Новости
17.08.2023
ПРИМЕР ПОДГОТОВКИ ПРАВОСЛАВНОГО ПЕДАГОГА К БУДУЩЕМУ УРОКУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ – ЛЕБЕДИ». ВАСИЛИЙ СЕМЕНЦОВ
03.02.2023
СЕМЬЯ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА
20.01.2022
ПРИМЕНЕНИЕ КОРНЕСЛОВНО-СМЫСЛОВОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ МБДОУ «ЗВЁЗДОЧКА»
17.01.2022
ДЕТИ В СЕМЬЕ – НАСТОЯЩЕЕ СЧАСТЬЕ. ОЛЬГА ЗАЛЫГАЛОВА
17.01.2022
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ПРОЕКТ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ «ЗНАКОМСТВО С ВЕЛИКИМ РУССКИМ ПОЛКОВОДЦЕМ А.В. СУВОРОВЫМ»
|
О РАЗЛИЧЕНИИ ПОНЯТИЙ ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ, ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ. ВАСИЛИЙ СЕМЕНЦОВ« Все новости
О РАЗЛИЧЕНИИ ПОНЯТИЙ ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ, ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ. ВАСИЛИЙ СЕМЕНЦОВ 02.02.2016 01:00
Orandum est, ut sit mens sana in corpore sano — Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом. Децим Юний Ювенал, ок. 61— ок. 127 (Сатира Х, строка 356). Далее Ювенал поясняет: «Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью, Что почитает за дар природы предел своей жизни, Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно, духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает...». Апостол Павел христианскую духовность описал так: «Плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галл.5: 22-26). Определение здоровья, которым руководствуется ВОЗ, гласит: ««Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней» (Сайт ВОЗ, http://www.who.int/suggestions/faq/ru). О духе в этом определении не сказано ни слова. Между тем, дух – это энергия, разумная движущая сила, наполняющая души и тела всех живых существ, в том числе, социума как единого организма. Особое свойство духа – это ментальность, то есть творческая мыслительная деятельность, направляющая душевные устремления и телесные процессы по тому или иному жизненному пути. В этимологических словарях слово дух возводится к тому же первокорню * dheu-, что и душа, дышать, дуть (Словарь Черных, т.1, с 276). В словарной статье ДУТЬ, в свою очередь, раскрывается первообраз, связанный с корнем *dheu- «разметаться в стороны, кружиться, крутиться» (там же, с. 275). К этому же корню и первообразу этимологи относят и английские слова deer (олень как дышащее животное) и fury (гнев, ярость). Сюда же относят и древнегреческое слово duw - в первом значении - «буйно устремляюсь, бушую, неистовствую», во втором – «совершаю жертвоприношение». Далее, такие виднейшие и наиболее авторитетные ученые-этимологи, как Покорны и Махек, высказывают предположение о том, что русское слово ДУБ также восходит к древнему первокорню * dheu- с расширителем – bh (см. Слварь Черных, т.1, с. 272. В древнерусском языке еще в языческие времена священный дуб, символ мирового дерева, аналогичный библейскому Древу Жизни, называли словом ДОР. Соответственно, наиболее могучих и здоровых людей называли дородными. Таким образом, этимологически дух, дор, древо, древность, здоровье – это родственные однокоренные слова, восходящие к единому первообразу источника энергии, движущей силы, «буйного устремления, кружения, вихря». Прежде чем перейти к этимологии здоровья как образа сочетания с Древом жизни, вспомним корнесловие греческого слова энергия. «Energy -... from Greek energeia "activity, action, operation," from energos "active, working," from en "at" + ergon "work, business; action" (see organ)» (Онлайн-словарь английской этимологии Дугласа Харпера) . Перевод: «Энергия -... от греческого энергейа «деятельность, действие, операция», от энергос «действующий, работающий», из эн «к, в) + эргон «работа, занятие, действие». Корнесловно энергия – это внутренняя движущая сила, способность действовать, то есть жить. Вдохновляющий сердцевину каждого древа и сердце каждого человека дух – это первородная движущая сила роста, развития, «буйного устремления, кружения, вихря». Чем дышит человек? Какие умные духовные силы вдохновляют его сердце и внушают ему постоянно приходящие в голову мысли? – Эти вопросы являются первостепенными, определяющими состояние духовного здоровья и, как следствие психики и соматики каждого учащегося и педагога. Духовные силы, как известно, бывают чистыми и нечистыми, то есть восходящими к подателю жизни Духу Истины, или к разрушителю и сеятелю смерти, хитроумному змею - отцу лжи. Педагогическая забота о духовном здоровье учащихся заключается в том, какую духовную пищу мы им преподаем: горькую правду, или сладкую ложь? Горькая правда может вызывать в загрязненных сладкой духовной отравой душах учащихся возмущение и гнев – те самые «буйные устремления, кружения, вихри», о которых предупреждают этимологические словари. Нужно ли это? – Без горьких лекарств не бывает исцеления душ и телес. Без вскрытия гнойников (гной и гнев – этимологически родственные слова) не бывает очищения от духовных заражений ложью и воспалений эгоцентризма, надмения и гордыни. К тому же корню * dheu-, что и дух, дуб, здоровье, восходят и слова дума, дым, думать, надмеваться. Расширитель –мъ – это тот же корень, что и в словах умъ, мудрость, мысль, ментальность, мнение, память (помнить). Чистота помыслов, свет ума, и доброта памяти возможны только при крепком духовном здоровье, то есть привитости любящего сердца ученика к Древу Жизни и Духу Истины. Языковед-санскритолог В. Н. Топоров на основе этимологических исследований определил первокорень мъ (*men) как образ «устремления человеческого духа». Дух учащихся стремится к тому из двух источников вдохновения, связь с которым коренится в самой глубине сердца: или к Древу Жизни и Истине, или к Древу познания добра и зла, то есть к змею и отцу лжи, искушающему нас иллюзией всемогущества человеческого рассудка. Сердечная преданность Духу Истины является залогом душевного (психического) здоровья, а отцу лжи – причиной различного рода патологических зависимостей, маний и грез на яву. Как сосуд, являющийся восприемником, вместилищем и проводником той или иной духовности душа отличается различными степенями внутренней чистоты. Педагогическая забота о чистоте души предполагает, прежде всего, ее периодические откровения и исповедания того, что в ней накопилось. Без откровенных бесед учителя с каждым учеником и без учительского исповедания вечных истин на уроках настоящая педагогика немыслима. В отличие от духовного и психического, физическое здоровье учащихся является в настоящее время предметом наиболее пристального внимания и заботы со стороны государства, родителей и педагогов. Принимая следствие за причину, современные администраторы ищут способы выведения учащихся из состояний бездуховности, апатии и душевного неблагополучия при помощи увеличения физических нагрузок, физкультуры и спорта. Действительно, физическая активность, движение и труд на свежем воздухе крайне важны для оздоровления учащихся. Все же не следует забывать о старом анекдоте, в котором пьяный ищет свои потерянные часы под уличным фонарем, хотя помнит, что потерял он их в темной канаве. Какими духовными устремлениями и душевными порывами руководствуется учащийся во время соревнований, в физическом труде и на тренировках? Во славу и во имя кого наши дети трудятся и выдерживают физические нагрузки? Иными словами, не отдавая себе отчет в том, какие духовные силы руководят действиями учащихся, но все же вдохновляя их на трудовые и спортивные подвиги, учитель уподобляется не ангелу хранителю, а змею-искусителю. В пьесе Горького «На дне» есть пророческий для начала 20 века образ рабочего человека, будущего разрушителя Российской империи, сорокалетнего слесаря Клеща. Он усердно трудится ради превосходства над другими жителями «дна», веря что «терпенье и труд все перетрут»: «Клещ. Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота... люди! Я — рабочий человек... мне глядеть на них стыдно... я с малых лет работаю... Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу... кожу сдеру, а вылезу... Вот, погоди... умрет жена... Я здесь полгода прожил... а все равно как шесть лет... Пепел. Никто здесь тебя не хуже... напрасно ты говоришь... Клещ. Не хуже! Живут без чести, без совести...». Руководствуясь в физическом труде презрением к другим людям, Клещ жестокосердно погубил свою жену Анну, сведя ее в могилу побоями и небрежением. Когда в ночлежке появился Лука, «старец лукавый», он прежде всего начал искренне заботиться о здоровье ее обитателей: «Лука. Доброго здоровья, народ честной!». Эта забота о людях быстро принесла свои плоды: Лука стал самым «добрым» и «мудрым» человеком для всех окружающих – лидером секты. Клещ первым вслед за Лукой восстает против горькой правды и становится адептом антихристианского культа лжи и сладких иллюзий: «Клещ. Правды он... не любил, старик-то... Очень против правды восставал... так и надо! Верно — какая тут правда? И без нее — дышать нечем...». Жаль, в современном образовании и воспитании детей зачастую предпочитают кормить не горькой правдой, а сладкой ложью о том, что спортивные достижения, карьерный рост и самоутверждение в социуме составляют истинную цель и смысл человеческой жизни. Даже в самом светском и отделенном от Церкви образовании нельзя умалчивать о том, что «Блаженны алчущие и жаждущие правды (желающие правды); потому что насытятся» и «Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть царство небесное» (Из Нагорной проповеди Иисуса Христа). Все мы желаем себе и своим детям здоровья и благополучия. Сохранение и разумное расходование этих средств жизнеобеспечения возможно только одним путем: нужно осознанное волевое устремление растущего человека к истинной цели здоровой и благополучной жизни - к вечному блаженству. Многие наши учащиеся сегодня подобны пушкинскому Онегину, верившему в то, что «Я не создан для блаженства, ему чужда душа моя». Молчаливо поддерживая в них неверие в блаженство, мы провоцируем духовные кризисы и душевные заболевания: «Короче: русская хандра им овладела понемногу. Он застрелиться, слава богу, попробовать не захотел, но к жизни вовсе охладел». Каждому из современных учащихся придется в итоге жизни дать свой ответ на пушкинский вопрос : «Вотще ли был он средь пиров неосторожен и здоров?». Помимо здоровьесберегающих технологий во ФГОС следует включить стандарт образования формирование умений и навыков разумного целенаправленного расходования своего здоровья и временного жизненного благополучия на достижение истинной цели человеческой жизни. Василий Семенцов 27.01. 2016. Использованная литература: 1. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка, т.1-2. 2-е изд. М.: Русский язык, 1994. 2. Online Etymology Dictionary, http://www.etymonline.com/index.php Посмотреть выступление ВИДЕО КомментарииКомментариев пока нет. |