Кротость - от того же корня, что короткий, укрощать. Антоним кротости - гнев, необузданность.

Новости

"ЯЗЫК НАРОДА – ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДА". ЛЮБОВЬ МАРКОВА

« Все новости

"ЯЗЫК НАРОДА – ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДА". ЛЮБОВЬ МАРКОВА 03.02.2016 16:40

«Судьба будущей России лежит в руках русского учителя –

преподавателя школы, гимназии, а также профессора, который

есть учитель учителей!»                                        (И. А. Ильин)

Поскольку «все государственные проблемы выплескиваются из школьных чернильниц», то несколько слов хочу сказать о педагогике. Посмотрим, что означает слово «педагогика». В нем 2 корня – ПЕД и АГОГ. Заглянем в историко-этимологические словари.  

1-ый корень «Пед» – от пайдос: паинька, мальчик, дитя; маленький молодой, неразвитый, слабый. В инд., это корень ПУТР – младенческое состояние живого существа. В слав.,  это корень ПТИ или ПТА – птаха, птенец, птица. Слово «ЕгиПТА» - неразвитая земля, выродившаяся в многобожии: вместо Бога единого – появляются маги, жрецы и волшебники. У более древних народов был единый Бог Птах – Тот, кто за южной стеной, т.е., Тот, кто в вечности – Творец душ, творящий Слово.

В человечестве  культ  Слова был изначально.

У птенца ещё нет полета мысли, нет высоких чувств, но ... рядом стоит 2-ой корень АГОГ или АГОГОС, а также АГ (АЙ) – от греч., АГЕЙН, АГОН. Он означает – направлять, управлять, вести ... целенаправленно,  в собор, в собрание. АГОГОС – вождь, лидер.  АГ – управлять ... в бою, в битве  – умной духовной битве ... за души, вверенные нам.

Ответственность педагога - не перед людьми ...

Соединим значения обоих корней и увидим, что слово «педагог» означает: «вести, направлять человека на жизненном пути - из младенческого состояния души ... прорастать вверх».  Вывод: Образ педагогического процесса – путь зерна. Педагогу, чтобы принести плод, надо прорасти ... вверх – принести себя в жертву. Любая друга направленность, кроме «вверх», ведет к погибели.

Обращаясь к корнеслову, мы убеждаемся, что истинный смысл Слова может открыть только само Слово. Казалось бы, что такое СЛОВО? Несколько произнесенных и исчезнувших в воздухе звуков, но, в то же время оно поражает своею силою.  

«Той рече и быша. Той повеле и создашася»

Величественная картина сложения мироздания соединилась со Словом Творца. Неужели сейчас слово стало менее значимым? Оказывается, нет. И из уст человеческих исходящее слово ... имеет большую силу. А поскольку язык управляет человеком и ведёт его, то надо знать его поуверенней, ибо Языкъ - языку рознь. Проверено опытом: если только на ступень опускают чистоту родного  языка (внедрением чужеродных, пустых слов, «обновлением»), то «обновленный» язык сам! – уже на три ступени – разлагает культуру, веру и нравы носителя языка-народа. Каков язык, таков и народ! 

Народ, который не любит свой родной Язык, теряет уважение к себе других народов. Коль мы не ценим неземного богатства нашего Языка, то сегодня его у нас отбирают. Разве может Слава народа процветать без Языка и словесности?

Вот вопрос,... а жив ли еще наш родной славянский Язык и где нам найти неискаженное слово - чистый незамутненный родник? Есть ли еще такой Язык, который несет в себе только свет и добро, на котором невозможно даже поругаться? 

Он жив! Это церковнославянский Язык – высший стиль русского языка. До реформы 1917 года он назывался старославянским. Сейчас, к сожалению, он является единственным хранителем корней нашего русского языка. Именно слово «церковный» и является причиной гонений на церковнославянский язык злых сил: под личиной реформаторских движений, эти силы настаивают на замене церковнославянского Богослужебного Языка на современный русский, который ныне и языком-то не является, а лишь наречием. А наречия, как известно, недолговечны – они подлежат вымиранию. 

Действительно, церковнославянский язык очень древний, ему более 1000 лет, но «старец» этот - многомудрый и опытный, а главное, всесильный в деле добра. Самые простые слова возведены в нем на дивную духовную высоту:  Хлеб насущный – здесь не только пища;  Чаша - не только лишь сосуд, это и Чаша Спасения. 

А вот что установлено учеными-филологами: «Сознательное усвоение современного русского языка невозможно без церковнославянского», поэтому во всех странах, где готовят специалистов по русскому языку, обязательно читается курс церковнославянского. У нас же в России эта связь утеряна: образовалась «черная дыра» куда стремительно утекает наша культура. И как восстановить эту связь? Как вновь обрести свои корни? В полноте - быт и уклад мы уже не можем восстановить. Тогда остается одно – обратить взор свой к первоисточнику. «ЦСЯ – будучи языком-консервантом, сохраняет символы и формы, заложенные в него при его создании, обеспечивая связь времен». 

Я часто сравнивала падение Константинополя с тем, что произошло у нас в 1917 году.  Как могло случится,... что наша великая Империя в одночасье утратила свое могущество и была оставлена Той  помощью, которая всегда сопутствовала нам?

Одним из ответов на этот вопрос для меня стала реформа языка, которая началась при Петре, потом в 1904 году и 1917 году.

Что делают большевики сразу после прихода к власти? Четвертый декрет большевиков – когда страна находится в окружении, когда разрушена экономика. Тем не менее, уже в декабре принимается декрет ... о реформе русского языка и русской орфографии. До того ли им было? Значит, ... в этом был какой-то серьезный символизм, благодаря которому было уничтожено государство.

Поистине, реформа русской орфографии в 1917 году сопоставима, в каком-то смысле, с такими преступлениями, как убийство Царя, ...  как будто какие-то удерживающие моменты были изъяты из нашей речи (и из жизни).

Приходит к власти хунта на Украине. Что она делает? Она проводит какие-то особые политические или экономические реформы? Нет. Они убирают русский язык.

Значит, в нашем языке заложена какая-то особенная сакральная сила, которую так боятся и так хотят уничтожить на протяжении многих веков. 

А ведь мы ... вторично, когда получили свободы в 90-ые годы, отказались от русского правописания. И теперь принимаем вреднейшую реформу добровольно, без малейшего, ... дозволенного Законом сопротивления. И хуже того – идет тенденция к формированию дальнейшего упадка. Мы, жители 21 века, должны сделать всё для того, чтобы ... изучить наш родной язык, узнать его корни, научиться его читать и понимать, сделать все возможное, чтобы его сохранить. 

Помните, какие добрые раньше были названия учебников? «Родная речь». «Родное слово». В их названии слышен корень – род.  А сила рода в его речи, его Языке. Род, народ, язык, слово – это все одно … Тайна русской души, которую так стремятся разгадать чужеземцы, сокрыта в его языке, древних корнях!  И чем древней Слово, тем большей силой оно обладает.

Как тут не вспомнить основоположника М. В. Ломоносова, который писал: «...всем дружелюбно советую, дабы с прилежанием читали все церковные книги». Вслед за ним, многие ученые мужи 19 века радели об укреплении «славянского корнеслова» через преподавание церковнославянского языка. Вот как об этом писал С.А. Рачинский: «Обязательное изучение этого языка столь близко к отечественному, что вполне доступно даже на первых этапах грамотности. Это изучение придает жизнь и смысл изучению языка русского, придает незыблемую прочность приобретенной в школе грамотности».

А вот опыт современной школы: «Распространение в современных школах опыта осторожного и бережного знакомства с церковнославянскими текстами стало приносить свои результаты. Оказалось, что дети способны тонко чувствовать и понимать этимологию славянских слов, и семантику славянской речи. И, более того, учение «словенско» для них не столько тягостно, сколько радостно и способно помогать!» Надолго запоминаются уроки с детьми, которые никак не могли научиться читать по-русски, пока с ними не позанимались нараспев по-церковнославянски. Думается, что сейчас многие учителя могут привести подобные примеры и я в их числе. 

Накопление опыта позволило сформулировать ряд выводов о целесообразности преподавания церковнославянского языка в школах:

1. Особенности чтения (чёткая артикуляция, распевность) оказывают положительное влияние на качество и темп чтения по-русски в классах начальной школы,  в том числе у детей, нуждающихся в компенсирующем обучении (например, при заикании, дисграфии);

2. Работа над обучением письму совершенствует каллиграфические навыки учащихся. Зрительные образы славянской кириллицы несравненно богаче современной азбуки.  Многие Буквы способны вызвать глубоко осмысленный, нравственно-духовный ассоциативный ряд, который сам по себе несет существенную воспитательную нагрузку. Сами имена букв: «Добро», «Покой», «Рцы», «Слово», «Твердо» - формируют сознание ребёнка в позитивном направлении. Здесь имеет смысл говорить о компенсаторных возможностях церковнославянской графики для правополушарных (леворуких) детей, на которых прямая графика, без наклона вправо, способна воздействовать терапевтически;

3. Развивается познавательный интерес к истории Языка. С первых уроков, на которых детям рассказывается о создании Азбуки, дети начинают понимать необычность и важность всего, что связано с Языком, с письмом, с речью; и таким образом расширяется их кругозор.  Появляется возможность изучения русского языка в исторической перспективе.  

4. Происходит формирование внимательного и бережного отношения к слову. Оно проистекает из того, что слово складывается из букв, которые сами по себе значимы, у каждой буквы есть свое имя.  К этому же приводит наглядная демонстрация изменений, который слово претерпевало на всём своем историческом пути. Подобный анализ развивает у детей языковое чутьё.  

5. Значительно расширяется словарный запас, который может применяться в живой речи или служить пассивным фондом при изучении русской классики и исторической литературы. Кроме того, на высоких образцах духовной поэзии воспитывается литературный вкус, любовь к Книге.

Все сказанное убеждает в том, что ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы общечеловеческие ценности, в основе которых стоит Язык, оказались «полностью перечеркнутыми».  

В заключение приведу несколько слов из Послания В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 года: «Русский язык ... является универсальной основой Русского государства и шире – русского мира...»   «Сейчас мы должны (в первую очередь) спасти наш Язык и Он спасет нас!».

Список используемой литературы.    

1.  Проненко Л. И. «Каллиграфия для всех»

2.  Саблина Н. П. «Буквица славянская»

3.  Журавлев В. К. «Русский язык и русский характер» .  Журавлев В. К. «Все о языке. Древнеславянский. Церковнославянский. Русский». Труды и статьи ревнителей церковнославянского языка

5. «Язык наш поводырь наш в рай или ад» поучения патриарха русской словесности адмирала А. С Шишкова

6. Шишков А. С. «Славянский корнеслов»

7.  Миронова Т. Л. «Учебник церковнославянского языка»

8. «Хрестоматия» Литература Древней Руси. Под ред. Д.С. Лихачева.    Сост. Л. А. Дмитриев

9. Полный Словарь церковнославянского языка прот. Григория Дьяченко

10. Василий Ирзабеков «Тайна русского слова». Записки нерусского человека.

11. «Богословский язык Русской Церкви». История. Попытки реформации.

12. Аудио-лекции «Православного радио» и семинары В. В. Семенцова – руководителя Православного корнесловного педобщества С-Петербурга.

13. Георгий Михайлов «Язык человеческий», «Имя славянское род Иафетов»

14. Материнские заметки Анны Сапрыкиной «О преподавании церковнославянского языка – для семьи»

15. Сборник «Церковнославянский язык в богослужении русской Православной Церкви». Сост. Н. Каверин

16. Георгий Емельяненко «Услышьте славяне все Слово»

17. «О грехах языка» Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2004 г.

18.  Иван Ильин «Наши задачи. Кривописание»

19. П. П. Чобитько «Каллиграфия»

20. В. В. Колесов «Гордый наш язык», «Наследие о слове»

21. Д. С. Лихачев «Величие Древней литературы»   И множество других книг и материалов.  


Комментарии


Комментариев пока нет.

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


*Введите код, изображенный на картинке: