Новости
17.08.2023
ПРИМЕР ПОДГОТОВКИ ПРАВОСЛАВНОГО ПЕДАГОГА К БУДУЩЕМУ УРОКУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ – ЛЕБЕДИ». ВАСИЛИЙ СЕМЕНЦОВ
03.02.2023
СЕМЬЯ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА
20.01.2022
ПРИМЕНЕНИЕ КОРНЕСЛОВНО-СМЫСЛОВОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ МБДОУ «ЗВЁЗДОЧКА»
17.01.2022
ДЕТИ В СЕМЬЕ – НАСТОЯЩЕЕ СЧАСТЬЕ. ОЛЬГА ЗАЛЫГАЛОВА
17.01.2022
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ПРОЕКТ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ «ЗНАКОМСТВО С ВЕЛИКИМ РУССКИМ ПОЛКОВОДЦЕМ А.В. СУВОРОВЫМ»
|
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТИНЕ. ПРИТЧЕВЫЙ КОРНЕСЛОВНО-СМЫСЛОВОЙ МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ« Все новости
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТИНЕ. ПРИТЧЕВЫЙ КОРНЕСЛОВНО-СМЫСЛОВОЙ МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ 15.08.2012 03:06
Корнесловное осмысление словосочетания «возвращение к истине» Слова и притчи В каждом живом слове нашей речи скрыто сокровище. Этим сокровищем является древнейшая нерукотворная икона - заповеданный Создателем наглядный образец человеческих отношений к тому, что называется словом. В слове-притче Господь изрекает для нас сокровенное от создания мира. Смерть вора-кащея, укравшего у человека Премудрость Божию - Василису Прекрасную, - сокрыта на острие спрятанной в утином яйце иглы. Яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце, ларец в ветвях векового дуба, а дуб - при источниках вод. Никто, ни один даже самый мудрый и отважный царевич, не сможет сам, без потусторонних сил найти дуб, открыть сокровенную иглу и, преломив ее жало, освободить свою любовь и жизнь из плена смерти. Чтобы вернуться из плена смертных грехов к вечной жизни, наполненной истинным смыслом любви, человеку предназначено возвращение к древним истокам живой воды - к тем порам, с которых уже много воды утекло. Как следует из народной сказки-притчи, возвращение к вечной истине становится возможным только путем милосердия и послушания по отношению к предкам и силам природы, которые олицетворяются в образах помилованных и отпущенных на волю медведицы с медвежатами, зайца, селезня и щуки. Тот, кто забывает язык предков, убивает их память в своем языке, не улавливает притчевый смысл явлений природы и слов, не сможет вернуть в свое сердце Премудрость, плененную царством смертоносных иллюзий и призраков материального богатства, власти, мнимого временного благополучия. Слово вращение в современном русском языке устойчиво и привычно сочетается всего с шестью приставками: воз-, пре-, от-, со-, из-, раз-. Каждая из этих приставок имеет свою этимологию - истинную корнесловную суть, восходящую к образам разнонаправленного движения: вращение вверх -возвращение; вращение вокруг своей оси - переворот, превращение; вращательное движение в сторону от цели - отворот или отвращение; вращательное движение сверху вниз, скатывание - совращение; выход вращающегося потока из русла или из допустимых границ - извращение; наконец, одновременное движение в разные стороны - разрушение или развращение. В близком историческом контексте важнейший притчевый смысл придается образу вращения еще и приставкой об-: об(в)ращение . Обращаясь к различным вещам, друг к другу и к Богу, люди становятся внимательными, внемлют, то есть насыщают свои души духовной пищей. Образовательный процесс в целом, и каждый урок в частности, как известно, протекает во времени, то есть, буквально, вращается, поскольку слово время этимологически восходит к тому же корню, что и веретено - к образу вращения: Время - «...Старшее значение, надо полагать, было что-нибудь близкое к «коловращение», «кружение», «повторное возвращение», «вечный оборот». Ср. др.-инд. Vartman- «колея (след колеса)», «дорога» («орбита?») при корне vart- - «вертеться», «кружиться». Может быть, старшее значение и.-е. *'uertmen было «колесо» или «орбита» (как движение по кругу). См. «вертеть» (Словарь Черных, т.1, с. 171). С образом вращения, «вечного оборота», нам еще не раз придется встретиться, открывая для себя этимологию веры, велений, воли, упований человеческой души. Из всех возможных направлений вращательного движения мысли учителя и учащихся в течение урока воз-вращение, как постепенное восхождение к высшей вечной и неизменной истине виток за витком, представляется главным, наиболее правильным и уместным для современного народного образования. Если не об(в)ращать внимания на невидимое присутствие Бога на уроке и не возвращаться от познания творения к промыслу Творца, можно даже с самыми добрыми намерениями незаметно отвратиться от истины, совратиться с истинного образовательного пути, превратиться в лжеучителей, извратить мировоззрение своих учащихся, содействовать их развращению, не желая того. «Без елея не будет гореть светильник; и без веры никто не приобретает доброй мысли» (Ефрем Сирин). «Ад полон добрыми намерениями и желаниями» (Джордж Герберт, «Jacula prudentium»). Слово Истина (ранее - «истота») восходит к тому же корню, что и латинское est и русское есть - к образу неподвижной устойчивой основы всего сущего, утвержденной свыше. Истиной принято называть то на-стоящее, что всегда есть в действительности, независимо от внешних пространственно-временных обстоятельств, обстояний, склонений, спряжений и положений. «Старшее значение - «то, что соответствует действительности», «нечто подлинное», «нечто настоящее», Производное от истый, о.-с. *ist-е, -а, -о : *ist'bjо, -aja, -oje - «тот же самый», «подлинный», «действительный», «настоящий». См. истый» (Черных, т.1, с.360). И далее, Истый: «...«Из предлагавшихся до сих пор объяснений приемлемым считается выдвинутое Бернекером,... где *iz - предлог-префикс, a *st- (<и.-е. *sta- : *sto-) - корень, тот же, что в рус. стоять (см.), стать, ср. подобного же образования: о.-с. *prostъ > рус. простъ, простой (из предлога-префикса * рrо- и корня *st-), а также о.-с. *nastъ > рус. наст; ср. также рус. настоящий - «подлинный» (Там же, с. 361). Выявленное и признанное учеными присутствие в слове истина приставочного первокорня из- указывает на образ происхождения всего, что стоит и «не подвижется», то есть всего настоящего из единого Источника: «...ибо утверди вселенную, яже не подвижится» (Псалом. 92: 1). Этим единым источником, от которого исходит и к которому возвращается все видимое и невидимое, согласно древнему православному Символу Веры, является Бог. В данный момент, когда Вы, уважаемый собеседник, читаете эти слова, прошедшее время встречается с будущим в настоящем -в точке Вашего зрения. В этой точке сталкиваются сразу три представления об истине: 1) старое, заимствованное из нашего прошлого опыта, 2) настоящее, рождающееся в виде притчи от соединения образов исхождения из Источника жизни (приставка из-) и становления всего сущего (корень -ст), 3) будущее новое представление, которое так или иначе примирит Ваш прошлый опыт с настоящим смыслом притчи. Два из этих представлений - временные, потому что они вращаются. Первое, прошедшее, обращает Вашу мысль об истине вспять, к тем событиям и урокам, которые уже прошли и не вернутся. Третье, будущее, превращает мысль об истине в стрелу, летящую к намеченной цели. Только второе, настоящее, исходящее из этимологии, притчевое представление об истине является вечным, то есть устойчивым и не подвластным веяниям времени. Оно возвращает нас к истокам всего сущего, останавливает суетное обращение мышления в горизонтальной плоскости между уже отжившим прошлым и призрачным обманчивым будущим... КомментарииКомментариев пока нет. |