Новости
17.08.2023
ПРИМЕР ПОДГОТОВКИ ПРАВОСЛАВНОГО ПЕДАГОГА К БУДУЩЕМУ УРОКУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ – ЛЕБЕДИ». ВАСИЛИЙ СЕМЕНЦОВ
03.02.2023
СЕМЬЯ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА
20.01.2022
ПРИМЕНЕНИЕ КОРНЕСЛОВНО-СМЫСЛОВОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ МБДОУ «ЗВЁЗДОЧКА»
17.01.2022
ДЕТИ В СЕМЬЕ – НАСТОЯЩЕЕ СЧАСТЬЕ. ОЛЬГА ЗАЛЫГАЛОВА
17.01.2022
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ПРОЕКТ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ «ЗНАКОМСТВО С ВЕЛИКИМ РУССКИМ ПОЛКОВОДЦЕМ А.В. СУВОРОВЫМ»
|
СВЯТЫЕ СТРАСТОТЕРПЦЫ КНЯЗЬ БОРИС И ОТРОК ГЕОРГИЙ УГРИН. СВЕТЛАНА ЩУКИНА« Все новости
СВЯТЫЕ СТРАСТОТЕРПЦЫ КНЯЗЬ БОРИС И ОТРОК ГЕОРГИЙ УГРИН. СВЕТЛАНА ЩУКИНА 20.03.2016 08:33
Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного… ибо все вы одно во Христе Иисусе. Из послания апостола Павла к Галатам (3; 27-28)
На древних миниатюрах, иллюстрирующих житие святых страстотерпцев российских Бориса и Глеба, можно видеть князя Бориса, молящегося в походном шатре, а рядом с ним – отрока, у которого на некоторых миниатюрах в руках находится текст Священного Писания. Отрока нередко принимают за единородного брата - князя Глеба, также сына первокрестителя Руси, св. равноап. князя Владимира (Василия) Святославича. Однако молящийся отрок - не князь Глеб, а член младшей дружины князя Бориса - Георгий Угрин, впоследствии нареченный, как и князья Борис и Глеб, страстотерпцем, поскольку Георгий Угрин добровольно разделил мученическую кончину своего господина, о чем свидетельствует упоминание данного факта в древнейших списках житийного текста. Святой Георгий Угрин был убит вместе со св. князем Борисом на реке Альте 24 июля 1015 г.. Его подвижническая кончина является примером самоотверженной преданности в несении службы князю и верности евангельскому учению. Впоследствии его имя было включено в Собор Тверских святых и, соответственно, Георгий Угрин причислен к лику Святых, в земле Российской просиявших[1]. [1] Канонизация святого Георгия Угрина подтверждена включением его имени в Собор Тверских святых, празднование которому установлено в 1979 г. День памяти Георгия Угрина 10 февраля. Унгрия (Венгрия) Задачей данного сообщения является намерение обобщить документально зафиксированные факты, связанные с судьбой отрока Георгия Угрина, и попытаться уяснить влияние его подвига на выбор жизненного пути старшими единородными братьями Угриными - преподобным Моисеем Угриным Печерским и преподобным Ефремом Новоторжским. Изображения Георгия Угрина как святого встречаются достаточно редко, поскольку почитание отрока не получило достаточного развития, за исключением Тверских земель. Однако на миниатюрах, сопровождающих житие первых русских святых страстотерпцев Бориса и Глеба, можно встретить и Георгия Угрина в соответствии с текстами агиографических памятников Борисоглебского цикла («Сказание, и страсть, и похвала святую мученику Бориса и Глеба»), летописная повесть («О убьеньи Борисове») и др.. Изображается он как отрок или юноша, безбородый, с короткими волосами, в длинной рубахе, иногда с золотой гривной на шее и, как правило, без нимба. Георгий был особенно любим князем Борисом, как свидетельствует летопись: князь любил его «паче меры». В знак отличия и особого княжеского расположения князь Борис возложил на своего дружинника - Георгия - золотую гривну – шейный обруч, который был запаян, и снять его самостоятельно было невозможно. Впоследствии Георгий в полной мере оправдал любовь и доверие своего господина - положил жизнь за князя и за православную веру. …Шел 1015 год, 37-ой год со времени крещения Руси Владимиром Красно Солнышко. О развитии трагических событий, произошедших 24 июля 1015 года, из летописных источников мы знаем о том, что на обратном пути из похода против печенегов на реке Льте (Альте) св. Борису сообщили о смерти его отца, князя Владимира, и о злом умысле Святополка Окаянного «избить всех наследников отца своего, одному принять всю власть его». Князь Борис принимает мужественное решение отказаться от защиты оружием во избежание кровопролития, намеренно отпускает верную ему дружину своего отца и остается с немногими младшими дружинниками - отроками, в числе которых был Георгий Угрин: «Не подниму руки на брата своего…». На известной миниатюре святой страстотерпец князь Борис и отрок Георгий совместно молятся в княжеском шатре перед иконой Спасителя незадолго до ожидаемого нападения наемных воинов Святополка. По сути это моление может быть сопоставимо с молением Спасителя о Чаше. Отрок на данной миниатюре представлен с раскрытой книгой в руках - эта особенность указывает на то, что изображение иллюстрирует рассказ «Сказания, и страсти, и похвалы…» о совершении утрени с чтением Шестопсалмия. При отсутствии фигуры сопровождающего князя пресвитера книга в руках Георгия Угрина подчеркивает его участие в молитве св. Бориса и духовную общность молящихся. Отрок Георгий разделяет со своим князем молитву – и Спаситель зримо посреди них. В скором времени князю и его юному дружиннику предстоит действием свидетельствовать о силе Евангельского учения - о любви к ближнему своему и врагу своему. Во имя любви князь Борис и его отрок Георгий отдадут свои жизни. На миниатюре из Сильвестровского сборника (2-я пол. XIV в. «Убийство святого благоверного князя Бориса и Георгия Угрина в шатре») и на других древних миниатюрах изображены убийцы у шатра святого страстотерпца князя Бориса и убиение ими князя Бориса и Георгия Угрина. Отрок Георгий прикрывает князя своим телом от убийц и, как свидетельствуют летописные своды, при этом произносит следующие слова: «Да не останоу тебе, господине мои драгыи, да идеже красота тела твоего оувядаеть, тоу и аз съподоблен боудоу съконьчати живот свои».
Убийцы пронзили отрока и, одновременно, смертельно ранили князя Бориса. Затем для того, чтобы снять с тела дружинника золотую гривну, обезглавили его. При нападении погибли также и многие дружинники, верные отроки князя Бориса. Отсеченную главу отрока сам нашел на месте побоища на р.Альте, увез с собой и хранил ее у себя до конца жизни его старший брат, дружинник князя Бориса, служивший конюшим, Ефрем. Образ Георгия Угрина является неотъемлемой частью житийных циклов князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Сведения о мученической кончине и почитании Георгия Угрина содержатся в ранних древнерусских памятниках: летописной повести «О убиеньи Борисове» в «Повести временных лет» под 6523 (1015) г., анонимном «Сказании, и страсти, и похвале святую мученику Бориса и Глеба»; «Сказани чудес святую страстотерпцу Христову Романа и Давида», «Чтении о житии и погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба», созданном прп. Нестором, и других источниках Киево-Печерского патерика. Какие сведения, помимо упомянутых, сегодня известны о храбром отроке Георгии? Для ответа на этот вопрос обратимся к имени – Георгий Угрин и, соответственно, житию его небесного покровителя - Георгия Победоносца. В имени Георгий состоялось его рождение для вечности – имени, символизирующем попрание сил тьмы и естественного страха за свою физическую жизнь. Крещенный с именем Георгий, он, конечно, знал о житии святого, во имя которого был наречен и нес в своем сердце пример его подвигов. История жизни святого Георгия Победоносца коротка. Наиболее известна версия (версии разнятся в деталях), согласно которой Георгий был уроженцем Каппадакии (область в Малой Азии, входившая в то время в состав Римской империи) и имел знатных родителей. Юношей он вступил в армию и стал замечательным воином, достигнув высокого звания на службе у римского императора Диоклетиана. За исповедание христианской веры Георгий был подвержен жесточайшим пыткам. Он перенес истязания с терпением и мужеством. Его казнили в Никомедии в 303 году в возрасте около тридцати лет. Почитание св.Георгия в странах Малой Азии, Сирии, Палестине, на Кавказе, в Балканских странах и Западной Европе началось с V века. Ему поклонялись как мученику и воину. В нашей стране образ святого Георгия был и остается одним из самых почитаемых со времен принятия христианства на Руси в конце Х века. Смысл имени Георгий в переводе с греческого означает «возделывающий землю» и свидетельствует о призвании быть сеятелем, миролюбцем, защитником. Хорошо известно также изображение Георгия-воина, поражающего копьем дракона, запечатленное на иконе (конца ХIV века) «Чудо Георгия о змие». Таким образом, жития святого Георгия Победоносца и нареченного его именем отрока Георгия Угрина роднят деятельное исповедание христианской веры, суть которой - любовь к Богу и ближним, а также воинское служение и готовность к мученической кончине во имя утверждения любви и мира. Память святого страстотерпца Георгия Угрина († 1015) совершается в воскресенье после 29 июня – в соборе Тверских святых. Почему – Тверских святых? Обратимся ко второй части имени Георгия – Угрин. Время и место рождения Георгия Угрина неизвестны. Исходя из имени – Угрин, – ученые предполагают, что отрок был по происхождению венгром или славянином, жившим в венгерских землях. Не исключено, что Георгий Угрин мог родиться на русской земле, являясь потомком одного из венгров, служивших при киевских князьях Святославе или равноап. князе Владимире. Но возможно также, что отрок Георгий и два его старших брата Ефрем и Моисей Угрины добровольно оставили свое отечество при современных св. великому князю Киевскому Владимиру венгерских королях Гейзе и Стефане, во времена правления которых в Венгрии были смуты из-за противостояния языческих верований и христианства. Некоторые исследователи предполагают, что братья уже были крещены, когда оставили свое отечество, и все трое вступили в дружину Ростовского князя Бориса Владимировича. Очевидно, что подвиг младшего брата Георгия повлиял на последующее решение Моисея и Ефрема принять монашество и подвижническое служение Господу. Оба старших брата отрока Георгия Угрина – Моисей и Ефрем - канонизированы и причислены к лику святых, в земле Российской просиявших: преподобный Моисей Угрин Печерский (память 26 июля), и преподобный Ефрем Новоторжский (память 28 января). В Киево-Печерском патерике подробно рассказывается о преп. Моисее Угрине, монахе Киево-Печерского монастыря, также как и о преподобном Ефреме, основателе первого Борисоглебского монастыря в Торжке. Моисей Угрин прославлен как Киево-Печерский подвижник, носящий на «собе мученичьскыа раны и венец исповеданиа, яко победитель храбор Христов», ибо по свидетельству летописца, Господь «дарова ему силу» врачевать недуг плотской страсти у просящих помощи. В 1038 г. прп.Ефрем вместе со своим учеником и келейником прп. Аркадием Новоторжским и другими монахами воздвиг в Новом Торге каменный собор во имя святых князей Бориса и Глеба. При храме образовался монастырь, Ефрем стал его настоятелем. Умирая, он завещал положить главу Георгия Угрина вместе с собой в каменный гроб, по преданию им самим высеченный. В акафисте святому преподобному Ефрему Новоторжскому чудотворцу говорится: «Видя брата своего Георгия, со благоверным князем Борисом убиенна, главу братню, яко сокровищеъх многоценно восприяв, хранил еси, и взирая на ню, суету благ мира сего, и час свой смерный выну помышлял еси. Темже мир и вся благая его оставив, инок был еси, да единому Богу живеши, поя Ему: Аллилуиа». На одной из тверских икон 1797 года видим изображенных рядом прп. Ефрема и мч. Георгия Угрина, а также прп. Аркадия и блгв. кнг. Иулиании Новоторжских. 11 июня 1572 г. по благословению Новгородского архиепископа Леонида состоялось обретение мощей прп. Ефрема: в гробе была обнаружена и глава Георгия Угрина. Еще в начале ХХ века в монастырском Борисоглебском соборе честная глава Георгия Угрина находилась в раке прп. Ефрема, «покрытая черным бархатом, унизанным жемчугом, с изображением на финифти главы мученика и с надписью вокруг нее из мелкого жемчуга: «Глава мученика Георгия, Новоторжского чудотворца» (цит. по Колосов. С.38). 5 февраля 1919 года гробница прп. Ефрема была вскрыта. После ликвидации Новоторжского монастыря в 1931 году мощи прп. Ефрема, а также, вероятно, глава Георгия Угрина, были изъяты из собора, и дальнейшая судьба их неизвестна. Начало почитания Георгия Угрина относится к середине - 2-ой половине ХI века – одновременно со становлением почитания святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Об этом свидетельствуют чудеса, связанные с явлением святых князей-страстотерпцев в сопровождении Георгия Угрина, которые описаны в «Сказании чудес святую страстотерпцу…» и «Чтении о житии и погублении блаженную страстотерпцу…». Согласно «Сказанию чудес святую страстотерпцу…» (чудо 1 «О хромемъ»), отрок вышгородского посадника Миронега, получивший исцеление ноги, рассказал, что во сне видел не только Бориса и Глеба, но и «Георгия оного, отрока святого Бориса, ходяща съ нима и носяща свещю» (Успенский сб. ХII-ХIII вв. С.61). Схожим явлением сопровождалось освобождение из тюрьмы несправедливо осужденных узников, которые «видеша святою на росну коню и отрока, пред ними свещу держаша» (цит. по: Абрамович. Жития. С. 20). В 50-х гг. ХVII в. имя Георгия Угрина было включено в месяцеслов Симона (Азарьина): «Маия в день 1… святаго мученика Георгия, иж пострадал со святым Борисом и с ним и в сюдесех в видении являшеся» (РГБ. МДА. № 201.Л.316). Георгий Угрин упоминается в акафистах св. князьям Борису и Глебу, прп. Ефрему, прп. Моисею Угрину (Акафисты рус. святым. СПб., 1995. Т.1. С.425; Т.2.С. 104; Редкие акафисты Киево-Печерской лавры. Киев. 1996. С.121, 128; Минея. Июль.М. 1988.Т.3.С.72, 147). О возрастающем интересе к эпохе князей стр. Бориса и Глеба, о признании подвига отрока Георгия свидетельствует публикация романа по мотивам известных исторических фактов, воссоздающих события на Руси начала ХI века – написанный в 1971 и изданный в 2000 году исторический роман «Георгий Угрин» (Н.С.Плотников. Георгий Угрин. Издание Сретенского монастыря. 2000 г., -256 с.) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Подвиг отрока Георгия Угрина имеет вневременное значение, которое видится в следующем. 1. Канонизация первых русских святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба и отрока Георгия Угрина – краеугольный камень единого подвига в основании собора русских святых, являющийся примером евангельской истины любви и дружества, духовного родства, не знающей ни возрастных, ни социальных, должностных, ни национальных различий. 2. В череде событий, следующих за подвигом святых страстотерпцев, прослеживается взаимосвязь с дальнейшей подвижнической жизнью и деятельностью во славу Божию старших братьев Георгия Угрина – прп. Моисея Печерского и прп. Ефрема Новоторжского. 3. Несомненно, события тысячелетней давности не утратили живого смысла в современном мире и должны стать широко известны не только в церковных кругах, но и в светских, в общих и военных образовательных учреждениях, поскольку учат верности и твердости в служения Отечеству земному и небесному. 4. С подвигом страстотерпца Георгия Угрина уместно знакомить современных подростков, сверстников княжеского дружинника, поскольку юность нуждается в образцах поведения. 5. Знание упомянутых здесь исторических фактов, свидетельствующих о единстве духовных устремлений русских князей-страстотерпцев в вере Христовой и братьев Угринов, венгров по происхождению, могло бы содействовать укреплению межнациональных связей между гражданами России и Венгрии. (Так, посетившие в 2009 году Борисоглебский мужской монастырь, что на Устье-реке, гости из Венгрии были взволнованы и искренне восхищены поступком их соотечественника). 6. Ключевой для отечественной государственной символики и геральдики образ св. Георгия Победоносца – всадника на коне - имеет несомненное отношение и к нареченному его именем отроку, его жизненному призванию, и к символике в признанной иконографии св. стр. Бориса и Глеба - всадников на конях, защитников Евангельской истины. Молитвенно обращаясь ко святым князьям-страстотерпцам Борису и Глебу, мы рядом с их именами упоминаем и имя страстотерпца отрока Георгия Угрина, верного дружинника великого князя Бориса: «Радуйтеся, в горних селениях со святыми мученики и со всеми святыми Пресвятей Троице предстоящии»! Значение подвигов первых страстотерпцев Святой Руси нам еще предстоит осмыслить. Дивен Бог во святых своих!
Светлана Ференцевна Щукина, методист МБОУ ДПО ЦСУОП пос. Борисоглебский
Источники: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 132-141; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 115-129; Жития св. мучеников Бориса и Глеба и службы им / Подгот. к печ.: Д. И. Абрамович. Пг., 1916 (репр.: // Die altrussischen hagiogr. Erzählungen... Münch., 1967. S. 1-150); Бугославский С. А. Украïно-руськи пам'ятки XI-XVIII вв. про князiв Бориса та Глiба: (Розвiдка й тексти). К., 1928. (Пам'ятки мови та письменства давньоï Украïни; Вип. 1); Успенский сб. XII-XIII вв. / Изд. подгот.: О. А. Князевская и др. М., 1971. С. 42-71; Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. Од., 19033. К., 1991р. С. 142; Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик. М., 1999. С. 48. Литература: Колосов И. Новоторжский Борисоглебский мон-рь. СПб., 1890; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 11. Тверь, 1911. С. 266-269; Иглои Э. Повесть временных лет о венграх // Slavica. Debrecen, 1963. Т. 3. S. 83-113; Ружа Д. К иконографии Георгия Угрина // ВВ. 1976. Т. 37. С. 219-227; Le Synaxaire: Vies des Saints de L' Eglise Orthodoxe. Thessal., 1988. Т. 2: Dec.-Janv. P. 542; Ференц И. Моисей Угрин и его братья // Studia Slavica. Bdpst, 1993. C. 19-25; Н.С.Плотников. Георгий Угрин. Издание Сретенского монастыря. 2000 г., -256 с. Г.Вилибахов, Т.Вилибахова. Святой Георгий Победоносец. Образ святого Георгия Победоносца в России. СПБ. 1995., - С. 9.
Комментарии |
(Слово "отрок" было однозначно слову "слуга").