СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА ВЫШЕНСКОГО. ДОКЛАДЧИК: ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СЕМЕНЦОВ 06.02.2015 23:33
Состояние современного российского образования в свете христианской антропологии Свт. Феофана Затворника Вышенского. Василий Васильевич Семенцов.
В своем наставлении «Состояние составных частей человеческого естества, его существенных свойств и сил в истинном христианине и человеке-грешнике» святитель Феофан описывает внутреннее нестроение, которое обязательно происходит в людях вследствие их отпадения от Бога. Современное российское гособразование, как известно, строится на отделении государства от церкви и на толерантном безразличии к вероисповеданиям учителей и учащихся. Отпадение студентов педагогических вузов, учителей и учащихся школ от Бога является закономерным следствием государственной политики в сфере образования. Свое разъяснение внутреннего расстройства, вызванного отпадением учащих и учащихся от Бога, святитель сопровождает цитированием 21-го стиха первой главы послания апостола Павла к Римлянам: «Разумевше, говорит, Бога, они не яко Бога прославиша, то есть (урезумев) презрели Бога, отпали от Него, отвергли Его». Действительно в первом веке нашей христианской эры в Риме мощно развилось иудейское противодействие христианскому вероучению – гностицизм с его культом цифры и познания путем кабалистических вычислений, описывающих законы мироустройства. Гностики (от греч. «гнозис» - знание) уже во время апостола Павла заменили веру знанием, «уверенность в невидимом и ожидание обещанного» - сомнениями и отрицаниями воскресения и грядущего второго пришествия Христа. Плоды такого гностического обучения, воспитания и мировоззрения мы пожинаем и сейчас: «Следствием сего (отвержения Бога и христианского вероучения)... было то, что сердце у них стало слепо, воля –своенравна, ум обезумел, осуетившись желаниями» (Свт. Феофан Затворник Вышенский, «Начертание христианского нравоучения», М.: Лепта, 2002, т.2, с. 269). Вслед за апостолом святитель Феофан указывает на разъединение тройственности или, иначе говоря, расстройство внутреннего мира гностически образуемых людей: сердце в одну сторону, воля – в другую, а ум – в третью. Утрачиваюший свое естественное богоподобное внутреннее триединство учащийся становится хорошей иллюстрацией к басне И.Крылова о лебеде, раке и щуке:
...Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Как известно, в расстроенном состоянии сердца, воли и ума даже самый способный ученик бывает не в состоянии «нести поклажу», то есть успешно усваивать учебный материал. Такие важнейшие составляющие светской образованности, как направленность воли на добро или зло, милосердие, благоразумие в современных ФГОС не находят последовательного и продуманного отражения. Впрочем, цель данной статьи заключается не в критике современного российского образования, а в разъяснении путей его совершенствования на основе христианской антропологии. Святитель Феофан утверждает главное: без внутреннего ядра и стержня, которым в естественном для человека состоянии является Божье Слово и Бог, согласное триединство сердца, воли и ума учителей и учащихся недостижимо. «Тот же апостол в Послании к Ефсеянам (4: 17-20), называя язычников или неверующих отчужденными от жизни Божией, здесь же изображает состояние их души, именно что они ходят в суете ума, то есть в призрачных, фантастических построениях умственных, идеальных, страждут окаменением сердца, то есть бессердием и нечувствием; предали себя студодеянию, то есть буйству и увлечениям воли» (там же, с. 269). Надо отметить, что все нравоучительные тексты свт. Феофана, как и другие «Слова» святоотеческого Предания, отличаются живой корнесловной образностью и этимологической ясностью смысла. К примеру, словосочетание увлечение воли ясно указывает на очевидную языковую связь воли с влечениями, увлечениями. Все эти слова этимологически родственны. Волевые проявления, влечения и увлечения восходят к единому иконологическому образу вития, свитка, вьющейся лозы, связи. Учащегося тянет на неразумные поступки и сомнительные приключения не столько в силу временных увлечений, сколько вследствие связи с нечистыми духовными силами («не с теми связался») и непривитости к «Лозе истинной» - Слову Божию и Богу Иисусу Христу. Самоволие, развязное поведение или порочные привязанности – это следствия духовной дикости отпавшего от Бога человека. «Аз есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода" (Ин. 15, 1-2). Представление о человеке как о существе, которому свойственно всем сердцем, умом и волей привязываться к доступным духовным источникам чувств, мыслей и желаний, издревле присутствует во множестве мировых культур и религиозных систем. Например, в ведическом индуизме сохраняется древнейший титул мудрецов сва́ми (санскр. स्वामी) . Означает оно буквально «владеющий собой». Власть над собой – это приведение всех своих сердечных, волевых и мысленных устремлений в полное согласие и единство. В религиозных культурах, развившихся до пришествия в мир Христа, состояние владения собой достигается путем частичного самооскопления - отрешения себя от жизни, ухода в мир иллюзий, впадения в состояние транса, отказа от естественных человеческих сердечных, волевых и мысленных привязанностей. Христос учит иначе: любя всем сердцем Бога, любить ближних, как самого себя. Средоточие всех лучших сердечных чувств, волевых усилий и мыслей во Христе – боголюбивое милосердие, добровольное благоволение и премудрое богомыслие – это единственная разумная и естественная альтернатива как псевдорелигиозному уходу из жизни в мир химер, так и мирскому буйству внутренних противоречивых похотей и страстей.
Любая живая ткань, в том числе, живой текст каждого урока в системе образования, разворачивается не только в физическом времени, но и в духовном пространстве. Современный урок отличается мощным и обильным потоком информации, который вызывает сопутствующее течение сердечных чувств, вольных и невольных желаний, разноречивых мыслей. В ткачестве эти временные потоки называются термином уток. Нити утка связывают чувства, желания и мысли учителя, учащихся и автора учебника друг с другом горизонтальными временными связями «от звонка до звонка». Успех урока определяется не объемом потока информации, а качеством сотканного в его течении внутреннего текста памяти и представлений. Память и субъективные представления составляют ядро человеческого «Я» - личности каждого учащегося. Качество внутриличностного текста зависит от прочности вертикальных нитей основы, которые образуют его духовное пространство и прокладывают русло для течения всех информационных, чувственных, волевых и мысленных нитей утка. Есть ли в современном стандартном уроке описанная в антропологии св. Феофана Затворника вертикальная духовная основа: сердечная любовь к Источнику живой истины, добровольное желание возвыситься над собой и приблизиться к Богу, мысленное устремление к познанию Воли Божьей? Сознает ли своременный учитель хоть какую-то социально приемлемую духовную основу, образующую внутреннее пространство течения его уроков? – Этимология слова вера содержит в себе тот же корнесловный образ, что и в слове веревка – совокупность связующих нитей. Основа внутреннего текста словесного человеческого существа тройственна. Согласно антропологии свт. Феофана она состоит из нитей боголюбия, благоволения и богомыслия. В этих вертикальных связях кроется сила взаимного притяжения и единения горнего духовного и дольнего материального мира. Востекая вокруг этих основных верных связей к вечному чистому Источнику жизни, информационный поток урока будет образовывать в пространстве внутреннего мира учащихся цельнотканый хитон Христов. Венцом этого хитона, как следует из иконы «Прибавление ума», является светлый образ Премудрости Божией: увенчанная венцом царствования Приснодева Богородица Мария рядом со своим увенчанным царским венцом сыном, Словом Божиим и Богом отроком Иисусом Христом. Каждое пересечение потока изучаемой на уроке информации с одной из нитей основы, будь то сердечное чувство, волевое устремление или мысленное представление, образует свою внутреннюю завязь - «узелок на память».
Возрастая над собой чувствами, желаниями и мыслями, взрослеющий во Христе под покровом Богородицы ученик получает возможность обратить внимание на свои прошлые состояния – глубже и полнее осознать себя. Без роста самосознания образование теряет свой основной смысл и обращается в последовательность «тренингов» или, проще говоря, в дрессировку. Святитель прямо говорит в своем нравоучении о росте сознательности и самосознания человека, взрослеющего и образующегося во Христе. « ...Сознание благодатно живущего во Христе совсем не то, что сознание работающего греху и страстям. Они отличаются как свет и тьма. Первое действие благодатного пробуждения грешника состоит в извлечении души из механизма его внутренней и внешней жизни и в возвышении над течением ее...» (там же, «Начертание христианского нравоучения, т.2, с. 279, курсив наш). Если в процессе образования учащийся не возрастает над собой под управлением учителя, то он и не взрослеет (корень тут един, и смысл един). Закономерным следствием нерадения современного учителя о тройственном сердечно-мысленно-волевом взрослении учащихся стало распространенное в современном обществе расхождение в физическом, интеллектуальном и нравственном возрасте граждан. Социологи обозначают отставание нравственного взросления от физического и интеллектуального термином инфантилизм. Суть инфантилизма как неспособности внешне взрослого человека сознательно противостоять своим злым желаниям и лукавым помыслам коренится, как уже говорилось выше, в отпадении от Бога, в ожесточении сердца и отсутствии Христовой любви. Без возвращения к Богу в процессе современного образования умные и волевые преподаватели, управленцы и учащиеся останутся беспомощными перед древним гностическим змеем, совратившим человечество в смерть. «...Святой Иоанн прогонял фарисеев и саддукеев, приходящих к нему креститься, говоря: Порождения ехиднины, кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния (Мф 3:7-8). Тех, кого издавна называли сыновьями Бога, теперь справедливо в наказание за преступления называют порождениями ехидны, потому что, творя волю дьявола, который с самого начала был назван змеем, они сами себя назначили сыновьями дьявола, как гласит Евангелие: Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин. 8:44)» (Свт. Хроматий Аквилейский). Фарисеи и саддукеи были весьма умными, учеными и сильными волей лидерами еврейского общества. Им недоставало в своем самообразовании и образовательной деятельности только одного – сердечной преданности и любви к воплотившемуся сотканному из девственных кровей Слову Божию и Богу Иисусу Христу. Многознание, умение председательствовать в собраниях и рассуждать без любви – ничто. Работник образования, не принявший в свое сердце благодатной силы Божьей любви, вольно или невольно сеет внутренние противоречия и страсти в душах всех, кого он учит и кем управляет. «Над человеком, не принявшим благодатной силы, господствуют сила и власть страстных обычаев мирских и духа, действующего в мире, до того, что ему на мысль даже не может прийти решиться на что-нибудь противное. «Никак нельзя, так принято». Этим выражается общее сознание своего рабства духу мира. Поддерживается сия власть некоторой боязнью или страхом за жизнь. ... Посему в Слове Божием они и называются порабощенными под стихиями мира (Галатам, 4:3), ходящими по веку мира сего (Ефсеянам, 2:2), по преданию человеческому и по стихиям мира (Колоссянам, 2:8)» (Свт Феофан, там же, с. 284). В заключение, признавая всю трудность подвижничества современных учителей, пытающихся образовывать своих учащихся в Духе Истины несмотря на предания и стихии мира сего, позволю себе предложить возродить в Санкт-Петербурге православную Учительскую семинарию для оказания светским работникам образования богословской, нравоучительной и пастырской духовной поддержки. Слушателями такой семинарии наверняка пожелают быть не только многие преподаватели образовательных учреждений, но и многие родители учащихся, радеющие о трезвении, нравственности и благополучии своих детей.
16.01. 2015. Санкт-Петербург.
Дай Бог, когда-нибудь исполнится.