Новости
17.08.2023
ПРИМЕР ПОДГОТОВКИ ПРАВОСЛАВНОГО ПЕДАГОГА К БУДУЩЕМУ УРОКУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ – ЛЕБЕДИ». ВАСИЛИЙ СЕМЕНЦОВ
03.02.2023
СЕМЬЯ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА
20.01.2022
ПРИМЕНЕНИЕ КОРНЕСЛОВНО-СМЫСЛОВОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ МБДОУ «ЗВЁЗДОЧКА»
17.01.2022
ДЕТИ В СЕМЬЕ – НАСТОЯЩЕЕ СЧАСТЬЕ. ОЛЬГА ЗАЛЫГАЛОВА
17.01.2022
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ПРОЕКТ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ «ЗНАКОМСТВО С ВЕЛИКИМ РУССКИМ ПОЛКОВОДЦЕМ А.В. СУВОРОВЫМ»
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ПРОЕКТ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ «ЗНАКОМСТВО С ВЕЛИКИМ РУССКИМ ПОЛКОВОДЦЕМ А.В. СУВОРОВЫМ»« Все новости
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ПРОЕКТ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ «ЗНАКОМСТВО С ВЕЛИКИМ РУССКИМ ПОЛКОВОДЦЕМ А.В. СУВОРОВЫМ» 17.01.2022 21:33
Пояснительная записка. История России очень богата. Каждый этап становления и развития нашего государства насыщен огромным количеством событий, а за каждым событием стоят люди. Великие люди: политики, ученые, полководцы, святые… В 2021 году Россия будет отмечать 800-летие со дня рождения князя Александра Невского. Его имя известно каждому человеку не только в России, но и далеко за её пределами. Не менее известной и значимой личностью является Александр Васильевич Суворов – полководец, не проигравший ни единого сражения, добрейший души человек, великий стратег, мудрый предводитель. Мы считаем, что говорить о подвигах великих людей необходимо начинать в дошкольном возрасте: когда формируется личность ребенка необходимо окружить его положительными примерами сильных личностей, которые «ковали» историю нашей страны. Результатом данных взглядов стал проект. Тип проекта: познавательно – творческий, художественно-речевой. Участники проекта: Дети старшей-подготовительной группы МБДОУ детский сад «Теремок», родители воспитанников, воспитатели группы, Мая Петровна Лейвикова – Суворова, С.Ф.Щукина. Актуальность: Недостаточные исторические знания родителей и воспитателей о личности А.В. Суворова и истории России в целом, что влечет за собой в дальнейшем недостаточные знания детей. Данный проект посвящен знакомству детей с жизнью и вкладом для России А.В.Суворова. Это возможность для детей приобщиться к источнику духовно-нравственной силы, испытать чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России. Расширять кругозор дошкольника, развивать его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средство формирования личности ребенка, оказывая сильное морально-идеальное воздействие, объединяет детский коллектив. Воспитывать у детей человеколюбие, справедливость, честь, совесть, волю, веру в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед Отечеством. Цель проекта: Посредством духовно-нравственного воспитания развивать интерес и чувство благодарности детей и родителей к людям, прославивших Россию, как великую православную державу. Задачи:
Продолжительность проекта: 2 недели, проект краткосрочный с 25.01.2021 - 05.02.2021 Ожидаемый результат:
Работа с родителями Через анкетирование выяснить осведомленность родителей о жизни А.В. Суворова и его роли в судьбе России (Приложение 1).
В проекте применялись следующие подходы: - Системно-комплексный подход - воспитательный потенциал разработки охватывает все виды детской деятельности. - Культурологический подход – процесс воспитания заложен в трансляции этнического склада, психологических особенностей русского этноса, а также традиций, ценностей, которые заложены в генетическую память русского народа. - Ценностно-смысловой подход – трансляция базовых традиционных ценностей и жизненных смыслов русского народа воспитанникам. - Гуманистический подход - ориентирован на личность ребенка, уважение его достоинства, создание оптимальных условий для свободного развития. - Корнесловно-смысловой подход – воспитательный потенциал раскрывается в освоении и познании смысла ключевых слов проекта. Этапы реализации проекта 1 этап. -Анкетирование родителей «Кто такой А.В. Суворов?». -Опрос детей о том, знают ли они кто такой –полководец. -Обсуждение целей и задач проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. -Составление плана работы. -Консультация с методистом ЦСУОП Щукиной С.Ф. -Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта. -Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности, подбор презентаций и видео. 2 этап. Практическая часть. У нас было две недели на погружение в жизнь и заслуги А.В.Суворова. Знакомство мы начали с вопроса: «Кто такой полководец?», дети высказали свое мнение. Так же ребята рассказали, что они хотели бы узнать о полководце. Все это было занесено в таблицу. (Приложение 2) И отталкиваясь от интересов детей мы начали погружение в тему. И вот что мы узнали…. Познакомились с его семьей, узнали, кто были его родители. Когда спросили у детей, как вы думаете в честь кого назвали Суворова Александром, дети без промедления ответили – в честь Александра Невского. Жизнь и подвиги Александра Невского дети изучали на предыдущем проекте и с легкостью отметили это. Отметили, что имя Александр означает –защитник. Отметили, на кого похож Александр Васильевич. (Приложение 3) Они сравнивали икону Александра Невского и портрет Александра Суворова. В диалоге дети находили общее, чем отличаются. Ребята отметили, что похожи взглядом: уверенным, смелым. Детей удивило, что, когда Александр Васильевич был ребенком он часто болел и был слабым, но усердная работа над собой и тяга к военному делу закалила его, он переборол все болезни и, как сказала, Мая Петровна Лейвикова-Суворова: «Первая победа Суворова была у него над собой». Дети отметили, что какими они станут в будущем зависит от них, от того, что они будут делать, чем будут заниматься, а самое главное – делать зарядку. Детям очень понравилось, как А.В. называл своих солдат (орлы, богатыри, солдатушки), как он к ним относился, берег их, закалял на личном примере, и как поется в песне, которую мы выучили: «Сухарь последний с бойцом делил…». Дети сделали вывод о качестве, присущем такому человеку –милосердии, доброте. Ребята отметили, что хорошее отношение к окружающим, к близким, вернется тем же самым и к ним. Мы заметили, что после такого вывода, дети стали больше друг другу помогать. Даже в самых простых мелочах – принести карандаши, подать полотенце, помочь надеть шапку, принести лыжи товарищу. Из рассказов С.Алексеева мы узнали о любимом боевом друге-коне Александра Васильевича-Мишке. О том, какое взаимопонимание и взаимоподмога была между ними. (Приложение 4) У детей возникло желание слепить своего Мишку. Ребята составили рассказ про «приключения» их коней. Эти сочинения мы оформили в сборник. (Приложение 5) Когда мы рассказали детям про то, что Александр Васильевич не проиграл ни одного сражения, дети были в восторге. Они удивлялись: как так получилось? Правда сами же дети и дали ответ на этот вопрос: «Он был добрый, поэтому солдаты так его любили, что готовы были сделать все для Победы! Он их поддерживал! Войны Суворова верили в Победу! Он верил в помощь Бога! Они хорошо знали военное дело!» При поддержке родителей (они предоставили материалы) мы с детьми смастерили макет «Переход через Альпы», ребята с удовольствием поработали в уголке выбора, изготавливая оружие и приспособление, чтобы совершить этот переход. (Приложение 6) Они активно вели диалоги и обсуждали план действий: кто и что будет делать. Нам удалось испытать настрой и поднять боевой дух при взятии крепости «Измаил». Её построили мы вместе с детьми из снега на прогулочной площадке. (Приложение 7) Когда было обсуждение, как же будет проходить взятие, то дети сразу ответили, что среди них врагов не будет! Они все будут войском Суворова. Было принято решение турецкую армию просто напечатать на бумаге. И вот в один из дней под звуки песни «Учил Суворов в лихих боях держать во славе Российский флаг…» «армия Александра Васильевича» взяла Измаил на прогулочной площадке нашего детского сада. (Приложение 7.1) Со стороны противника 100% потери, со стороны наших – потерь нет! Дети потом еще дня два пели гимн Суворову, как они его называют, который выучили на музыкальном занятии. Кстати, Суворовым был выбран ребенок (он вызвался сам, а остальные поддержали, не было ни споров, ни обид). В начале «взятия» Измаила ребята вспомнили, что Суворов выезжал на поле боя в белом, и придумали накидку. Этот поступок нас очень порадовал: значит детям было интересно, они просто впитывали каждое слово, сказанное нами по этой теме. Мы не смогли не рассказать о том, что и в наше время есть потомки Александра Васильевича. Мы решили включить сюда и работу по проекту «Голос предков – Мая Петровна Лейвикова-Суворова». Здесь огромную помощь нам оказала методист центра сопровождения участников образовательного процесса Щукина Светлана Ференцевна. Она лично знакома с Маей Петровной, поэтому поделилась с нами историей ее жизни, ее творчества, ее заслуг. Мая Петровна – потомок А.В. Суворова. (Приложение 8) И первое, что отметили дети, когда сначала увидели ее фото, как же они похожи с Александром Васильевичем. Действительно, внешнее сходство поразительно. Ребятам стало интересно все: про детство Маи Петровны, про ее творчество, да и просто про жизнь. Вопросов было много. Возникла смелая идея – пообщаться лично с Маей Петровной. Светлане Ференцевна снова помогла нам в реализации этой встречи. Заранее мы записали вопросы и отправили их Мае Петровне, чтобы она смогла подготовиться. (Приложение 9) Мая Петровна дала нам еще некоторые рекомендации, чтобы мы подготовили детей к беседе, так как были озвучены вещи, которые требовали дополнительной работы с детьми. Например, дети узнали, что мама Маи Петровны – была одним из ювелиров, которые делали огранку рубинам кремлевских звезд, а ее папа – был механиком, строившим оптическую трубку первого искусственного спутника земли. Мы познакомили детей с этими материалами, и отметили, что интерес ребят настолько велик, что это можно реализовать в отдельные проекты. (Приложение 10) Очень трогательная и задушевная у нас получилась беседа. Дети сами задавали вопросы, интересующие их про жизнь А.В. Суворова, задавали вопросы про жизнь самой Маи Петровны, ведь она поэтесса, искусствовед и очень разносторонний человек. Наши воспитанники выучили и прочли авторские стихотворения. Маю Петровну ребята пригласили в гости. Очень надеемся, что этой встрече быть. (Приложение 10.1) Стоит отметить, что Мая Петровна прошла всю блокаду Ленинграда, выжила и ее семья еще помогала другим нуждающимся в войну людям. Ее рассказы мы читали с детьми в канун памяти о детях блокадного Ленинграда. Проект не совсем завершен, сейчас мы готовим фильм по нему, а еще есть пара идей по его развитию, но это в будущем. (Приложение 11) Работа с родителями заключалась в консультациях, опросах. Мы раздавали стихотворения Маи Петровны домой для чтения. В начале проекта некоторые родители с сомнением отнеслись к выбранной нами теме, но уже после первого дня работы с восторгом рассказывали, как дети с утра поднимали их на зарядку, сами бежали умываться и чистить зубы, а вечером учили всех маршировать. Одна девочка попросила родителей посетить библиотеку, они взяли книжку, а потом она много интересных вещей рассказывала про Суворова детям. Работа с родителями продолжается. В планах одна очень интересная экскурсия в музей-усадьбу Воронино. Этот проект удивил и поразил не только нас, но и всех, кто к нему прикоснулся. Коллектив всего детского сада подключился к проживанию данной темы. Работу будем только продолжать и совершенствовать. Во время работы по этим проектам, дети отметили несколько слов: предки и потомки. (Приложение 12) Мы их разобрали. Сейчас можно услышать фразу от наших детей: я истинный потомок своих предков! Это отложилось в голове детей, так как нам удалось привести яркий пример такой связи: Александр Васильевич Суворов и Мая Петровна Лейвикова-Суворова. В ходе реализации проекта «Великий русский полководец А.В.Суворов», мы считаем, что все задачи были решены:
Весь наработанный материал мы зафиксировали:
Приложение 1 Уважаемые родители, просим вас заполнить анкету «Что я знаю про Суворова А.В.?»
1. Какую губернию некоторое время возглавлял отец полководца, генерал Василий Иванович Суворов?
2. Чьим адъютантом некоторое время служил А.В.Суворов?
3. В какой войне не участвовал Александр Васильевич Суворов?
4. Суворову принадлежит немало афоризмов. А какое из этих крылатых выражений произнес не он?
5. Какой храм Александр Васильевич построил в своем имении Кистыш?
6. Из-за ранения Суворова вынесли с поля боя, когда он хотел, отражая атаку противника, ворваться в крепость…
7. После какой победы граф Суворов-Рымникский получил фельдмаршальский жезл?
8. Кто из этих генералов НЕ служил под командованием Суворова?
9. После замужества дочери – любимой Суворочки – Суворов породнился с влиятельным семейством…
10. Последние сражения в жизни Суворова произошли…
11. Какой полк в Российской империи носил имя Александра Васильевича Суворова?
12. Кто из упомянутых полководцев не был кавалером всех степеней ордена Св. Георгия?
Уровень знаний родителей о жизни и подвигах А.В. Суворова (34 человека опрошенных):
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 7.1 https://disk.yandex.ru/i/8tTJwcAfq5Z1qQ
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 10.1 https://disk.yandex.ru/i/s86KhJk6r5r6iQ
Приложение 11
Приложение 12
Автор: Угланова М.А. Реализация проекта: Руднова Е.В.Руднова Н.Н., Сальникова Н.А. Комментарии |
Успехов вам в дальнейшей работе с корнесловом.