Кротость - от того же корня, что короткий, укрощать. Антоним кротости - гнев, необузданность.

Новости

СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК О ПАЛОМНИЧЕСКИХ ПУТЕШЕСТВИЯХ. ОЛЬГА БЕЛЯНОВА

« Все новости

СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК О ПАЛОМНИЧЕСКИХ ПУТЕШЕСТВИЯХ. ОЛЬГА БЕЛЯНОВА 20.12.2016 14:32

                                               Феофана Затворника отличала

                                                глубокая преданность

                                                святоотеческой традиции,

                                                он являлся ее великим знатоком

                                                                                                                 В.Попов.

Святитель Феофан Затворник был и теоретиком,  и практиком духовной жизни. Все, что он писал, основано на его личном духовном опыте, проникнуто духом аскетизма и рассудительности. Его письма и духовные наставления посвящены насущным вопросам жизни,  его духовные советы имеют непреходящую ценность, к ним наблюдается повышенный интерес в среде  верующих людей разного звания: священнослужителей, ученых, простых мирян.

         В наши дни, когда  в сознании людей вновь оживают понятия духовно-нравственной культуры, очень важно не погрешить против истины, не «освоить» эти понятия себе на потребу, не упростить их и не сделать достоянием «мира сего». И тут, как для музыканта – камертон, так и для человека, настроенного правильно вести духовную жизнь, наставления подвижников благочестия, светильников веры являются совершенно необходимыми. Например, надо осознать меру требовательности преподобного Серафима Саровского к людям, идущим духовным путем. «Прохождение духовной жизни обязательно и для монаха, и для простого семейного христианина. Разница в степени совершенствования, которое может быть и большим, и малым. – И мы можем, - прибавлял преподобный Серафим, - проходить духовную жизнь, да сами не хотим! Духовная жизнь есть приобретение христианином Святаго Духа Божьего, и она начинается только с того времени, когда Господь Бог Святый, хотя вмале и кратко, начинает посещать человека. До того времени христианин (будь то монах, будь то мирской человек) проводит жизнь общехристианскую, но не духовную; проводящих же духовную жизнь людей мало»[1 , с. 15-16].

          Наш современник, протопресвитер Михаил Помазанский в статье «Памяти владыки Лавра» не менее требователен и строг: «Если люди крестятся, кланяются, целуют иконы, ставят свечи, берут благословение у священника, пьют святую воду, - это еще не значит, что эти люди христиане. Ведь и язычники, поклоняясь идолам, совершают ритуальные действия. Подлинный христианин тот, кто сделал закон Евангельский главным законом своей жизни, кто стяжал благодать Святаго Духа. В противном случае это не христиане. Так что Церковь правильнее назвать обществом святых. Господь так и говорит: «Будьте святы, как Я свят». Об этом же и Евангельские строки: «Тесный путь вводяй в живот вечный, и мало их есть, иже обретают его» (Мтф. 7:14).

       Далее попробуем как бы глазами святителя взглянуть  на  распространенный сегодня (и такой справедливо любимый многими!) опыт паломнических путешествий – однодневных и многодневных, к ближним святыням и к тем, что вдалеке. Святитель Феофан очень сдержанно отзывался на просьбы своих многочисленных корреспондентов благословить такие поездки или хождения. Например, он писал так: «Спасение не от места, а от душевного настроения. Везде можно спастись и везде погибнуть. Первый ангел между ангелами погиб. Апостол (разумеется Иуда) между апостолами, в присутствии Самого Господа, погиб. А разбойник – и на кресте спасся» (Тамб.Епарх.Ведом. 1894 г., № 42, с.855). [Здесь и далее цитирование осуществляется по источнику 3]. «Путей спасения столько, что и не перечтешь. Все – в душе, а не во внешнем положении. Некто взял на себя чужую вину и был сослан. Там, в рудниках, до конца жизни смиренно трудился… По смерти оказалось, что Богу угодил… А уж что за жизнь!» (Тамб.Епарх. Ведом. 1894 г., № 37, с. 703). «На Афоне побывать, -пишет он одному из вопрошающих, - не худо, если нет помехи домашней. А если есть, то можно и дома посидеть. Бог везде доступен. И Сам он не ближе к Афону, чем к Елатьме (письмо к жителю из Елатьмы) (Душ. Чтения 1894 г., т.3, с. 481). Есть строки, в которых святитель рассуждает о том, что место встречи человека с Богом не географическое понятие. «Господь везде есть, и везде Един и Тот же. Никакое место Его не приближает и никакое не отдаляет. Если Он и там (имеется в виду по месту жительства – О.Б.) приближается к вам, и вы это осознаете, то зачем озираться туда и сюда? Это будет похоже на беганье от Господа…Ищете Господа??  Ищите, но только в себе. Он недалече ни от кого. Близ Господь всем призывающим Его искренно. Найдите место в сердце и там беседуйте с  Ним. Это – приемная зала Господня. Кто ни встречает Господа – там встречает Его. И иного места Он не назначил для свиданий с душами… » (Душ. Чт. 1895 г., т2, с. 577). Другому корреспонденту он дает благословение на путешествие, но тут же делает ряд оговорок и пишет так: «Благослови, Господи, путь ваш! Но если бы вы прежде спросили, я бы сказал: сидите дома. От сего путешествия проку большого ждать нельзя, а беда может быть под боком. Но уж как дело так далеко зашло, бредите…Людей посмотрите, а может, чему и научитесь. Искушения здесь поодиночке нападают, дорогою будут нападать десятками, а в Иерусалиме – сотнями. Держите ухо остро… На Афоне оставаться поопаситесь. Сразу-то оно будет любо там…Но потом нападет дух уныния и тоски   по родине и родным – невыносимыя. Как угорелые мечутся туда и сюда... Я видел иных. У нас есть свои Афоны: Валаам, Соловки… Да и там!...в душе надо Афон устроить». (Тамб. Епарх. Ведом. 1894г., № 35, с. 659-660.). Главное – сосредоточение души на деле спасения, борьба с помыслами, внимательное отношение к своему настроению. В этом деле важен покой. «Вам представляется Иерусалим больше покойным местом. Нет, он более шумен и мало удобств дает по делу спасения. Туда надо явиться с крепким духом. Господь же не ближе к тем, кои в Иерусалиме, чем к тем, кои в Пензе» (письмо к жителю Пензы) (Душ. Чт. 1897 г., т.2, с. 311).  Тем более строг был духовный подвижник к тем, кто ехал к нему лично, наивно полагая, что, как по мановению волшебной палочки, все проблемы будут разом разрешены: «Пишете, что едете к великому прозорливцу, который сразу разгадает в вас и распишет вам все, что подобает вам творить, и проч. Решительно вам говорю, что лучше вам не ездить…Вывод же один: сидите и не двигайтесь с места. Когда умру, тогда приедете на Вышу. Какой толк разъезжать ?! Там все  еще какое-либо добрецо сделаете, а в поездке что ?! Кроме суеты, развлечения, пустых ожиданий - ничего» (Душ.Чт. 1895 г., т.3, с. 102). Действительно, нам нужно представлять себе условия путешествий в то время – в повозке, запряженной лошадьми, по русским плохим дорогам, на далекое расстояние какой-нибудь благочестивой  барышне (или барыне), а хоть и мужчине это могло обернуться непосильными испытаниями. Что же взамен?  - А вот что. «Если есть у тебя кусок хлеба, то сиди дома, Богу молись и работай что-либо, хоть лапти плети, чтобы не быть праздну, и в церковь ходи, как только есть там служба, а если она там всегда есть – всегда ходи» (Душ. Чт.1894 г., т 3, с. 484).  В наши дни, когда паломнические поездки поставлены, что называется «на поток», эти советы и наставления святителя Феофана Затворника  да послужат основанием в деле спасения души и путеводителем  к святоотеческой духовной традиции.

                                

                                Л И Т Е Р А Т У Р А:

1.Мир души с великими русскими старцами.-М.: «Ковчег», 2009.

2.Помазанский Михаил, прот. Памяти владыки Лавра .//«Русский вестник» №6, 2010 год.

3.Святитель Феофан Затворник. Советы православному христианину.

- Калуга, 2006.


Комментарии


2016-12-21 08:38:51 Фотиния Щукина № 7299806
Спасибо, Ольга Алексеевна, за интересный и убедительный труд осмысления святоотеческого наследия свт. Феофана Затворника. Все так - это здравое напоминание. Отзовусь: все хорошо в меру. В меру благо путешествие (паломничество), если Господь призвал, и в меру - пребывание в том месте, на которое Господь поставил. Ведь волхвы и даже пастухи (!) сдвинулись со своего места,пошли поклониться Младенцу. Но это хронологически прежде, а в наше время прозрения с 80-х по нынешние годы особенно возвращением к Евангельской истине... Она может быть открыта и в святом месте, и через встречу (сретение) с добрым человеком в пути.Так в Старой Ладоге мне довелось встретиться со священником,окормление у которого впоследствии определило во многом судьбу моей семьи и - косвенно - даже наше с Вами знакомство. Истина являет себя, как известно, всюду.
В чем счастье?.. В жизненном пути
Куда твой долг велит - идти,
Врагов не знать, преград не мерить,
Любить, надеяться и - верить.
А.Н.Майков. 1889
Про себя скажу - святость мест Ярославской области открыла, побывав в Оптиной пустыни. Почему-то для того, чтобы открыть Господа в том месте, где живешь, иногда полезно ненадолго, как бы со стороны, взглянуть на него. И второе. Есть устоявшееся словосочетание "жизненный путь", и в Святом Евангелии есть слова "Аз есмь путь и истина, и живот". А как же принять эти слова, если пребывать только на одном месте? Все хорошо в меру - и дома быть, и в паломнических поездках - только бы во благо, по Божией воле.
С уважением,
Светлана Ференцевна.

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: