Кротость - от того же корня, что короткий, укрощать. Антоним кротости - гнев, необузданность.

Новости

План-конспект урока "Начало святого пути сщмч Уара, 1-го епископа Липецкого, как защитника Православия на земле Карельской и Ладожской" Татьяна Елисеева

« Все новости

План-конспект урока "Начало святого пути сщмч Уара, 1-го епископа Липецкого, как защитника Православия на земле Карельской и Ладожской" Татьяна Елисеева 17.12.2017 16:26

План-конспект урока (презентацию можно скачать здесь)

1. Возрастная категория:  учащиеся 9-11 класса.

2. Тема урока: Начало святого пути сщмч Уара, 1-го епископа Липецкого, как защитника Православия на земле Карельской и Ладожской.

3. Цель урока:

–  пробудить познавательный интерес к житиям святых для понимания  пути духовно-нравственного становления и совершенствования личности в лоне Православной Церкви; 

–  дополнить  материал школьных учебников по обществознанию и истории в темах: роль религии в современном обществе, виды деятельности человека и сферы его жизни.

4. Задачи урока:

–  познакомить с началом жизненного пути сщмч Уара,

–  дать представление о святой,  миссионерской деятельности человека в любви к Богу, к людям и Отечеству;

–  расширить знание истории России начала XX в.

5. Тип урока: открытый или обыкновенный.

6. Ход (сценарий ) урока:

6.1. Присоединение, пробуждение внимания учащихся. 1 мин;

6.2. Призвание Петра Шмарина к священнослужению. Миссионерство в жизни христианина. Опрос – беседа с учащимися о видах деятельности  человека и сферах жизни общества.   3-5 мин;

6.3. Слово учителя о подготовке Петра Шмарина к священнослужению, условиях жизни на острове Мантсинсаари и его просветительской деятельности в Финляндской Карелии. 10-15 мин;

6.4. Чтение учащимися фрагментов статей Петра Шмарина из истории Карелии и России. Отклик самих учащихся на слово отца Петра Шмарина как публициста и редактора журнала «Карельские Известия».  10-15 мин.

6.5. Заключение, выводы.  5-7 мин.

6.6. Домашнее задание.  2-3 мин.

7. Методы и приемы преподавания:  п. 6.2 – опрос и беседа с раздачей вспомогательного материала; п. 6.3 - рассказ  с показом слайдов; п. 6.4 – часть текстов читается учащимися по ходу показа презентации или в конце урока; п.п. 6.5 и 6.6 – напутственное слово с раздачей материала домашнего задания. Открытый урок можно закончить, собравшись в ресурсный круг развития памяти имени участников и добрых качеств человека.

8. Учебное оборудование: компьютер и интерактивная школьная доска.

9. Содержание учебного материала (фрагменты речи педагога).

Учитель выбирает материал из предложенного содержания и сносок, в зависимости от знаний учащихся по заданной теме урока.

«Путь человека складывается смолоду, и потом трудно его изменить»[1] [11, с. 258]. Сл.2.

Сегодня мы кратко будем знакомиться с первыми годами жизни сщмч. Уара, 1-го епископа Липецкого, с историческими условиями его служения; обратим внимание на виды деятельности человека – священнослужение  и миссионерство, жизненно важные для всех людей.  

Сщмч. Уар, 1-й епископ Липецкий, п р е т е р п е л    с т р а д а н и я   за Христа, «во   у т в е р ж д е н и е  на Руси П р а в о с л а в и я». Сл. 3 (икона и величание). 

В.  Зачем страдать за утверждение Православия?

О.  Из любви  к ближнему мы желаем всем спасения[2], которое  возможно  п р а в о[3]  в Бога Иисуса Христа в е р у ю щ и м  [7, с.306],  [8, с.22]. 

Епископ Уар  прославил имя Христа, он с юных лет носил христианский идеал в сердце и осуществил его в своей деятельности. «Не ме́ртвїи восхва́лятъ Тя̀, Го́споди, – говорит Писание, нижѐ всѝ нисходя́щїи во ấдъ, но мы̀, живíи», Пс. 113:25-26. Сл.5.

Епископ – чин (сан) монашеский, в котором дается новое имя человеку. До принятия монашества (1926 г.) сщмч. Уар носил в миру имя Петр.

Уар – редкое имя. По-гречески пишется Ouaros. За всю историю Церкви было лишь два человека, прославленных с таким именем: сщмч. Уар, епископ  Липецкий, и святой покровитель его в монашестве  –  мч. Уар[4] Египетский, память его 1 ноября, военоначальник  в Александрии, пострадавший в 307 г. при гонении христиан римским императором Максимианом. Сл.6 (икона мч. Уара).

Петр  Алексеевич  Шмарин родился 11 октября 1880 года в многодетной крестьянской семье (13 детей) в селе Новая Ситовка Избердиевской волости Липецкого уезда Тамбовской губернии [11, с. 177].   Сл.7.

В месте рождения сщмч Уара чтят его память. Жители радуются, что имеют святого покровителя своего села, воздвигли крест на месте храма Вмч. Димитрия Солунского, где святой  в детстве молился, получают исцеления по молитве ему[5]. Сл.8 и Сл.9 (Паломники у поклонного креста).

Не только земля Липецкая, но и Казахстанская чтит его память. Земная жизнь его закончилась мученически[6] в Карагандинском концлагере  23 сент. 1938 г.  На кладбище в селе Самарка Карагандинской области воздвигнут памятник с молитвой свщм. Уару (Шмарину). Сл.10.

 «Не плачьте и не переживайте, живите честно. За меня не мстите. Главное – прожить жизнь достойно», – писал он детям из заточения. Сл.11.

Все дела человека в этом мире осуществляются в Промысле Божием[7], которое есть попечение о мире и человеке.

В 1910 г. отца Петра рукополагают в священника для   с л у ж е н и я  миссионером (просветителем и защитником Православия) в Финляндской Карелии (на С-З Российской империи). Сл.12.

Шесть лет он служит на острове Мантсинсаари, самом большом острове Ладожского озера[8]. Затем, два года перед революцией, – в пос. Мустамяки, где также чтят его память[9]. Сл. 13 ( карта мест служения на земле Карельской и Ладожской: о. Мантсинсаари и пос. Мустамяки).

    

Что значат слова «служить»?  «делать» ?

Для чего человек осуществляет деятельность ?  Сл. 14.

В интернет-словаре «Глаголь»[10] на сайте  pervobraz.ru :

«Делать» от древнего корня *dhe- «помещать», «устраивать». Тот же корень, что и в санскритском *dadhati «помещает», «устраивает»; в английском do «делать». Однокоренные в современном русском языке: деятель, деяние, деятельность. Делать первоначально[11] означает «устраивать уже сотворенное». «И  взя́  Госпóдь  Бóгъ  человѣ́ка,  егóже  создá,  и  введé  егó  в  рáй  слáдости,  д ѣ́ л а т и  егó и храни́ти» (Бытие, 2:15). Сл. 15.

Поэтому творческая деятельность человека изначально не есть произвольное творение, а только обустройство, делание сотворенного Богом мира – служение Творцу. «Служить» –  «делать во славу Божию», исполнять волю Божию.  Сл. 16.

В. В чем состоит служение миссионера?  Сл. 17.

О. Служение миссионера состоит  в  в о з р о ж д е н и и   д  у  ш  и  согрешившего человека для вечной жизни будущего века.

В. Какими Силами?

О. Духовное возрождение согрешившего человека совершается силами: словом Божиим, личным примером и, главной силой, – сострадательной любовью[12] к согрешившему, которая в наибольшей степени даруется в Таинстве священства[13] в Церкви Христовой. Сл. 18.

Сегодня мы вспоминаем начало святого[14] пути сщмч Уара как миссионера в Финляндской Карелии.

Служить миссионерам происходиться часто в очень сложных условиях для жизни телесной и духовной, в среде с чужими по духу иноверцами.  

«Миссионерство это святейшее из всех служений человечеству, бесконечно превосходящее всякое другое служение, это служение апостольское, просветительское, до последнего издыхания, до последней капли крови, терпение всяких обид, всяких внутренних мук» [1] [15] . Сл. 19.

В. Откуда у человека силы? Для чего способности и таланты? Сл. 20.

О. Для жизни каждый человек имеет душевные силы в образе  Божием.
Образ Божий    и м е е м   по сотворению (при рождении).

Богоподобие (нравственное совершенство) человека    о б р е т а е т с я   по желанию человека в его деятельности, используя способности и таланты.

Господь всем дает для этого духовные (умственные и сердечные) дары, качества доброго человека, надо только уметь их принимать и умножать.  Причем дары даются каждому и независимо от происхождения: знатного рода человек или простой мирянин - рыбак (какими были апостолы) или земледелец.           !!!  Учитель в это время может раздать учащимся листики-закладки с перечнем добрых качеств человека (из Приложения к уроку), с которыми в конце урока можно провести «ресурсный круг» (см. методику ниже дом.задания). Итак,  главная цель деятельности человека – обретение богоподобия[16]. Сл. 21.

В. Назовите, пожалуйста, какие виды (области) деятельности человека вам знакомы из школьных учебников?   Сл. 22.

О. Ответ  учащихся. Называют обычно три  вида деятельности: труд (работа), учеба и отдых (спорт, игры, музыка, театр,... ).

Следует добавить вид деятельности, значимый для всех людей – церковную деятельность: богослужение и миссионерство, направленные на нравственное совершенство человека в его деятельности во всех сферах жизни общества. Уточняем виды деятельности человека: труд, учеба, отдых,  + церковное служение (миссионерство[17], богослужение). Сл. 23.

В. Когда (в истории мира) началась миссионерская деятельность?

О. Исторически началом миссионерской деятельности является момент избрания апостолов [7, с. 9]. Об этом говорится у Евангелиста Матфея:

 «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы; И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И тотчас, оставивши сети, последовали за Ним» (Мф.4:18-20)[18]. Сл. 24.

В. – Что значит «ловцами[19] человеков»?

О. – Значит изъять человека из жизни греховной в жизнь вечную с Богом.  Иисус Христос поставил апостолов на дело служения «к совершению святых»[20], Еф.4:(11–14), имеющих веру Божественную, данную Самим Богом[21].

Апостолы и их ученики несли благую весть о приходе в мир Спасителя Иисуса Христа (Лк. 1:33), о Его Царстве[22], «что приблизилось Царство Небесное» (Мф. 10:7), теперь человек может избавиться от грехов и нравственно преобразиться благодатью Божией, когда он становится членом Церкви и исполняет[23] евангельские заповеди.

Апостолы учили, чтобы  уверовавшие в Христа (в Бога и Премудрость Божию) имели веру разумную, соединяли веру с познанием Бога, и так достигали нравственного совершенства, обретали богоподобие:  «доколе все придем в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного[24], в меру возраста исполнения Христова» (Еф.4:11-13; Мф. 5:48).

 В. – Какие самые известные вам миссионеры - ?

 О. – Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Сл. 25 (икона равноапостольных Кирилла и Мефодия, учи́телей Словенских).

Их завет для всех учителей веры – стоять за истину, за Христа невзирая ни на внешние препятствия, ни на гораздо труднейшие препятствия внутренние (на малодушие, маловерие, скудость любви и пр) [1, с. IX].

Интересно, что свое дело миссионеры не считают своим подвигом или милостью,  но долгом, как и повелел Господь (Лк. 17:10). Миссионерский призыв выражен апостолом Павлом: «Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1Кор. 9:16; Деян. 20:24).

Т.к. Бог действует везде, то и миссионер[25], предавая себя в волю Бога, служит во всех сферах жизни общества.

В соответствии с составом человека (тело-душа-дух) различают сферы жизни общества: материальная, душевная[26],  духовная[27]. Сл. 26.

Заметим, что сфера духовная  в школьных учебниках обозначена лишь на уровне ментальной (приложения души и анализирующего ума: науки, литературы, искусства).  В духовной сфере жизни участвуют духовные силы человека, соединяющие человека с Богом: совесть, страх Божий, Пс. 33:(13-15), жажда Бога (устремление только к добру, к идеальному). В здоровом человеке дух человеческий как дыхание Божие руководит деятельностью всех его душевных и телесных сил. В жизни общества, для благополучия в общественной деятельности людей, также важно положить духовно-нравственное основание, здравое духовное бытие. Этому служит Церковь.

 К духовной сфере жизни общества следует отнести в первую очередь жизнь Церкви – нового бытия человека (Еф. 4:16): в любви[28] к Богу и ближним, служение Богу и всем людям при исполнении евангельских заповедей[29].  Церковь как Царство Христово[30]  имеет глобальную цель истребить порчу: из мира физического –  смерть, из мира духовного – грех. Церковь обладает свойством соборности[31] ( «относящейся ко всему»). Она освещает и преобразует все виды деятельности человека [7, с. 302].

Поэтому миссионер[32] должен иметь очень широкое образование, Сл. 27, для чего уметь принимать и использовать дары Божии (способности и таланты).

Труды с раннего детства служат развитию способностей человека. Предметы и науки, которые изучают в учебных заведениях, выявляют способности и таланты и готовят человека к участию в разных сферах  жизни общества. Сл.28.

В предании говорится, что отец Петра – Алексей Ермилович, рано умер, когда Петру было 2 года, и Петр рано стал помогать матери Марфе Феофилактовне по хозяйству. Промыслом Божиим в школьном образовании Петра помогал местный священник, снабдил его одеждой, необходимыми учебниками и устроил его дальнейшее обучение, т.к. Петр показывал отличное усвоение знаний [11, с. 177].

Родившись в бедной крестьянской семье, он достиг широких познаний, т.к и после учебных заведений неустанно трудился над своим самообразованием[33], в том числе – медицине, что очень пригодилось в миссионерской жизни.

 Петр Шмарин с отличием закончил знаменитую Иоанно-богословскую церковно-учительскую школу А. И. Новикова.  Сл. 29.

Это был учебный комплекс для приобретения духовных (семинарских) знаний,  широких знаний и навыков в воспитании и преподавании всех школьных предметов, также по специальным трудовым дисциплинам (с/х-во, мастерские). В здании учительской школы были домовой храм и общежитие для учащихся;  рядом – дом для педагогов и их семей; двуклассная детская школа; дом для служащих храма; мастерские; парк для прогулок учащихся;   земля для с/х работ.  Сл. 30.

Все носили особую форму, Сл. 31. Для учащихся и жителей села был ранее построен храм Иоанна Богослова.  Сл. 32.

За успешную учебу Петр получал особую стипендию в 60 руб от Святейшего Синода [11, 177]. В то время принято было отмечать лучших учащихся, иметь их ввиду для важных государственных дел. При этом награда свыше, внимание  школьного Совета побуждали учащегося к ответственности за развитие своих талантов.  Учащийся Петр Шмарин. Сл. 33.

В общительности его проявлялась любовь к ближнему. Петр имел замечательный голос и способность к единению учащихся, поэтому он был назначен Советом школы ответственным за пение и руководил пением молитв.

Выпукник семинарии Петр Шмарин готовился для священнического служения в Карелии 7,5 лет (1902–1910): после учебы он служил в школах для мальчиков, для девочек, для юношей и вникал в школьное дело, служа делопроизводителем в своей родной учительской школе [11, 178].  

Табл. 1. Подготовка к служению священником-миссионером[34]. Сл. 34.

1) учитель во второклассной школе для мальчиков, г. Кермисс Шацкого уезда (1902 г.);

2) учитель пения и музыки во второкласной школе для девочек в с. Ново-Александровка (1903 г.);

3) учитель на дополнительном отделении в церковно- учительской школе в с. Ново-Александровка (1903 г.);

4) псаломщик (чтец священных текстов) (1903г. ) в Иоанно-Богословской сельской церкви в с. Н.-Александровка;

5) диакон в домовой церкви в Новиковской учительской школе (1904 г.);

6)  делопроизводитель учительской школы (1905 г.);

7) диакон в Предтеченском храме с. Донская слобода Тамбовской губернии (с 1906 г.).

 

Повышать свое образование помогала Петру крепкая вера в Бога. Во время учебы  он служил сначала чтецом в храме, потом (после женитьбы) диаконом. Фото – Диакон Петр Шмарин с женой Клавдией Георгиевной Стрельниковой – учительницей церковно-приходской школы (1904 г.).  Сл. 35.

Ранней весной 1910 г. его возводят в священники, и со всей семьей он едет за 1000 верст от дома на остров Мантсинсаари. В конце марта 1910 года отец Петр приступает к священнослужению в храме Воздвижения Креста Господня, сначала как и/о настоятеля, а в должности настоятеля с 8 декабря 1910 г. Вместе с ним на остров Манчинсаари прибыли жена Клавдия  Георгиевна (Стрельникова) и дети (фото Отец Петр с семьей) [11, с.178]. Сл. 36.

Храм Крестовоздвижения[35], фото. Сл. 37.

Они преодолевают 1000 км-вый путь из Тамбовской губернии до острова Мантсинсаари. Сл. 38.

Этот остров относился к Салминскому уезду. Смотроим карту Ладожского озера, о. Мантсинсаари, пос. Салми. Сл. 39.

От материка до острова было около 1,5 км. Сегодня есть дамба 1140 м. и пролив до неё 340 м. Сл.40.

Позднее в помощь прибыли на остров родные жены (мать, сестра с мужем, брат), имеющие педагогическое образование. Фото с родными. Сл. 41.

В. Почему будучи семейным, с женой и тремя детьми, отец Петр едет из родной Тамбовской земли за 1000 км (!!!) на о. Мантсинсаари?

О. В начале  XX в. в Церкви наступил кризис в духовном образовании,  катастрофически не хватало кандидатов на принятие священства [2]. Во-первых, должность священника была тогда не безопасна [12]; во-вторых, требовалась высшая квалификация: крепкая вера, знания, способности служить воспитателем и миссионером. Сл. 42.

Петр к этому времени был тщательно подготовлен для миссионерской деятельности.

Каждый человек испытывается на исторических событиях.

Что его ждет?

Ко времени приезда отца Петра Шмарина  в Карелии усилилось наступление лютеранства, которое вылилось в организованное движение, враждебное православию и православной России – панфиннизм [11. C.179].     Там активно действовали общества и союзы[36], имеющие целью отделение Карелии от Российской империи [10] . Лидеры их внедрялись в среду карелов и воспитывали в них дух вражды к России и православному русскому укладу жизни [17]. Сл.43.

Православная Карелия (с 1721 г) была частью Финляндского Княжества, созданного силами Российской Империи в 1809 г.

Для развития экономики  здесь были установлены Российским правительством особые льготы: не участие в военных действиях по защите государства, малые таможенные налоги, лояльность к приверженцам неправославного вероисповедания, возможность введения их в правящие структуры и пр.  Сл. 44.

Однако вместо благодарности и воспитания жителей в любви к России, лютеранское правительство проявляло вражду к Православию, препятствовало созданию русских (православных) школ.  Даже в школах, где большинство учащихся было православных[37] ,  инспектор и учителя назначались из лютеран, имея целью через изменение мировоззрения отторгнуть карел от России [5] .

Для сохранения православной  Карелии в составе Российской империи было создано (26 ноября 1907 г.) православное Карельское братство[38] имени Вмч. Георгия Победоносца. Деятельность  братства учитывала традиции, быт, язык и самобытную культуру карелов и была направлена на защиту культурно-исторического и  духовного  тяготения карелов к России, на укрепление православно-русских начал среди карельского населения [12].  Сл. 45.

Поселение Салми на материке.  Сл. 46.

На материке, в Салминском уезде, к которому принадлежал остров, три четверти населения были православные - ок. 25 тыс карел, с давних пор склонных к единению с русскими, т.к. имели похожий уклад жизни, одежду и обычаи, и приверженность к богослужению на церковно-славянском языке[39]. Сл. 47.   

Карельское православное братство встало на защиту карел. За души этих 25 тыс. карел, за сохранение их православного миросознания.
Сл. 48.

Из истории, во времена захвата этой земли шведами (XVI-XVIII вв.), шведские законы культивировали в  традициях лютеранского финского населения превозношение над православными карелами и даже ненависть.

Смотрим Табл. 2. Шведско-лютеранские законы [10] ( в Приложении к уроку). Через преподавание только на финском языке, «офинничивание» языка, осуществлялось «олютеранивание» нравственно-религиозного сознания карел. Даже учителями русского языка в финских школах были финны-лютеране, не стесняющиеся принижать русских на своих уроках [5, 1914№22, с. 14]. Сл. 49.

Свидетельство православной веры в этом крае было опасно для жизни и семейного благополучия [12]. Сл. 50.

Население и природа острова. На острове Мантсинсаари жили ок. 1500 карел, в основном православного исповедания[40]. Храм стоял на скалистой церковной горе, до 30 м., в поселке Пелдожи. Было еще две деревни – д. Тюэмбяжи с небольшой русской школой (29 чел) и часовней во имя пророка Илии и Вмч. Георгия Победоносца и д. Орихсельга. С  церковной горы был виден остров Валаам и Валаамский монастырь. Размер острова ок. 14, 5 на 4 км; до материка – более 1 км (ок 1500 м). Жители острова занимались рыбной ловлей и сельским хозяйством [5]. Сл. 51.

Вид на о. Мантсинсаари с материка (фото 2017 г.)[41]. Сл. 52.

Дорога через лес от пристани к деревне и храму. Сл. 53.

Деревня на о. Мантсинсаари – фото из музея Питкяранты. Сл. 54.

Отец Петр вступает в Карельское православное братство и объединяет население острова в решении насущных проблем: устройстве школ, улучшении быта крестьян. Пишет статьи, привлекает к этому делу Начальника края. Сл. 55.

Через три месяца после приезда он организует прием Начальника края – генерал-Губернатора Великого Княжества Финляндского Франца-Альберта Александровича Зейна [16]. А через 3 года, летом 1914, принимает делегацию уже  из 15 чел во главе с Ф.А.Зейном.  Сл. 56-57 (фото Ф.А. Зейна).

Отец Петр начинает писать статьи в местные газеты. Сл. 58.

Здесь сказать, что учащиеся могут знакомиться с текстами статей[42] отца Петра Шмарина о жизни на острове, о школах, о земельных законах Финляндского княжества. Статьи читаем после урока или немного сейчас. Например: В описании острова есть вид убогой пристани-помоста на деревянных сваях в ста саженях от берега. «Во время же осенних бурь иногда  совершенно не представляется возможным попасть на неё на лодке, поэтому и пароходы не всегда пристают к ней...». Сл. 59.

Фото парохода «Отава» из музея Питкяранты. Летом ходили пароходы[43]. А зимой – жители были в изоляции из-за суровой погоды (См. ст. П.Шмарина «От редакции» из Приложения) . Сл. 60.

Знакомимся с текстами:

Посещение острова Начальником края в 1910 г. Сл. 61-62.

Прием Губернатора в 1914 г. Сл. 63.

При этом жители острова празднично встречали гостей, могли просить  начальство о своих нуждах, вместе молились. (Полный текст – в Приложении).

Можно отметить, что отец Петр обладал талантом в описании природы:

Во время приезда гостей «Погода стояла на редкость ясная, тёплая и тихая. Бурная и неприветливая Ладога, обласканная тёплыми солнечными лучами, как-бы на время заснула и чудесно превратилась в «спящую красавицу». Прибрежные скалы и зелёные леса волшебно отражались в ея зеркальной поверхности...». Сл. 64 (могут прочитать учащиеся).

Первые три года он тщательно изучал законы края, язык и обычаи карел, их жилище, приготовление к праздникам [5, 1914№13-14 с. 5]. Сл. 65.

–  крестьянский дом.  Сл 66.

 – крестьяне, 1913 г. Сл. 67.

 – нарядные одежды. Сл. 68 – Сл.  69 (Фото из музея г. Питкяранты).

Летом 1912 г. членами братства была организовано паломничество 1000 детей и учителей всех  (34-х) русских школ  в Святую Валаамскую обитель на двух пароходах. После торжественного богослужения валаамским гостям была проведена экскурсия по архипелагу, для чего «монастырский пароход «Сергий» взял на буксир три громадные баржи, приспособленные для многолюдных переездов, на которых разместились 1000 человек паломников...»  (учащиеся могут прочесть красивое описание[44] путешествия и природы в статье П.Шмарина [15]. В презентацию здесь можно вставить слайд с видом Валаама).

Члены братства  часто посещали остров, богослужение совершалось не только в храме, но и в часовне Вмч. Георгия, в честь которого было названо братство. Были благоустроены и освящены ещё  две братские школы [14]. В каждом деле отец Петр учил призывать помощь Божию: «Мы с вами сыны Св. Православной Церкви. Мы привыкли каждое дело начинать и оканчивать молитвою. Помолимся же, мои братия, усерднее Господу о том, чтобы послал учащимся здесь вашим детям Духа Премудрости и Разума, Духа Силы и Страха Божия». Сл. 70. (Можно прочесть на уроке фрагменты из Л. 15 и Л.14 или как дом. задание –  из Приложения ).

Школьное дело развивалось. Но в братстве  очень нехватало человека, способного вести издание просветительного печатного органа  [12, с. 175]. Им стал, после 3-х летней подготовки, отец Петр Шмарин [12, с. 35]. Сл. 71.

Это был двухнедельный орган по вопросам религиозно-православной, политической, общественной и народной русско-карельской жизни. Сл. 72.

газета

Название журнала, выпускаемого под редакцией отца Петра Шмарина в 1913-1917 гг.

Важно было, чтобы карелы, услышав слово учения, полюбили чтение Священного Писания. Русский язык, хранящий первосмыслы Евангелия, позволял лучше понимать Священное Писание, и так воспитывать преданность православию. Сведущий в учительском деле, о.Петр становится горячим приверженцем русских школ и печатного слова на русском и карельском языке. Сл. 73.

Зная законы,  отец Петр давал консультации на русском и карельском языке, помогал устраивать детей в русскую школу. Сл. 74 – Сл. 75.

В Карелии ко времи служения отца Петра сохранилось презренное отношение к русским, воспитанное Шведско-лютеранскими законами. Сл. 76.

Защищая обиженных и оскорблённых, редактор, отец Петр, не страшился обличать нечестие финской учительницы русского языка, говорящей ученикам, смотревшим на учение русских солдат: «Как вам не стыдно смотреть на русских, которые столь презренны в глазах каждого финна». Сл. 77.

Отец Петр помогал восстановить справедливость, защищал карел, увольняемых с работы за то, что они отдают детей в русскую школу.

Управляющий Ляскельского Лесопильного общества швед Линдрус запрещал рабочим отдавать детей в русскую школу, грозясь уволить с завода. С начала 1914 г. Линдрус получил откуда-то инструкцию не притеснять заводских рабочих. Количество учащихся возросло с 5 человек до 35 [5, 1914 №19, с. 11]. Сл. 78.

Лесопильный завод Линдруса (фото музея Питкяранты). Сл. 79.

Заботами и трудами отца Петра на о. Манчинсаари были благоустроены
три министерские народные школы в деревнях Тюэмбяжи, Пелдожи, Орихсельга. Количество обучающихся возросло с 29 до 200 чел.
 [5, 1916 №4 c5]. Сл. 80.

В Пелдожи, где жил приход Крестовоздвиженской церкви, было самое многолюдное русское М.Н.П. училище и при нём вечерние курсы русского языка для взрослых. Вступительные занятия вёл председатель школьной дирекции – свящ. Петр Шмарин. «Интерес к курсам со стороны населения огромный, рвение  курсистов к изучению русского языка выше всяких похвал» [5, 1914 №22 с12-15]. Сл. 81.

Статья о. Петра Шмарина о состоянии системы начального образования в Финляндии на 1912-1913 гг. является историческим документом и удивляет всесторонней характеристикой школ [5, 1914 №13-16 c.14-17]. Сл. 82.

Отец Петр прекрасный певец, устраивал народные спевки, подготовляя паломников к пению в пути крестных ходов, проводимых Карельским братством [5, 1914№13-16 с.18], инициировал в школах вечера с показом   С начала войны в 1914 г. повсеместно проводились мероприятия по организации сборов в пользу «Красного Креста», помощи семьям воинов. Жители острова горячо отозвались на голос своего священника: после уроков устраивали благотворительные вечера с постановкой сцен из военной жизни[45] [5, 1914№19 с. 11],  в школьных мастерских шили бельё раненым[46] . Сл. 83.

Отец Петр полюбил карельскую землю, её народ, близкий ему по живому характеру. Изучил и полюбил Ладогу, ее водное пространство и острова, изучил так, что мог (со слов дочери Клавдии) сесть ночью в лодку и плыть до Валаамского монастыря на утреннюю службу, любил молиться в монастыре. В его гостеприимном доме всегда кто-нибудь жил, и за стол никогда не садились только одной семьей, но всегда были гости, места хватало всем, часто останавливались монахи, распространяющие его «Карельские Известия» (из воспоминаний его дочери Клавдии). Сл. 84.

25 декабря 1914 года отец Петр передает многотрудное редактирование своей газеты в надежные руки – свящ. Н.И. Варфоломееву, законоучителю Выборгской учительской семинарии, оставаясь неизменным сотрудником [5, 1914 №24 с2-3]. Сл. 85.

Статья П.Шмарина – отчет и напутствие будущему редактору.

Интересна подпись отца Петра – певчие птички («договорились» во славу Божию) и слова «Отпущаеши раба твоего Владыко» из тропаря на праздник «Сретение Господне». Сл. 86-88.

 «Карельские известия», выпускаемые отцом Петром Шмариным, будущим сщмч. Уаром, епископом Липецким, свидетельствуют о великом труде служителей Церкви для сохранения Карелии в Российской империи.
Сердце и ум буквально прилепляются к каждой заметке, отражающей жизнь живой России. В газете много стихов, рассказов о военных и святых событиях. Сл. 89.

22 декабря 1915 г. отец Петр получает новое назначение – служить
в Спасо-Преображенской церкви в пос. Мустамяки Выборгской губернии. Прощание с пастырем было очень трогательно (со слезами, см в Приложении файл «7- Прощание прихожан»). Сл. 90.

Вид Спасо-Преображенского храма и карта. Сл. 91.

В 1916 г. отца Петра направляют священником Спасо-Преображенского храма в пос. Мустамяки, что ближе к Выборгу, где он часто участвует в епархиальных собраниях и оформлении отчетных документов братства. 

С его служением в жизни прихода появляется новое просветительское дело – устроение церковно-учебного попечительного комплекса в соседнем селе Лебяжьем под названием «Серафимово». На пожертвованном и уже оформленном участке земли предполагалось построить дом для притча, школу, приют, учреждение общества трезвости и  храм в честь преподобного Серафима Саровского.

Служение отца Петра Шмарина на С-З России прервалось[47] из-за революции, в подготовке которой активно участвовала Финляндия. В мае 1918 г. семья отца Петра Шмарина выехала в Петроград.

Дальнейшее служение священника Петра Шмарина продолжилось на его родной земле[48].

 

Заключение. Выводы.

Мы познакомились лишь с малой частью жизни сщмч Уара, отца Петра Шмарина, как устроителя православно-русского школьного дела на острове Мантсинсаари, где он стал любимым  духовным отцом жителей острова.

Он был человеком открытым, общительным и с каждым мог найти общий язык. Прихожане уважали его за ум, благородство и точность, внимательность и доброту, любили его и относились к нему как к народному пастырю.

 

Вопросы к заключению урока.  
          В. –  Какому виду деятельности посвящена жизнь сщмч Уара? (миссионерству)
          В. – Что делали члены  Православного Карельского братства? (защищали карел, требуя исполнения законов Российской Империи, в которую входило Финляндское княжество, писали статьи о нуждах карел, просвещали, строили русские (православные) школы, организовывали учебный и воспитательный процесс (в том числе паломничество), мастерские, благотворительные вечера, издательское дело...).

 В. – Нужны ли такие братства в наше время? Сл. 92.

 

 В. – В чем состоит церковная деятельность? (священнослужение, миссионерство, воспитание  человека в любви к Богу, к людям и Отечеству). Сл. 93.

В. – Какие есть способы воспитания любви к Богу , к людям и Отечеству? Сл. 94.

1. Укрепление веры в присутствие Бога, призывание помощи Его  в добрых делах, благодарение Ему (богослужение, молебны в храме, в пути);

2. Постоянная забота о ближних: строительство школ, медицинская помощь, просвещение (+ своя газета), защита обиженных, милосердие;

3. Помощь воинам и их семьям с 1914 г.: шитье белья раненым, благотворительные вечера;

4. Гостеприимство, праздники;

5. Изучение истории края (жизни людей, природы).

6. Земледелие и др. деятельность, полезная людям.

 

В. –  Какими качествами должен обладать миссионер?

(раздаю материал д/з: листики-закладки с перечнем добродетелей).

Качества миссионера: крепкая вера, любовь к Богу и людям, широкие знания, молитвенность, терпение со смиренной преданностью Богу, стойкость, бескорыстие, великодушие, приветливость, жертвенная любовь, знание Священного Писания и умение сказать слово в соответствии со «здравым учением» для наставления в праведности (Тит. 2:1; 2Тим. 3:14). Сл. 95.
 

Домашнее задание*:

1. Изучать житие сщмч Уар, прочитать его статьи в [14-18] и др. (распечатываются из Приложения к уроку);  2. Размышлять и пробовать исполнять добродетели, изучая труды святых отцов (учитель раздает листики-закладки с перечнем добродетелей (качеств доброго человека –  доброустроившего свою душу) и с изречениями «о человеке», с названиями святоотеческих трудов, доступных в интернете и библиотеках.

 

* К методике:

1. Мудрые изречения (именно православных мыслителей, которые не упоминаются в школьных учебниках по обществознанию) или просто пословицы и поговорки, как у Прп Георгия (Ларова) [11, с. 258], можно подарить как духовный мёд: учитель делает заготовку – легкую и красивую вазочку с надписью «Духовный мёд», поместив в неё мудрости; обходит (на прощание) учащихся и каждый может свободно выбрать (вытянуть как по жребию) бумажную ленточку с текстом изречения. При этом сказать, что можно неделю «прожить с этими мыслями» и передать другому ученику, вернув текст в вазочку «Духовный мёд», которая хранится у классного учителя. 

2. В конце урока, по усмотрению учителя можно провести «ресурсный круг развития внимания друг к другу и к добрым качествам». При этом идет  словообразование. Дети садятся на стулья кругом, чтобы можно было коснуться плеча соседа. Первый говорит: «Меня зовут Татьяна, я ценю в себе искренность» и касается плеча соседа. Он говорит: «Татьяна искренняя, меня зовут Петр, я ценю в себе терпение» и касается плеча следующего соседа. Следующий говорит: «Петр – терпеливый», и т.д. всех сложнее последнему, т.к. он должен назвать все имена с их качествами, потом себя. В заключение ведущий может сказать слово, например: «Добродетели – это средства для достижения спасения, храните в себе эти качества, тогда приобретете и следующие, будем помогать в этом друг другу».  Хорошо сказать слово из Евангелия о любви. Если дети не знают названий добродетелей, можно дать им листики-закладки с их названиями. Пусть «примеряют» на себя, «облекаются» в одежду добродетелей.

3. Из Приложения к уроку использовать: презентацию и  материал для учителя и домашнего  задания учащихся, в том числе листики-закладки с названием добродетелей. Кроме того приложена небольшая презентация по результатам двух экспедиций на остров Мантсинсаари (поставили поклонный крест) силами прихожан Спасо-Преображенского храма на Карельском перешейке, где служил в 1916-1918 гг. (после о. Мантсинсаари) священник Петр Шмарин, будущий сщмч. Уар, 1-й епископ Липецкий.

 

 Список использованных источников

1. Архиепископ Антоний (Храповицкий), митр.: Избранные труды, письма, материалы. – М.:  Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2007. – 1056 с.

2. Елисеева, Т.П. Воспитание учителей и священников в Русской Православной Церкви XIX – XX вв. Материалы XII Международного форума «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения» (20-22 октября 2016 г.; г. Липецк – Задонск) / под ред. Н.Я.Безбородовой, Н.В. Стюфляевой (отв. редактор). –  Липецк,  2017. – с. 51-57.

3. Елисеева, Т.П. Православно-русское дело на острове Мантсинсаари. Материалы X Международного форума «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения» (5-6 декабря 2014 г., г. Липецк-Задонск) –  Липецк, 2015.

4. Забегайло, О.Н.  Основные концепции истории мироздания. Серия: «История мироздания в свете православного вероучения и научных фактов». Книга 3. –  Москва: Серебряные нити, 2009. –  632 с..

5. Карельские известия. – 1914 – 1916.

6. Лобжанидзе, А.А., Горохов, С.А., Заяц, Д.В. Этногеография и география религий. – М.: Академия, 2005.

7. Миссиология: Учебное пособие. – Белгород: Изд-во Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), 2009. – 464 с.

8. Молитвослов на церковно-славянском языке – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004. – 272 с.

9. Олесницкий, А. Руководство к изучению Священного Писания по творениям святых отцов.  – Киев: Пролог, 2007. –  196 с.

10. Православная Карелия: Под властью Швеции. http://ricolor.org/europe/shvezia/sr/4/,     14.04.2009.

11. Собор святых Липецкой земли. Сборник житий Липецких и Елецких святых. Сост: прот. Николай Стадюк, А. А. Найденов, А. И. Чеснокова. – Липецк, 2013. – 276 с.

12. Ходаковская, О.И. Дело жизни епископа Киприана // Вестник ПСТГ, II: История. История Русской Православной Церкви. – 2009. Вып. II:4 (33).

13. Церковная история Выборга и его окрестностей. Сост. И.В. Трохова. – СПб.: Русская классика, 2007. – 208 с.

14. Шмарин, П. Корреспонденция из Тюембяжи. Освещение нового здания русской школы //Финляндская газ. – 1911. 28 августа (№121).

15. Шмарин, П. Паломничество всех русских школ Финляндской Карелии на Валаам в мае 1912 г. //Финляндская газ. – 1912. 8 июля (№ 98); 10 июля (№ 99); 12 июля (№ 100).

16. Шмарин, П. Посещение начальником края острова Мантчинсаари // Финляндский сборник. – 1910. Июнь (№ 3).

17. Шмарин, П. Православие в Карелии и Салминские торжества //Церковные ведомости 1912. 13 октября (№ 41).

18. Шмарин, П. Русские народные школы в Финляндии //Колокол. – 1911. 24 августа.


[1] говорил святой Липецкой земли  преподобноисповедник Георгий (Ларов) (†4/21 июля 1932). Он оставил нам много поговорок, например: «Берегите дорогое, золотое время, спешите приобрести душевный мир»; «жизнь наша не в том, чтобы играть милыми игрушками, а в том, чтобы как можно больше света и теплоты давать окружающим людям. А любовь и теплота – это любовь к Богу и ближним»; «ласка от Ангела, а грубость от духа злобы»; «после бури – тишина, после скорби – радость»; не будь обидчивой, а то станешь как болячка, до которой нельзя дотронуться» [11, с. 258].

[2] Духовный  смысл  человеческой  жизни  православные  христиане  видят  в  очищении  души  от  грехов  – с п а с е н и и  души,  восстановлении общения с Богом. Только освободившись от грехов бессмертная человеческая душа может избежать адских мучений и может вечно пребывать со своим Творцом-Богом. «Для выполнения своего назначения, нужно иконографическое восприятие жизни, т. е. исполнять свою жизнь как написание образа на основе Небесного первообраза, как было у наших  предков. Для спасения человека Богом созданы   п я т ь   н а ч а л   ж и з н и  ч е л о в е к а:  л и ч н о с т ь,  с е м ь я, н а ц и о н а л ь н о с т ь, г о с у д а р с т в о, Ц е р к о в ь. Эти начала необходимо дать на  уроках по нравственному  воспитанию учащихся, на уроках надо ввести в эти понятия» /Свящ. Олег (Стеняев)/.

[3] В утренних молитвах мы просим: «Помяни, Господи, Иисусе  Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоя от века сущия, ихже ради и вочеловечился еси и распятие и смерть,  с п а с е н и я   ради   п р а в о   в   Т я   в е р у ю щ и х ,    претерпети изволил еси» [8, с.22].

[4] Однажды святой Уар посетил ночью темницу, в которой находились семеро христианских учителей. Святой Уар просил их помолиться, чтобы он избавился от страха перед мучениями и сподобился пострадать за Христа. «Если ты боишься временной муки, то не избежишь и вечной, если страшишься исповедать Христа на земле, то не увидишь Его Лика и на Небе», — ответили они. Услышав это, святой Уар почувствовал в себе такую любовь к Богу, что решился претерпеть страдания за Имя Его и остался в темнице.

[5] У прихожанки Веры исцелился глаз (очень быстро).

[6] В 1938 г. епископа Уара перевели на участок под названием Меркеле и поместили в барак, где жили одни уголовники, которые владыку и убили [11, с. 185].

[7] Промыслом Божиим называется попечение Бога о мiре и человеке.  Господь сохраняет и направляет установленные Им в природе законы и силы, а когда этого бывает недостаточно, чудесно помогает людям, особенно в деле их спасения (см. Пс. 90; Иак. 1:17; Мф. 6:26).

[8] Карелы называли Ладогу морем за её глубину и коварный нрав.

[9] Прихожане Спасо-Преображенского храма, построенного на месте прежнего, где служил отец Петр Шмарин, летом 2017 г. посетили о. Мантсинсаари и поставили поклонный крест на церковной горе, где был Крестовоздвиженский храм. В Приложении к уроку есть презентация «2 экспедиции на о. Мантсинсаари».

[10] Интернет-словарь «Глаголь» создается православным педагогическим обществом имени равноапостольных Кирилла и Мефодия в Санкт-Петербурге (slovobraz.ru) на сайте:  pervobraz.ru, в котором для  определения значения слова используется его корнесловно-смысловой анализ с применением этимологических словарей. Полную распечатку слова  «делать» см. в Приложении или на сайте.

[11] Архетипы, первосмыслы слов находим в самой древней книге – Священном Писании, начатом пророком Моисеем в XVII в. (1668 г.) до Р.Х. На сайте pervobraz.ru: Духовное родство человека с Отцом Небесным, или с отцом лжи, согласно Евангелию, зависит от того, чьи дела он делает: Божьи или вражьи: «Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы  д е л а е т е  то, что видели у отца вашего... , От Иоанна. 8:(37-41).  Внутреннее делание – обустройство того виноградника, в который помещено человеческое «Я», в древнегреч. языке называется эн (внутреннее) -эргия (делание). Живя по Христу, человек исполняется жизненной энергией Творца, которая накапливается в преданном Богу сердце для вечной жизни будущего века, см. От Луки. 18:(18-22).

[12] «Духовную любовь не рождает что либо земное; она исходит свыше, с неба, и дается в Таинстве священства, но усвоение и поддержание сего дара зависит и от стремления человеческого духа» (Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Колоссян, XI), от его свободной воли, от естественной чистоты и напряженности духовных стремлений подвижника.

[13] Пастырское служение состоит в служении возрождению душ, совершаемому Божественной благодатью. Для совершения этого служения пастырь получает дар, внутренне его перерождающий.  Дар этот обнаруживается в известной духовной настроенности пастыря, <…> он носит в душе своей все то, чем нравственно живут его пасомые, сраспинается им, сливает их духовные нужды со своими, скорбит и радуется с ними, как отец с детьми своими. У него как бы исчезает его личное я, а всегда и во всем заменяется мы.  В этом задача его деятельности, в этом он уподобляется апостолу, сказавшему: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» (Гал 4:19) [1, с. 237].

[14] «Ибо призвал нас Господь не к нечистоте, но к святости» (1Фес. 4:7).

[15]Митрополит Антоний Храповицкий (17.03.1863–10.08.1936), выдающийся церковный деятель XIX–XX вв., инициатор и организатор возрождения патриаршества в РПЦ [1].

[16] «Трудящемуся делателю прежде подобает от плода вкусити» (2 Тим. 2:6).

[17] По учению Церкви: Все члены Церкви, как Тела Христова, призваны быть миссионерами в широком смысле слова и нести общецерковное апостольское служение. Поэтому каждый православный христианин обязан осознавать возложенную на него ответственность свидетельства. Поэтому миссионером может быть (и должен быть) не только священник, но и монах, и христианин, живущий в миру, получившие специальное образование [7, 329]. «Миссионерство есть дело поистине святое и равноапостольное. Блажен, кого изберет Господь и поставит на такое служение!» /Свт. Иннокентий Московский/.  Лучшей школой для будущих миссионеров явились монастыри, в которых вырабатывался тип подвижника-борца с укрепленной в добре волей. Издревле монастыри были центрами духовного просвещения и книжности [7, с. 32].

[18] На ц-сл языке: «грядита по мне, и сотворю вы ловца человеком» (Мф. 4:19). Т.е. не просто идти «за» Христом, а «по» Его пути; по образу Иисуса Христа, делать как Он.  Апостолы положили начало Церкви, сохранили и передали Церкви учение веры, установили священство, преемство епископства и канонический строй Церкви, как нового бытия человека.

[19] Служение апостолов заключается в том, чтобы люди совлеклись «ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях»... и облеклись «в нового человнека, созданного по Богу в праведности и преподобии истины» (Еф. 4:22,24), чтобы отнять у людей сердце каменное и вложить сердце плотяное и дух новый в их утробы (см. Иез. 11:19; 36:26).

[20]Господь Иисус Христос «поставил одних Апостолами, других пророками, иных благовестниками, иных пастырями и учителями, к совешению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова. Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения», Еф.4:(11–14).

[21] Иисус сказал им: «дана Мне всякая власть на небе и на земле: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать (блюсти) все, что Я повелел (заповедал) вам; и се, Я с вами во се дни до скончания века. Аминь»,  Мф.28:(18– 20).

[22] Царствие Христово есть, во-первых, весь мiр, во-вторых, все верующие на земле и, в-третьих, все прославленные угодники Божии на небе (Царство Небесное). Первое царство называется  ц а р с т в о м   п р и р о д ы ,  второе – ц а р с т в о м   б л а г о д а т и ,  а третье – ц а р с т в о м   с л а в ы . Два первых царства при втором пришествии Спасителя закончатся; блаженному же царству славы не будет конца (Прот. Николай Вознесенский. Сокращенный православный христианский/Спб.: Общество памяти игумении Таисии, 2003. – с. 28).

[23] Никакое человеческое нравоучение, никакая человеческая мудрость не могут производить такого действия на человека, не могут производить тени такого действия, какое производят евангельские заповеди, когда человек исполняет их. Они изменяют ум, сердце и тело. В эту великую тайну проник преподобный Пимен Великий. Он достигал самого правильного самовоззрения при свете Евангелия, стяжал он его при свете благодати Святаго Духа, обильно осенившей его блаженный подвиг. Без правильного самовоззрения, воззрение на ближних, на самые добродетели, на подвиг иноческий, на христианство не может не быть ошибочным (Отечник сост. Свт. Игнатием Брянчаниновым/ М.: Правило веры, 2008. - с. 488).

[24] «Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5:48).

[25] Церковь, как новая жизнь во Христе, руководимая Святым Духом, как общество святых, совершает миссионерскую работу в этом мире одним своим присутствием [7]/

[26] В душевной сфере жизни общества выражаются способности человеческой души – чувствовать, понимать,  желать. К этой сфере примыкает ментальная область – проявления образа мышления, приложения анализирующего ума (все роды знаний и всякая научность; все роды искусств, всякая художественность и всякое мастерство).

[27] Разделы (области) духовной сферы: религия (восстановление связи с Богом); нравственность (нравственный идеал сформирован в Христианстве в свете Священного Писания и Священного Предания. Он неподвластен времени и может быть принят любым поколением: «Любовь да будет не притворна; отвращайтесь от зла, прилепляйтесь к добру»; «люби ближнего твоего, как самого себя»); духовное просвещение (труды святых отцов Церкви, миссионерство); церковная история (создание Церкви, Вселенские соборы, борьба против лжеучений, ересей и расколов. По слову свт. Димитрия Ростовского церковная история, спасения от греха, возвращения к Богу, идет от начала мира, после грехопадения; гражданская история, с войнами между народами, – после Вавилонского столпотворения, образования народов, см «Летопись и синопсис» свт. Дим. Ростовского).

[28] В Церкви осуществляется исполнение сложнейшей задачи жизни – любви друг к  другу до самотречения, освящение истиной, словом Божиим для спасения от греха, для духовного возрастания,  «для создания самого себе любовию» (Ефес.4:16).

[29] Исполнение евангельских заповедей, противное и враждебное падшим воле и разуму человеческим, исцеляет наше естество от недуга и заразы, произведенных в нем падением, исцеляет с тою решительностью и силою, которая свойственна одному Божественному врачеству /Преподобный Пимен (Великий, V в.) / (Отечник сост. Свт. Игнатием Брянчаниновым. – М.: Правило веры, 2008. –  С. 487).

[30]  «Существо Церкви состоит в приведении человека к исправлению на основании евангельского закона, приведении его к свету, в другой мир  – Царство благодатное». /Свт. Иннокентий Херсонский/. Царство Божие предполагает свободное обращение человеческой души, всего человечества.

[31] Церковь Христова не привязана ни к какому месту, не ограничена никаким народом; она всех принимает в свое лоно, она призвана объять все человечество, поле для сеяния Евангелия есть целый мир (Мф. 13:38). Церковь будет существовать в продолжение всей человеческой истории [7, c.302]. Миссия (свидетельство) – проповедь для пробуждения веры – заключается в провозглашении Благой вести всему миру: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). 

[32] Миссионеры должны донести возможность спасения до каждого народа мира (Мф. 28:19; Деян.1:8).  Не все примут эту весть, но услышать ее должны все, вне зависимости от культуры, цвета кожи, языка или той ложной религии, которой они придерживались доселе. Никакие политические, мировоззренческие, экономические причины не должны служить препятствием для исполнения этого великого Поручения Божия. Ведь если Бог говорит, то всякое творение должно беспрекословно покоряться Его благой воле  [7, c.307].

[33] Его дочь вспоминает, что дома была большая библиотека из книг духовного и светского содержания.  Он сам лечил своих детей, за исключением случаев чрезвычайных, когда требовалось хирургическое вмешательство. К нему за медицинской помощью  обращались крестьяне всех окрестных селений [11, с. 180].

[34] «Миссионерство есть дело поистине святое и равноапостольное. Блажен, кого изберет Господь и поставит на такое служение!» /Свт. Иннокентий Московский/.

[35] Храм Крестовоздвижения разрушен в войну 1939 г.

[36] Против Православия лютеранские миссионеры образовали: «Союз беломорских карел», в состав которого вошли многие писатели и общественные деятели, интеллигенция; «Общество развития в пограничной Карелии»,  «Союз архангельских карел», «Союз молодежи». В помощь лютеранам действовали сектанты пятидесятники, собрания которых проходили в деревне Ляскеле недалеко от Сердоболя. После Указа об укреплении веротерпимости (17.04.1905) и Манифеста, провозгласившего свободу совести (17.10.1905) усилилась деятельность сектантов: баптистов,  адвентистов и др. рационалистов. Лютеране не гнушались единением с сектантами, в финских учебных заведениях через изменение веры карел сеяли ненависть к русским, в административные органы внедрялись приверженцы изменения государственного строя в России.

[37] Хотя православных учащихся карел в Финляндской епархии было больше в 10 раз, чем лютеран. См. отчетную статью о. Петра Шмарина о школах на 1912–1913 учебный год: «по вероисповеданию учащиеся делились так –  2 529 православных и 203 лютеран» [5, 1914: №13-16, с. 14].

[38] Перед революцией система духовного образования терпит крушение. Одна из причин – допущение в школы иноверцев. По всей России организуются православные братства,  кровной задачей которых было создание братских школ, воспитание молодежи в духе любви к Богу и Отечеству [2].

[39] Здесь учитель может заметить преимущество ц-сл. языка для Св. Писания и богослужения. «Славянское наречие часто заключает в себе что-то великое и таинственное, а на русском языке никак нельзя выразить вполне» /Прп. Макарий Оптинский/. «В славянском переводе (древних текстов) смысл полнее не только от выражения, но и от самого оттенка слова» /В.И. Киреевский/.

[40] Сегодня на острове живет один человек –  Алесей Иванович Клюня (ему 24 марта будет 80 лет), живет с 1952 г, трудился раньше в школе пионервожатым, потом конюхом. Он ещё помнит большие урожаи пшеницы. Земля плодородная теперь пустует, зарастает лесом. Место, где погибли русские воины-десантники (ок.  300 чел в болоте) зарастает низкими деревьями. Алексей Иванович ревнует о памяти наших воинов и надеется, что кто-то поставит там памятный знак – могильный крест. Алексей Иванович участвовал в установке поклонного креста на церковной горе, крещен в Православии, исповедался и просил нас молиться за него. См. слайды 2-х экспедиций в июне и сентябре 2017 г. на остров силами прихода Спасо-Преображенского храма в пос. Яковлево (бывш. Мустамяки), где два года служил отец Петр Шмарин (1916–1918).

[41] Фото экспедиции летом 2017г. В Приложении есть небольшая презентация.

[42] Некоторые из его статей мы имеем возможность прочесть (есть в Приложении к уроку). Можно передать их другим учителям (через классного руководителя) для уроков по литературе или истории России. Интересно прочесть о путешествии 1000 учащихся на Валаам в 1912 г., организованном Карельским православным братством.

[43] В 1910–1930 гг. осуществлялись пароходные рейсы Сердоболь-Салми-Сердоболь с остановкой у о. Мантсинсаари, до которого от парохода ехали на лодке. Сегодня там дамба 1140 м и пролив 340 м (по которому раньше ходил паром).

[44]Если наш несравненный поэт в прозе Н. В. Гоголь, восхищался красотою красавца Днепра в тихую летнюю ночь, то каждый, кому приходилось бывать, и, в особенности, плавать по могучей и безбрежной Ладоге в теплый, ясный и тихий летний день, каким был день 25 мая, не мог также не восхищаться необыкновенной северной водной красотой, прибрежными, причудливыми гигантами – скалами, окаймленными как на Валааме, вековыми деревьями… В воздухе не шелохнется… Зеркальная поверхность озера, как бы нарочно заснувшая от постоянных ужасных волн и смятений, дабы не испугать юных паломников и дать им возможность насладиться своей дивной красотой, отражая в глубинах своих небесное светило, ослепляла своим ярким блеском. Хищные морские чайки парили над этой зеркальной поверхностью, жадно и зорко высматривая себе добычу. Вдалеке, в туманных очертаниях виднелась Святая обитель, закинутая среди пучин морских. Туда, в эту туманную даль, настойчиво вперяли свои взоры юные головки, в особенности те из них, кого Господь сподоблял и направлял на Валаам впервые. А таковых было большинство не только учащихся, но и учащих... [15].

[45] Отец Петр, как председатель школьной дирекции, участвовал в подготовке  патриотических постановок – живых картин, давал объяснение зрителям, был постоянным участником школьных вечеров со «световыми картинами», и сам совершал благотворительный сбор в пользу «Красного Креста» [5, 1915: №1 с. 7 и  1915:№22 с. 8]. На данном уроке (или к 9 мая) можно изобразить «живую картину», например – «Письмо русской матери сыну» на войну (в Приложении есть файл «9 – Событ Письмо матери», например, сын читает, когда все воины спят, а мать пишет – в другом конце класса).

[46] «Жители о. Манчинсаари горячо отозвались на голос своего священника и, несмотря на свою малочисленность и бедность, собрали «на бельё» раненым воинам до 200 марок.... Предполагается в скором времени изготовить до 100 пар нижнего солдатского белья (ученицами училища)» [5, 1914№19 с. 11].

[47] В 1918 г. отец Петр был вынужден с семьей (женой и 6-ю детьми) покинуть землю, отошедшую отделившейся Финляндии. Перед началом Советско-Финской войны (1939 г) большинство жителей выехали  с  о. Мантсинсаари, часть утвари церковной была вывезена. Главный колокол Кресто-Воздвиженского храма сохранился и сегодня служит в православном храме свт. Николая Чудотворца в Иматре. Карелия была возвращена России, установлены ее границы, после перемирия с Финляндией в 1944 г. во время Отечественной войны с Германией 1941–1945 гг., в которой Финляндия была ее союзницей.

[48] Жену и детей отец Петр отвёз в село Ново-Ситовка к своей матери, а сам остался в Петрограде. Но в этом же году в эпидемию тифа умерла матушка Клавдия Георгиевна, и отец Петр возвратился в родные края к осиротевшим детям. Там он начал служить в храме св мч Никиты в селе Тютчево (10 км от г. Лебедянь). В 1922 г. отец Петр за действия против обновленцев в Церкви несколько раз арестовывался. По просьбе духовенства и мирян Лебедянского уезда отец Петр вел переписку с Патриархом Тихоном с просьбой назначить в их край епископа (сохранилось его письмо от 2 августа 1923 г.). В 1924 г. его опять заключили в тюрьму Лебедяни, где пытались убедить отказаться от сана священника: «У ва большая семья, вам будет очень трудно в новых условиях, – говорили они, – снимите сан. Мы новое государство, и нам нужны образованные люди. Мы вам дадим хорошую, престижную работу, квартиру, обеспечим вас всем, у вас не будет никаких забот. Единственной помехой, чтобы всё это вы получили, является ваш сан. Снимите его – и вы всё получите». На все уговоры при арестах отец Петр всегда и неизменно отвечал: «Того, чего от меня добиваетесь, – этого вы никогда не добьетесь. Уж я такой человек: во что верую – тому никогда не изменю, так что напрасны все ваши усилия». Будучи вдовым священником, отец Петр был пострижен в монащество с именем Уар. А 20 августа 1926 г состоялась его хиротония во епископа Липецкого [11, с. 183]. В сане епископа  Уар имел большое влияние на горожан и жителей окружающих деревень, был объединяющей силой верующих. 11 сентября 1935 г. по ложному обвинению епископу был вынесен приговор: 8 лет тюремного заключения.  Владыко отбывал срок в Самарском отделении Карагандинского лагеря. В 1938 г. его перевели на участок под названием Меркеле и поместили в барак, где жили одни уголовники, которые владыку и убили 23 сентября [11, с. 185].

 


Комментарии


Комментариев пока нет.

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: