Новости
17.08.2023
ПРИМЕР ПОДГОТОВКИ ПРАВОСЛАВНОГО ПЕДАГОГА К БУДУЩЕМУ УРОКУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ – ЛЕБЕДИ». ВАСИЛИЙ СЕМЕНЦОВ
03.02.2023
СЕМЬЯ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА
20.01.2022
ПРИМЕНЕНИЕ КОРНЕСЛОВНО-СМЫСЛОВОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ МБДОУ «ЗВЁЗДОЧКА»
17.01.2022
ДЕТИ В СЕМЬЕ – НАСТОЯЩЕЕ СЧАСТЬЕ. ОЛЬГА ЗАЛЫГАЛОВА
17.01.2022
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ПРОЕКТ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ «ЗНАКОМСТВО С ВЕЛИКИМ РУССКИМ ПОЛКОВОДЦЕМ А.В. СУВОРОВЫМ»
|
"У НАС РАСТУТ ХОРОШИЕ ДЕТИ"- СОЦИОЛОГ СЕРГЕЙ МОРОЗОВ« Все новости
"У НАС РАСТУТ ХОРОШИЕ ДЕТИ"- СОЦИОЛОГ СЕРГЕЙ МОРОЗОВ 18.07.2012 02:00
В сентябре-ноябре 2011 года проведен опрос старшеклассников 8-11 классов нескольких школ Санкт-Петербурга, в котором приняли участие около 300 школьников. Цель исследования состояла в составлении портрета современного школьника, его особенностей, интересов и потребностей. Опрос показал, что абсолютное большинство старшеклассников - это добрые и порядочные люди, стремящиеся получить высшее образование. Их интересует не только свое будущее, но и будущее своей страны. Опрошенные оказались людьми разносторонними, с четкой и ярко выраженной жизненной позицией. Ответы ребят привели исследователей к ряду удивительных выводов об их высоком духовно-нравственном состоянии и единстве. 1. ШКОЛА, УЧЕБА Начнем описание учащихся с их отношения к учебе. Школьникам был задан вопрос: "Нравится ли тебе учиться в школе?" 59% девушек и 56% юношей утвердительно ответили на этот вопрос. Отрицательно высказались 16% и 20% соответственно. Интересно, что отношение к учебе меняется в зависимости от возраста. Так, число "затруднившихся ответить" на этот вопрос девушек сокращается к 11-му классу. Среди восьмиклассниц затруднялись ответить на поставленный вопрос 38%, а в 11-х классах "затруднившихся" осталось только 18%. Большая часть сомневавшихся в ответе девушек остановили свой выбор на ответах "нет" или "скорее нет". У юношей совершенно другая тенденция - затруднившихся с ответом стало больше, с 22% (8 класс) до 35% (11 класс). Вновь сомневающимися стали те подростки, кому еще вчера нравилось учиться. Почему с возрастом школьникам, как девушкам, так и юношам перестает нравиться учиться? Возможно, сказывается усталость, накопившаяся за долгие школьные годы, или к ним пришло некое новое понимание целей обучения, пришедшее накануне выбора дальнейшего места образования? А может быть, они просто лентяи? Попробуем ответить на этот вопрос, для чего посмотрим их ответы на отдельные вопросы. Исходя из ответов некоторых ребят, можно сделать несколько предположений. Во-первых, особенно среди юношей, действительно встречаются лентяи. Например, описывая свое положительное отношение к некоторым урокам, они пишут, что на этих уроках "можно не думать" или "на них можно ничего не делать". Во-вторых, исследуемая группа школьников оценивает уровень российского образования ниже других развитых стран. А так как эти школьники планируют учиться дальше, в институте, получается, что они не довольны уровнем получаемого в школе образования и посещают дополнительные занятия, чтобы наверстать школьные пробелы и гарантированно поступить в ВУЗ. А это дополнительное время и деньги, которые приходится тратить. Вот им и не нравится такое образование, после которого нужно еще дополнительно учиться. Не может не сказаться на ребятах и такая проблема как коррупция при поступлении в ВУЗ. Возможно, ценность школьного образования снижается при понимании существования незаконных схем поступления в институты. Среди любимых уроков старшеклассники называют алгебру и физкультуру. Отметим, что так ответили каждый пятый юноша (22% - алгебра и 21% -физкультура) и каждая десятая девушка (12% и 10%). Таким образом, можно сказать, что самые любимые школьные предметы набрали невысокий процент, поэтому можно с уверенностью утверждать, что у старшеклассников нет какого-либо одного всеми любимого урока. Вот как объясняют ребята свой выбор. Девушки о физкультуре: "она закаляет", "люблю активность", "потому что можно не бояться, что классу дадут неожиданную проверочную", "там не надо работать мозгами", "хороший учитель". Юношам нравится физическая культура потому, что: "в футбол дают играть, не надо ничего учить", "не надо готовиться", "физические упражнения очень полезны". Как видим из ответов школьников, они устали как от учебы, так и от неожиданных проверочных. Как сказал один из отвечающих: "на этом уроке мозг отдыхает, а тело работает". А теперь посмотрим, почему школьникам нравится алгебра. Например, свое отношение к алгебре девушки объясняют так: "я ее понимаю", "интересно решать задачи и примеры, логично размышлять", "алгебра - это точность, логичность". Примерно по тем же причинам алгебра нравится и юношам. Вот некоторые их ответы: "нравится точность вычислений", "этот предмет самый логичный, развивает логику и мышление", "алгебра - точная наука". Часто встречались ответы типа "нравится, потому что этот урок преподает замечательный учитель". Значительно меньше нравятся юношам, в отличие от девушек, литература и иностранные языки. А школьный предмет "Русский язык" в качестве любимого назвали всего 6% девушек и 2% юношей! Удивительно, так как на другой вопрос, о важности предметов "Русский язык" оказался лидером. Почему же "русский язык" не является любимым предметом школьников? Можно предположить, что данная школьная дисциплина вызывает значительные трудности в ее постижении. "Я его не понимаю", "в русском много исключений",- вот некоторые из ответов школьников. Чего же не понимают старшеклассники в изучении русского языка? Предположительно, ответ следует искать в области постижения смысла слов и правил их написания. Например, в математике используются символы: "+", "=", "1", "1000" и т.д. которые обозначают определенные действия и числа. Язык математики условный, договорной. В отличие от математических символов, в языке используются слова. Слова не являются условными обозначениями, они носители смыслов, которые передаются через их значения. При этом слова могут иметь несколько значений. И разные написания, то окончание поменяется, то происходит чередование гласных внутри корня. Да еще произносятся некоторые слова не так, как написаны. И это вызывает естественные сложности в изучении русского языка. Если представленные рассуждения верны, то проблема нелюбви к русскому языку у современных школьников следует искать в используемых методиках преподавании языка и, соответственно, в учебниках. Продолжая анализировать отношение юношей и девушек к учебе, рассмотрим, почему им нравятся те или иные школьные предметы. Сгруппируем ответы ребят.
Какие ответы оказались самыми популярными? Те, в которых старшеклассники говорили, во-первых, о "полезности и важности" школьного предмета. Во-вторых, о том, что предмет "понятен, получается лучше других". Так ответил каждый третий старшеклассник. Важно отметить, что оба ответа, "полезно и важно" и "мне нравится", одновременно выбрали незначительное количество юношей и девушек. Таким образом, можно говорить, что школьники выбирали любимый урок либо с точки зрения пользы для себя, например, "предмет необходим при поступлении в ВУЗ", либо с точки зрения своих успехов, "он мне понятен". 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ Для понимания того, как школьники оценивают уровень образования в России, в анкете был задан соответствующий вопрос. Оценить следовало 7 стран, чтобы понять, на какое место ребята поставят российское образование в сравнении с другими странами. Об образовании в других странах, в большинстве своем, старшеклассники могли узнать только из средств массовой информации и от учителей. Поэтому полученные результаты не могут дать объективного сравнения школьного образования в разных странах, а только субъективное представление о лучшем, идеальном образовании в умах старшеклассников. Полученные результаты на этот вопрос огорчили. Например, юноши из 7 предложенных стран поставили Россию на 6 место, а девушки - на последнее, седьмое место. Условно, страны по уровню образования, по мнению российских старшеклассников, можно поделить на 3 группы. Очень высоко ребята оценили образование в Англии (первая группа). Эта страна набрала более 80% от максимально возможных баллов, как у юношей, так и у девушек. Ко второй группе следует отнести Германию и Францию, эти страны набрали 70-75% . К следующей группе следует отнести США, Россию и Китай, набравших практически одинаковое количество баллов, 57-65% от их возможного количества. Другими словами, нашим старшеклассникам нравится английское образование и практически каждого второго не устраивает уровень российского образования. Не означает ли это, что некоторым старшеклассникам не нравится учиться, потому что они считают отечественное школьное образование низким? Скорее всего, наше предположение верно, т.к. порядка 70% юношей и девушек из тех, кто выбрал ответы типа "мне не нравится учиться в школе" считают российское образование "низким" или "средним". Получается, что большинство наших детей заинтересованы в получении образования высокого уровня. Таким образом, корень негативного отношения детей к школе нужно искать и в их оценке уровня школьного образования. Но вряд ли это удастся достичь pr-кампаниями без проведения самих мероприятий по изменению образования. 3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В последнее время в СМИ очень много говорится о перегруженности школьной программы. Однако - результаты нашего исследования говорят о том, что большинство старшеклассников активно занимаются дополнительно. 79% девушек и 69% юношей указали, что посещают дополнительные занятия. Чаще всего ребята указывали, что они занимаются в спортивных секциях и музыкальной школе. Вопрос: ЗАНИМАЕШЬСЯ ЛИ ТЫ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, СПОРТИВНОЙ ИЛИ ДРУГИХ СЕКЦИЯХ И КРУЖКАХ?
4. РАЗВЛЕЧЕНИЯ Данные о продолжительности нахождения школьников в интерактиве, т.е. пребывание за компьютером, использование смартфона, интернета говорят о том, что большинство ребят проводят в интерактиве весьма продолжительное время. Например, 3 и более часов находятся за компьютером и в интернете 65% девушек и 70% юношей! Вопрос: СКОЛЬКО ЧАСОВ ЕЖЕДНЕВНО, В СРЕДНЕМ, ТЫ ПРОВОДИШЬ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ, СО СМАРТФОНОМ И В ИНТЕРНЕТЕ?
Если посчитать среднее время, то получится, что девушки проводят в интерактиве около 4 часов в день, а юноши 5 часов. Замечено, что те ребята, которые активно проводят свой досуг, например, занимаясь в спортивных секциях или музыкальных школах, в два раза меньше времени находятся в интернете. В рамках данного исследования нельзя сказать о том, с какой информацией сталкиваются школьники в сети, что ищут, чем интересуются. Зато с уверенностью можно сказать, что растет совершенно новое поколение людей, которым свойственно получать информацию (разъяснения) и общаться в интернете. Не сложно спрогнозировать, что продолжительное сидение за компьютером приведет к многочисленным проблемам в области физического здоровья. Кроме того, наличие доступа в интернет, скорее всего, никем не контролируемое, открывает школьникам возможность получения преждевременной для их психики и духовного здоровья информации, такой как порнография и насилие, изготовление и продажа наркотиков и производство оружия. Чтобы показать колоссальный объем и доступность этой чудовищной информации в интернете, особенно в социальных сетях вряд ли необходимо проводить специальное исследование. Достаточно вспомнить, что в России в период "советской власти" увидеть фото с обнаженными телами можно было только в западных журналах, попадающих в страну в ограниченном количестве через моряков загранплавания. Теперь же, набирая практически любое слово в поисковой строке для нахождения видео, обязательно в числе первых появятся сайты с запрещенным содержанием. Складывается впечатление, что государство практически полностью устранилось от контроля над распространением подобной информации. Представляется, что о злободневности описанной выше проблемы должны высказаться педагоги, например, путем участия в социологическом опросе. Также будет полезным провести исследование самих школьников для выяснения целей и назначения использования ими интернет и компьютеров. Желательно, чтобы у подобных исследований был заказчик в лице министерства образования. Но пока общество осознает опасность доступности информации для взрослых, а государственные органы предпримут действия для перекрытия доступа к нежелательному контенту и видео, следует активизировать усилия по духовно-нравственному воспитанию школьников. Если дети научатся понимать, что есть добро, а что зло, то они смогут преодолевать последствия своего знакомства с нежелательной информацией. Одним из наиболее действенных способов по ограничению нахождения ребят в сети является, как мы выяснили, дополнительные занятия в спортивных секциях, музыкальной школе и других, которые значительно сокращают время юношей и девушек на развлечения. 5. ПОСТУПЛЕНИЕ В ВУЗ Абсолютное большинство школьников нашего опроса собираются поступать в высшие учебные заведения. Среди девушек поступать планируют 97%, а среди юношей 88%! Зачем современные старшеклассники собираются поступать в ВУЗ, кем они планируют быть? Среди ответивших на вопрос "Кем ты хочешь стать, где работать?" более 40% (большая группа) юношей и девушек однозначно назвали свою будущую профессию. Другими словами, эти школьники знают, кем они хотят быть. Например, чаще других старшеклассники называли профессии: врач, юрист, архитектор, программист и другие. В основном, все перечисленные профессии сегодня востребованы и хорошо оплачиваемы. Таким образом, поступление в ВУЗ для этой группы старшеклассников является определенной ступенью достижения намеченного - стать профессионалом в выбранной области. Еще порядка 25% старшеклассников указали несколько возможных для себя профессий и мест работы. Т.е., эта группа ребят еще не определилась с выбором, но смогла ограничить его. Интересно, что самым популярным местом работы, которое называли ребята, была компания Газпром. А профессии, из которых, возможно, будет сделан выбор, легко делятся на те, которые нравятся, т.е. для "для души", и так называемые "денежные". Например, "математик или банкир", "парикмахер или адвокат", "историк или юрист" и т.д. Мне представляется, что у школьников этой группы происходит внутренняя борьба между своими устремлениями, и тем, что представляется гарантом обеспеченного будущего. И более 30% школьников либо не определились с выбором, либо не знают, кем быть. В этой группе больше оказалось тех, кто написали, что "не определился" с выбором. Другими словами, они хотят выбрать в жизни дело, которое будет приносить пользу. По аналогии с возделыванием земли, которая воздаст за вложенный в нее труд обильным урожаем. Заметим, что данная группа юношей и девушек имеет в виду пользу для других, а не для себя. Эта группа школьников очень похожа на предыдущую группу, но ее участники не определились с выбором альтернативных профессий. Оставшаяся часть ребят указала, что они "не знают", кем хотят быть. Возможно, это самая проблемная часть старшеклассников, т.к. они до сих пор не определились и ждут, что кто-то им скажет, куда идти. Мотивом поступления в институт данной группы старшеклассников, скорее всего, является престижность получения высшего образования - а вдруг пригодится в жизни. Подытоживая выбор школьниками своей будущей профессии, можно четко проследить тенденцию на выбор денежных профессий. Т.е. большинство современных старшеклассников ориентированы, в первую очередь, на свое материальное благополучие. Целью труда, в таком случае, становятся деньги. Соответственно, можно спрогнозировать, что нынешние школьники, не достигнув намеченного в будущем, будут крайне разочарованы и начнут заново определяться, кем быть. Учитывая массовость данного явления, можно предположить, что в нашей стране не уменьшится доля разочарованных людей, которые будут участвовать и поддерживать социальные возмущения. Полученные результаты позволяют утверждать, что в школах нужно усилить работу по профориентации школьников и развитию методик по выявлению способностей и устремлений ребят и подбору соответствующих им профессий. Данная работа должна обязательно вестись совместно с духовно-нравственным воспитанием школьников и учителей. 6. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ШКОЛЬНИКОВ Самыми важными для старшеклассников оказались вопросы, связанные с поступлением в институт, обучением в школе, ЕГЭ, выбором профессии и другие. Чаще всего юноши и девушки указывали в ответах одну актуальную для них проблему - это поступление в ВУЗ. В предыдущей главе мы рассмотрели вопросы, связанные с решением школьников поступать в институт. А в этой главе разберем поступление в ВУЗ как проблему поступления. Почему оно является проблемой для ребят, и в чем именно эта проблема состоит? Приведем несколько наиболее типичных ответов школьников: "Как поступить в институт?", "как поступить в престижный ВУЗ?", "Почему обычные люди, без кучи денег, не могут поступить ВУЗ?" Из приведенных ответов мы видим, что старшеклассники озадачены не недостатком знаний, а отсутствием денег и связей. Интересно, почему поступление наводит школьников на размышления о незаконных способах поступления в ВУЗ? Среди других актуальных тем следует отметить вопросы о коррупции в стране, антинародном правительстве, гастарбайтерах и лицах "кавказской национальности", которых боятся многие школьники, особенно девушки. Отдельно необходимо выделить вопросы о смысле жизни. Примерно каждый десятый школьник спрашивал: "В чем смысл жизни?", "Для чего мы живем?", "Для чего мы живем на этой земле?", "В чем смысл нашего существования?" Чаще других эти вопросы задавали пятнадцатилетние учащиеся. Интересно, что называя актуальные для себя вопросы, респонденты сформулировали вопрос о смысле жизни, не зная того, что в конце анкеты этот же вопрос зададим им мы. Вопрос в анкете звучал так: "В чем смысл жизни? Для чего мы живем?" Вариантов ответов в вопроснике не было, поэтому юношам и девушкам пришлось самостоятельно их формулировать. Сгруппировав ответы, мы получили следующие результаты. Самым популярными оказались однотипные ответы о том, что смысл жизни в том, чтобы "стать личностью" и "в саморазвитии". Я объединил данные ответы в одну группу. Таким образом, ответило 20% девушек и 12% юношей. Были и другие ответы старшеклассников на поставленный вопрос. Так, вторым по популярности стал ответ - "смысл жизни в продлении рода". Это самый часто встречающийся ответ среди юношей (14%). Следующими ответами были: "жить для других", "создать семью", "смысл в самой жизни", "быть счастливым и любимым". Другие искали смысла жизни в "познании", " в жизни для себя", "в поисках смысла жизни". Некоторые ребята считают необходимым "оставить о себе память", "искать смысл в смерти", "в подготовке к небесной жизни". Подобные ответы говорят, скорее всего, не о поисках смысла жизни, а о больших личных и духовных проблемах, требующих немедленного разрешения. 2% ответивших высказались, что "смысла жизни нет". И примерно каждый десятый "не знает" в чем смысл жизни. 7. О СТРАХЕ И БЕЗОПАСНОСТИ В нашем исследовании мы решили выяснить, что бояться школьники старших классов, и где они чувствуют себя в безопасности. Ответы юношей и девушек на вопрос "Кого и чего ты боишься?" оказались достаточно разными. Так юноши честно признались, что больше всего бояться пьяных, наркоманов и хулиганов (11%). Зато девушки больше всего бояться насекомых и пауков (15%). Среди других, наиболее часто встречаемых ответов следует выделить: "боюсь темноты", "потери близких", "высоты", "одиночества", "смерти", "войны", "конца смерти", "быть никем" и другие. Стоить отметь, что 12% юношей и 9% девушек указали, что ничего и никого не боятся. В большей степени безопасно старшеклассники ощущают себя дома, 94% девушек и 95% юношей. В школе ребята чувствуют себя менее безопасно, 83% и 77% соответственно. И наименее безопасное место для школьников - улица, 59% и 68%. Чего бояться школьники? Дома подростки бояться деспотизма и насилия. В школе старшеклассники бояться "потерять авторитет", учителей, наркоманов. А наибольший страх на улице вызывают "гопники", наркоманы, гастарбайтеры, одноклассники. Сергей Морозов P.S. Благодарю всех, кто принял участие в исследовании: КомментарииКомментариев пока нет. |