Новости
17.08.2023
ПРИМЕР ПОДГОТОВКИ ПРАВОСЛАВНОГО ПЕДАГОГА К БУДУЩЕМУ УРОКУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ – ЛЕБЕДИ». ВАСИЛИЙ СЕМЕНЦОВ
03.02.2023
СЕМЬЯ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА
20.01.2022
ПРИМЕНЕНИЕ КОРНЕСЛОВНО-СМЫСЛОВОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ МБДОУ «ЗВЁЗДОЧКА»
17.01.2022
ДЕТИ В СЕМЬЕ – НАСТОЯЩЕЕ СЧАСТЬЕ. ОЛЬГА ЗАЛЫГАЛОВА
17.01.2022
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ПРОЕКТ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ «ЗНАКОМСТВО С ВЕЛИКИМ РУССКИМ ПОЛКОВОДЦЕМ А.В. СУВОРОВЫМ»
|
СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК О ПАЛОМНИЧЕСКИХ ПУТЕШЕСТВИЯХ. ОЛЬГА БЕЛЯНОВА« Все новости
СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК О ПАЛОМНИЧЕСКИХ ПУТЕШЕСТВИЯХ. ОЛЬГА БЕЛЯНОВА 20.12.2016 14:32
Феофана Затворника отличала глубокая преданность святоотеческой традиции, он являлся ее великим знатоком В.Попов. Святитель Феофан Затворник был и теоретиком, и практиком духовной жизни. Все, что он писал, основано на его личном духовном опыте, проникнуто духом аскетизма и рассудительности. Его письма и духовные наставления посвящены насущным вопросам жизни, его духовные советы имеют непреходящую ценность, к ним наблюдается повышенный интерес в среде верующих людей разного звания: священнослужителей, ученых, простых мирян. В наши дни, когда в сознании людей вновь оживают понятия духовно-нравственной культуры, очень важно не погрешить против истины, не «освоить» эти понятия себе на потребу, не упростить их и не сделать достоянием «мира сего». И тут, как для музыканта – камертон, так и для человека, настроенного правильно вести духовную жизнь, наставления подвижников благочестия, светильников веры являются совершенно необходимыми. Например, надо осознать меру требовательности преподобного Серафима Саровского к людям, идущим духовным путем. «Прохождение духовной жизни обязательно и для монаха, и для простого семейного христианина. Разница в степени совершенствования, которое может быть и большим, и малым. – И мы можем, - прибавлял преподобный Серафим, - проходить духовную жизнь, да сами не хотим! Духовная жизнь есть приобретение христианином Святаго Духа Божьего, и она начинается только с того времени, когда Господь Бог Святый, хотя вмале и кратко, начинает посещать человека. До того времени христианин (будь то монах, будь то мирской человек) проводит жизнь общехристианскую, но не духовную; проводящих же духовную жизнь людей мало»[1 , с. 15-16]. Наш современник, протопресвитер Михаил Помазанский в статье «Памяти владыки Лавра» не менее требователен и строг: «Если люди крестятся, кланяются, целуют иконы, ставят свечи, берут благословение у священника, пьют святую воду, - это еще не значит, что эти люди христиане. Ведь и язычники, поклоняясь идолам, совершают ритуальные действия. Подлинный христианин тот, кто сделал закон Евангельский главным законом своей жизни, кто стяжал благодать Святаго Духа. В противном случае это не христиане. Так что Церковь правильнее назвать обществом святых. Господь так и говорит: «Будьте святы, как Я свят». Об этом же и Евангельские строки: «Тесный путь вводяй в живот вечный, и мало их есть, иже обретают его» (Мтф. 7:14). Далее попробуем как бы глазами святителя взглянуть на распространенный сегодня (и такой справедливо любимый многими!) опыт паломнических путешествий – однодневных и многодневных, к ближним святыням и к тем, что вдалеке. Святитель Феофан очень сдержанно отзывался на просьбы своих многочисленных корреспондентов благословить такие поездки или хождения. Например, он писал так: «Спасение не от места, а от душевного настроения. Везде можно спастись и везде погибнуть. Первый ангел между ангелами погиб. Апостол (разумеется Иуда) между апостолами, в присутствии Самого Господа, погиб. А разбойник – и на кресте спасся» (Тамб.Епарх.Ведом. 1894 г., № 42, с.855). [Здесь и далее цитирование осуществляется по источнику 3]. «Путей спасения столько, что и не перечтешь. Все – в душе, а не во внешнем положении. Некто взял на себя чужую вину и был сослан. Там, в рудниках, до конца жизни смиренно трудился… По смерти оказалось, что Богу угодил… А уж что за жизнь!» (Тамб.Епарх. Ведом. 1894 г., № 37, с. 703). «На Афоне побывать, -пишет он одному из вопрошающих, - не худо, если нет помехи домашней. А если есть, то можно и дома посидеть. Бог везде доступен. И Сам он не ближе к Афону, чем к Елатьме (письмо к жителю из Елатьмы) (Душ. Чтения 1894 г., т.3, с. 481). Есть строки, в которых святитель рассуждает о том, что место встречи человека с Богом не географическое понятие. «Господь везде есть, и везде Един и Тот же. Никакое место Его не приближает и никакое не отдаляет. Если Он и там (имеется в виду по месту жительства – О.Б.) приближается к вам, и вы это осознаете, то зачем озираться туда и сюда? Это будет похоже на беганье от Господа…Ищете Господа?? Ищите, но только в себе. Он недалече ни от кого. Близ Господь всем призывающим Его искренно. Найдите место в сердце и там беседуйте с Ним. Это – приемная зала Господня. Кто ни встречает Господа – там встречает Его. И иного места Он не назначил для свиданий с душами… » (Душ. Чт. 1895 г., т2, с. 577). Другому корреспонденту он дает благословение на путешествие, но тут же делает ряд оговорок и пишет так: «Благослови, Господи, путь ваш! Но если бы вы прежде спросили, я бы сказал: сидите дома. От сего путешествия проку большого ждать нельзя, а беда может быть под боком. Но уж как дело так далеко зашло, бредите…Людей посмотрите, а может, чему и научитесь. Искушения здесь поодиночке нападают, дорогою будут нападать десятками, а в Иерусалиме – сотнями. Держите ухо остро… На Афоне оставаться поопаситесь. Сразу-то оно будет любо там…Но потом нападет дух уныния и тоски по родине и родным – невыносимыя. Как угорелые мечутся туда и сюда... Я видел иных. У нас есть свои Афоны: Валаам, Соловки… Да и там!...в душе надо Афон устроить». (Тамб. Епарх. Ведом. 1894г., № 35, с. 659-660.). Главное – сосредоточение души на деле спасения, борьба с помыслами, внимательное отношение к своему настроению. В этом деле важен покой. «Вам представляется Иерусалим больше покойным местом. Нет, он более шумен и мало удобств дает по делу спасения. Туда надо явиться с крепким духом. Господь же не ближе к тем, кои в Иерусалиме, чем к тем, кои в Пензе» (письмо к жителю Пензы) (Душ. Чт. 1897 г., т.2, с. 311). Тем более строг был духовный подвижник к тем, кто ехал к нему лично, наивно полагая, что, как по мановению волшебной палочки, все проблемы будут разом разрешены: «Пишете, что едете к великому прозорливцу, который сразу разгадает в вас и распишет вам все, что подобает вам творить, и проч. Решительно вам говорю, что лучше вам не ездить…Вывод же один: сидите и не двигайтесь с места. Когда умру, тогда приедете на Вышу. Какой толк разъезжать ?! Там все еще какое-либо добрецо сделаете, а в поездке что ?! Кроме суеты, развлечения, пустых ожиданий - ничего» (Душ.Чт. 1895 г., т.3, с. 102). Действительно, нам нужно представлять себе условия путешествий в то время – в повозке, запряженной лошадьми, по русским плохим дорогам, на далекое расстояние какой-нибудь благочестивой барышне (или барыне), а хоть и мужчине это могло обернуться непосильными испытаниями. Что же взамен? - А вот что. «Если есть у тебя кусок хлеба, то сиди дома, Богу молись и работай что-либо, хоть лапти плети, чтобы не быть праздну, и в церковь ходи, как только есть там служба, а если она там всегда есть – всегда ходи» (Душ. Чт.1894 г., т 3, с. 484). В наши дни, когда паломнические поездки поставлены, что называется «на поток», эти советы и наставления святителя Феофана Затворника да послужат основанием в деле спасения души и путеводителем к святоотеческой духовной традиции.
Л И Т Е Р А Т У Р А: 1.Мир души с великими русскими старцами.-М.: «Ковчег», 2009. 2.Помазанский Михаил, прот. Памяти владыки Лавра .//«Русский вестник» №6, 2010 год. 3.Святитель Феофан Затворник. Советы православному христианину. - Калуга, 2006. Комментарии |
В чем счастье?.. В жизненном пути
Куда твой долг велит - идти,
Врагов не знать, преград не мерить,
Любить, надеяться и - верить.
А.Н.Майков. 1889
Про себя скажу - святость мест Ярославской области открыла, побывав в Оптиной пустыни. Почему-то для того, чтобы открыть Господа в том месте, где живешь, иногда полезно ненадолго, как бы со стороны, взглянуть на него. И второе. Есть устоявшееся словосочетание "жизненный путь", и в Святом Евангелии есть слова "Аз есмь путь и истина, и живот". А как же принять эти слова, если пребывать только на одном месте? Все хорошо в меру - и дома быть, и в паломнических поездках - только бы во благо, по Божией воле.
С уважением,
Светлана Ференцевна.