общеславянском, но с другим суффиксом *mirъ (см. мир)... Без суффикса -l- корень *mei- представлен в индоевропейских языках довольно широко» (Историко-этимологичесий словарь русского языка П.Черных, М.: Р.Яз., 1984, т.1, с. 531-532). Существенным прояснением образа милости и мира, служит первообразный смысл этимологического однокоренного английского слова mild «мягкий»: «Mild…Old English milde "gentle, merciful," ...from PIE root *mel- "soft," ... (cognates: Greek myle "mill;" Latin molere "to grind...» (http://www.etymonline.com). Перевод: «Майлд... старо-английское «нежный, милостивый», ... от праиндоевропейского корня   *mel- «мягкий», ... (соответствует греческому myle «мельница», латинскому  molere «размолоть»). Итак, этимологическим первообразом милости и мира является мягкость, а причиной мягкости – сердечное сокрушение, преобразующее каменное сердце в муку. Об этом же говорит нам и 50-й псалом, который надо с сокрушенным сердцем дважды читать перед началом учительского труда: «Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Во время повторного чтения (пусть и мысленного, про себя) покаянного 50-го псалма сокрушенное и смиренное в первом чтении сердце преподавателя, подобно муке, в которую вливается влага, впитает в себя благодать милости Божьей, согреется любовью к учащимся во Христе и испечется подобно одному из пяти хлебов, которого достанет, чтобы воспитать благодарением в Духе истины всех учащихся, присутствующих на уроке. Учитель, произносящий слова своего урока с теплым чувством благодарности Богу, сотворившему все изучаемые вещи, возможно, согреет своими интонациями и живыми образными представлениями некоторые пораженные окамененным нечувствием сердца ученические сердца, и уж точно воспитает своим благодарением чувство любви к Истине в сердцах, уже согретых Божьей милостью.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Чистое сердце – это сердце, отторгающее от себя ложь, не привязанное ко  лживым помыслам. Представлениям и мечтам. В таком сердце вера, порождающая чувство истины. «Чувство истины – способность сердцем узнавать истинный порядок вещей, истинные их свойства... Так, по одному чутью узнают брата, врага, друга, сыновей, нужное лицо и то, как в каком случае поступить» (свт. Феофан, там же, с. 438). Способность узнавать истинный порядок вещей – это и есть ведение промысла Божия, а исходящее от чистого сердца знание того, как в каком случае поступить – ведение Божьей воли. то есть исцеление человека от ослепления кажущимися прелестями и иллюзиями. Этимологически узреть восходит к тому же первообразу, что и заря, жар, гореть . Чистое сердце в свтоотеческом богомыслии уподобляется сухим дровам, загорающимся любовью к Богу и Его творениям под просвещающим воздействием Духа истины. Такого рода внутреннее горение сердец как раз и является высшей целью православного просвещения учащихся.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Творить и твердый – этимологически однокоренные слова, восходящие к единому первообразу утверждения, то есть обжига, претворяющего мягкую глину в твердый закаленный сосуд, пригодный для восприятия и хранения благодатных сокровищ. Миротворец своим попечением об исполнении воли Божьей утверждает волю Отца Небесного как в своем предочищенном от лжи сердце, так и в умягченных благодатью сердцах людей, живущих на земле. «Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, ибо Бог наш есть огнь поядающий» (ап. Павла, Евреям, 12:28-29).  

Главным итогом и признаком успешного завершения правословного урока для учителя может служить не только благостное чувства мира в душе, но и умиротворенное состояние благодарящих Бога, родителей и старших наставников учеников. Умиротворенный ученик – это грядущий миротворец, то есть человек, ставший на путь возрастания от рабства к сыновству Божию во Христе.

Мир вам!

Видео выступления


Комментарии


2016-02-22 09:27:05 Любовь Николаевна № 3704406
Очень высоко! Ум надо ещё заострить на принятие, но на сердце легло, как свое...

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: