Кротость - от того же корня, что короткий, укрощать. Антоним кротости - гнев, необузданность.

Новости

ЦЕЛИ ХРИСТИАНСКОГО БРАКА. Сергей Морозов

« Все новости

ЦЕЛИ ХРИСТИАНСКОГО БРАКА. Сергей Морозов 27.11.2015 13:50

ВВЕДЕНИЕ

Институт семьи является величайшим даром Божьим человечеству. Как сказано в Послании к Ефесянам: "Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика" (Еф. 5, 32).

Для начала рассмотрим этимологию слов: брак, семья и супружество.

Брак – это семейный союз мужчины и женщины, супружество. Происходит от "бьрати" "брать" (замуж)[1].

Супружество – брачный союз, буквально — "в одной упряжке"[2].

Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе[3]. Современный этимолог В.В. Семенцов утверждает, что слово "семья" происходит от слова "семя"[4].

Задача написания этой работы состоит в том, чтобы ответить на вопрос о целях христианского брака. Если исходить из этимонов приведенных слов, выстроенных в логическую цепочку, получается, что целью брака, после того как мужчина взял себе в жены женщину, является единство мужа и жены. Другими словами, их цель вести по жизни "в одной упряжке" свое семейство, своих домочадцев. А целью христианского брака – единство мужа, жены и Христа. Будем считать наше предположение гипотезой, которую постараемся доказать в этой работе. Также в этой работе мы рассмотрим другую цель брачного союза – деторождение как наиболее распространенную и являющуюся главной в иудейском браке [5].

ЗАПОВЕДЬ "ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ" 

Основы учения о браке следует искать в книгах Ветхого Завета. Рассмотрим два типа понятия «брак», первый, который был в Раю, и после изгнания людей из Рая. Вначале Бог сотворил мужчину, а потом и женщину, Адама и Еву. Вот как об этом сказано в книге Бытия: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою"[6] (Быт. 2, 7). "И взял Господь Бог человека, (которого создал) и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему"[7] (Быт. 2, 15-18). "И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно ребро его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего). Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились"[8] (Быт. 2, 21-25).

Интересный момент: в приведенном отрывке из Ветхого Завета указывается на заповедь о запрете вкушения от дерева познания добра и зла, чтобы не умереть. Бог дает эту заповедь Адаму сразу же после его рождения. И не говорит о заповеди "плодитесь и размножайтесь", которая приведена в первой главе "Бытия": "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю"(Быт. 1, 27-28). Также в словах Христа и апостолов о браке нигде не упоминается о заповеди "плодитесь и размножайтесь", ни в Евангелиях от Матфея и Марка, (Мф. 19, 5; Мк. 10, 7), ни в Послании к Ефесянам (Еф. 5, 31), ни в других местах. Из Ветхого Завета мы помним, что Адам познал жену свою только после изгнания из Рая. Что же получается, что райский брак не предполагал наличие детей у Адама с Евой? Ответ на этот вопрос мы находим опять же в ветхозаветных текстах. Дети – это дар Божий! (Бытие: гл. 4, 1, 25—26; гл. 6, 2; гл. 29, 33; гл. 30, 2, 6, 24; гл. 48, 9). "Разве я, а не Бог не дает тебе детей?"-  говорит Иаков Рахили (Быт. 30, 2).

Получается, что рождение человека и рождение семьи самостоятельны по отношению друг к другу. Например, об этом говорил Климент Александрийский, святой Мефодий, епископ Патарский, Иоанн Златоуст. Последний утверждал, что "не раз обращает внимание на то, что благословение плодородия дано Адаму еще до создания жены, и точно так же не раз прямо утверждает, что "не сила брака умножает наш род", но слова Господа, сказанные в начале: "плодитесь и размножайтесь" и что "рождение детей нужно приписывать не сожитию супругов, ни чему-либо другому, но Создателю"[9].  

СОТВОРЕНИЕ ПОМОЩНИКА

Для чего же тогда Бог сотворил женщину? Вот что написано об этом в книге Бытия: "Сотворим ему помощника" (Быт. 2, 18). Т.е. женщина творится как помощник мужчине. Но разве не лучшим помощником был бы другой мужчина? Этот вопрос задают блаженный Августин и Фома Аквинат. Они отсылают нас к переводу слова "помощник". С еврейского эту фразу можно перевести следующим образом: "сотворим ему восполняющего, который был бы перед ним". Другими словами, Бог сотворил помощника не в труде, а в бытии. Создавая женщину, Бог взял часть из Адама. Теперь Он возвращает ему эту часть в виде Евы, однородного с Адамом человека, другой его половинкой, сотворенной из его же ребра. Отметим, что однородного в смысле метафизическом, а не пространственном. "И будут двое одна плоть!" 

Слово "плоть" в Библии часто обозначает и самого человека. Например: "Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть" (Рим. 3, 20). Или, "И Слово стало плотию" (Ин. 1, 14). Получается, что "одна плоть" – это один целый человек. В книге Ветхого Завета так об этом прямо и сказано: "Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их" (Быт. 5, 1-2). В этом единстве и заключается тайна - "и будут двое одна плоть!"

ЕДИНСТВО ЛИЦ

При рассмотрении метафизического единства мужа и жены напрашивается сравнение с Единством Лиц Святой Троицы – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог Святой Дух. Кто может стать третьим лицом в союзе мужчины и женщины? Предположим, что третьим лицом могут стать их дети. Но в Послании к Ефесянам говорится, что "Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть" (Еф. 5, 31). Т.е. дети, повзрослев, оставляют своих родителей и создают новый союз, новое единство. И, таким образом, дети не могут быть третьим лицом единства мужчины и женщины. Сделав такой вывод, я изменил свое отношение к жизни Петра и Февроньи как образца семейной жизни. Например, в сочинении Ермолая-Еразма ничего не говорится о рождении у них детей. А я считал, что неполная семья не должна быть примером для вступающих в брак.

Приведем еще одну цитату из Библии. В книге Бытия находим интересный фрагмент текста о сотворении жены: "И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку" (Быт.2, 22). А в Новом Завете читаем: "И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф. 19, 5-6). Обратим внимание, во-первых, Бог привел Еву к Адаму, а из второго фрагмента читает, что Бог их сочетал. Подобие Божественной Троицы есть союз мужчины с женщиной и с Богом. В связи с этим важно упомянуть слова Иоанна Златоуста, который говорит, что "в браке душа соединяется с Богом неизреченным неким союзом"[10]. Вот почему Климент Александрийский считал семейный союз подобием дома Господа. А другой известный богослов, Иоанн Златоуст, сравнивал семью с "малой церковью"[11]. Семья – это тот райский сад, в котором изначально она и появилась. С брака началась история человечества. История новозаветная также начинается с брака в Канне Галилейской. Христос присутствовал на этом брачном пире, свидетельствуя своим присутствием о законности и богоугодности этого союза.   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя вышесказанное, назовем брак оазисом, подобием райского сада, в котором и зародился брак между мужчиной и женщиной. И ничто не смогло разрушить этот островок любви до сих пор и не сможет и дальше. В этот рай помещаются вновь обретшие друг друга части одного целого человека, мужа и жены, которые могут пребывать в нем и далее, при условии принятия Бога и Его помощи. При условии уподобления любви Христа к Церкви, Его жертвенной всепрощающей любви. "Брачная любовь есть сильнейший тип любви, - пишет св. Иоанн Златоуст. - Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости"[12]. 

"Бог, чтобы показать таинство единства Божия, вместе сотворил жену и Адама для того, чтобы между ними была большая любовь"[13],- говорит Феофил Антиохийский. Именно поэтому в жизни человека брак может быть только один, и недопустимы ни развод и ни повторное вступление в него. Повторное вступление в брачные узы показывает, что предыдущий брак не был по сути браком христианским, иначе какой смысл был бы в нем. Только христианский брак можно признать образцом и целью для людей. Потому что в нем происходит единение мужчины и женщины во Христе. Таким образом, нам удалось подтвердить нашу гипотезу. 

 

[1] Яндекс-словари, электронный ресурс

[2] Там же

[3] Там же

[4] В.В.Семенцов, С.Ф.Щукина, Беседы о святых словах отечественного языка, Санкт-Петербург, 2011 год

[5]П. В. Добросельский, Супружеские отношения и грань греха, электронный ресурс: http://www.bibliotekar.ru/dobroselskiy-4/5.htm

[6] Библия, Книга Бытие, СПб: Виссон, 2010

[7] Там же

[8] Там же

[9] С. Троицкий, Христианская философия брака, гл. iii. Брачный идеализм и интуиция, электронный ресурс: http://teologia.ru/www/biblioteka/ethik/troickiy_24728009259.htm   

[10] Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, Богословско-педагогические (катехизаторские) курсы во имя сщмч.Фаддея, архиепикопа Тверского, Христианский брак, (разработка урока для слушателей воскресной школы), электронный ресурс: http://www.bestreferat.ru/referat-406126.html 

[11] С. Троицкий, Христианская философия брака, гл. iii. Брачный идеализм и интуиция, электронный ресурс: http://teologia.ru/www/biblioteka/ethik/troickiy_24728009259.htm

[12] Пестов Н.Е., Сущность цели брака, электронный ресурс: http://www.synergia.itn.ru/kerigma/brak/pestov/hr-brak/p1.htm

[13] М. Григоревский « Учение Святителя Иоанна Златоуста о браке» Свято-Троицкая Сергиева Лавра 2000, стр.17-18


Комментарии


2015-11-28 02:56:16 Любовь Николаевна № 2832206
Спасибо, хорошая работа. Душа принимает вывод о семье, как Троице, исключая детей. Только два момента требуют небольшой корректировки.

Ответить / Цитировать

2015-11-30 23:31:46 Светлана № 2852206
Добрый день, Хотелось бы прочитать также толкования насчет роли детей с позиции христианского брака Спаси Господи Светлана

Ответить / Цитировать

2015-12-22 16:36:06 Татьяна Елисеева № 3152606
Сергей! Ты зациклился на союзе по плоти. С благословения Бога зачинается ребенок - плод любви, при этом Бог дает ему душу. Появляется тройная духовная связь в семье - трёх существ в любви к Богу и к ближнему (чтобы научиться исполнять заповедь любви). Ты пишешь, что Ева - помощник, "восполняющий, который был бы перед ним" - плоть от плоти. Ева прежде Адама, перед ним не съела этот плод и восполнила далее испытание Адама. Адам не смог отказаться от плотяного - её предложения, и съел запретный плод (познания добра и зла).Адам вполне был искушен - проверен на крепость любви к Богу. Спаси тебя Господи. Татьяна.

Ответить / Цитировать

2015-12-23 09:02:02 Татьяна Елисеева № 3159206
Сергей! Прости за ошибку в печати моей - лишнее "не" перед "съела этот плод". Адаму тем и труднее было отказаться от предложения Евы, что она была "плоть от плоти его", и ему надо было отречься от себя (по плоти). Но Ева уже съела плод. Мы знаем, что далее, вслед за ней произошел отказ Адама от покаяния и, как результат - сразу переход их (человека)в состояние смертности. Ты пишешь, что Ева - помощница не в труде, а в бытии. Точнее сказать что Ева - помощница во всем жизненном земном пути - в училище душ человеческих (и в физическом труде и в душевном труде). В браке же, в котором Бог не дает детей, проверяется верность друг к другу при многих испытаниях, например, как у свв. Февронии и Петра, и дается детей внешних ещё больше. Не имеющим собственных детей Бог дает широкую возможность проявить любовь к другим детям (сиротам, детям бедных родителей), усиливая духовную составляющую любви - из любви к Богу, дающего жизнь каждому человеку. В церковном браке сердце (чувство любви) расширяется по отношению к другим людям. Поэтому свв. Петр и Феврония могут быть покровителями семьи. Татьяна.

Ответить / Цитировать

2016-04-01 18:14:41 Татьяна Елисеева № 4054606
Сергей! Ты подтвердил гипотезу? Твоя гипотеза: "Подобие Божественной Троицы есть союз мужчины с женщиной и с Богом". Не могу принять это слово даже как гипотезу, т.к в союзе мужчины и женщины (и в христианском браке)благословляется деторождение, т.е. участие плоти. Зачем приписываешь Богу плотяное? Ты детей в союз ввести не хочешь, т.к.считаешь, что "дети, повзрослев, оставляют своих родителей и создают новый союз, новое единство". Но это единство по плоти!В Еф.5.31: "будут двое одна плоть". В тоже время, ушедшие из родительского дома дети могут быть едины по духу, если каждый из них в Церкви (во Христе). От духовного единства с детьми ты отказался и ищешь, вместо дитя, третье лицо к метафизическому союзу мужа и жены. Пишешь: "При рассмотрении метафизического единства мужа и жены напрашивается сравнение с Единством Лиц Святой Троицы". По существу, ты сравниваешь "метафизическое единство" лиц в семье и божественное единство в Боге - Святой Троице. Помыслив в Святой Троице подобие плотяного, уходишь в ересь (подвело слово "единство"). Бог есть чистейший Дух. И в будущем веке - у тебя просматривается "муж и жена", а Христос говорил, что люди будут как Ангелы,т.е. верные супруги будут друг с другом как Ангелы (не как муж и жена).Цель брака христианского есть спасение каждого члена семьи, возможность проявить истинную любовь к ближнему, и стать другом Божиим. Нравится, что пишешь из Писания, что дети - дар Божий! - это очень хорошее слово. Этот дар Божий - плод любви Божией, дар Бога к любви супругов. Господь с ними в этом дитя (в христианской семье - родном ребенке или приемном). Ребенок скрепляет узы любви супругов и каждого к Богу. Может разовьешь тему "Роль детей, и как вернуть сердца Отцов детям?" Татьяна Е.

Ответить / Цитировать

2016-04-02 00:06:25 Сергей Морозов № 4055606
Кому: Татьяна Елисеева, telisseeva@gmail.cjm, #4054606

"И Слово стало плотию" (Ин. 1, 14)

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: