Кротость - от того же корня, что короткий, укрощать. Антоним кротости - гнев, необузданность.

Новости

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ, ПОСВЯЩЕННОГО 700-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО», Ирина Крылова

« Все новости

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ, ПОСВЯЩЕННОГО 700-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО», Ирина Крылова 04.10.2015 13:46

«Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитуемого усвоить известные нравственные привычки».    Л.Н. Толстой «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством и литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»  

Д. Лихачев

В формировании ребенка как духовно развитой личности велико значение нравственного воспитания. Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка – это процесс содействия духовно-нравственному становлению человека и формированию у него:

– нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности,а патриотизма);

– нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

– нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

– нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). 

Очень важным в процессе развития и социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (с ОВЗ) является воспитание нравственных качеств личности. Поэтому в ГБС(К)ОУ № 370 Московского района (коррекционной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья) разработана программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся. Методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ГБС(К)ОУ № 370 является Закон Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС НОО, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 

Программа является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно –творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии младшего школьника из деструктивного направления в конструктивное, созидательное. В основу этой программы были положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Наша программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Деятельность нашего педагогического коллектива направлена на то, чтобы научить ребенка с ОВЗ взаимодействовать в коллективе, делать правильный ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и эффективно действовать в нем, быть социально – адаптированным. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся с ОВЗ в нашей школе базируется на сохранении и развитии традиций.

Доброй традицией стало ежегодное празднование в стенах нашей школы – Дня Славянской Письменности и Культуры. 

Для нас всегда очень важен выбор темы праздника. Обсуждение и принятие решений проходят после весенних каникул, чтобы было время для подготовки. Тема праздника должна быть актуальна, востребована педагогами и учащимися, сначала обсуждается в педколлективе, согласуется и утверждается директором Сергеевой Н.М. Например, в прошлом году была заявлена тема «О пользе учения».

В этом году выбор темы определил календарь знаменательных дат. Праздник День Славянской Письменности и Культуры в 2014 году в нашей школе посвятили 700-летию со дня рождения святого преподобного Сергия Радонежского. Была выбрана  тема «Послушание – непослушание». Ответственной за подготовку и проведение общешкольного мероприятия была назначена учитель ОРКСЭ Крылова И.Н.

Каждый класс, включая первые, получил в начале апреля задание.  

Образец задания: 

Цель: Воспитание, становление и развитие личности младшего школьника с ОВЗ на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через знакомство с  «духовным подвигом» святого преподобного Сергия Радонежского». Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

– проведение организаторской деятельности по созданию условий для эффективного духовно-нравственного воспитания школьников (проектная деятельность – межшкольный проект «Моя Россия»);

– формирование ценностно-смысловых ориентаций, нравственных ценностей: честность, доброта, искренность, милосердие и др.;

– совершенствование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

– развитие ценностного отношения к России, своему народу,    своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

– стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города – привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей Московского района, г. Санкт-Петербурга, России.

День Славянской Письменности и Культуры 20 мая 2014 г. в начальной школе ГБС(К)ОУ №370 посвящается 700- летию со дня рождения преп. Сергия Радонежского.

Тема: П о с л у ш а н и е - н е п о с л у ш а н и е

(Однокоренные слова: Слово, Слышать, Слушать, Слава, Слыть)

Задание классу:  

апрель

1. Просмотреть и обсудить фильмы, посвященные прп. Сергию Радонежскому ( диски с фильмами можно взять у Крыловой И.Н. учителя ОРКСЭ)

2. Провести классный час, посвященный 700-летию прп. Сергия Радонежского май

3. Подготовить творческое выступление на общешкольном празднике с использованием поучительных стихов, сказок, притч, рассказов, пословиц, поговорок и т.д.....( желательно из школьной программы, и не только ) Это могут быть инсценировки, литературные композиции, кукольные постановки, мини- спектакли, мюзиклы и т. д. Максимальное время выступления 5 мин. Критерии оценки Массовость Раскрытие темы Творческий подход.

Этапы проведения празднования Дня Славянской письменности

1 этап. Подготовительный. Подготовительный этап включал просмотр и обсуждение фильмов о святом преподобном Сергии Радонежском. Проведение классных часов, посвященных 700-летию  святого преподобного Сергия Радонежского. Репетиционный период по подготовке к выступлению на празднике. Подготовка реквизита и костюмов.

Оформление помещения, где будет проходить мероприятие (рекреация третьего этажа). Буквицы заставные рисовали дети 2 «а» класса, 3 «а» класса, 3 «а» и 3 «б» доп. классов, 4 «б» класса. На православной выставке были приобретены два календаря с подробным красочным описанием жития преподобного Сергия Радонежского для оформления стенда, посвященного святому. Крепили буквы на стены и материалы на стенд учащиеся 5 «б», 3 «а» доп, 3 «а» классов с большим воодушевлением и старанием, порой старались опередить друг друга и обижались, если оставались без работы.

2 этап. Проведение праздника. Праздник начался с выступления 3 «а» доп. класса. Они подготовили мини-спектакль под названием « Сказ о житии и подвигах прп. Сергия Радонежского». Учитель и воспитатель этого класса, получив в апреле задание, обратились к учителю истории в нашей школе Груздевой Е. А. с просьбой написать сценарий.

Елена Александровна согласилась и предложила ввести в постановку двух своих восьмиклассников из 8 «а» класса, они и сыграли отца и мать прп. Сергия Радонежского. Учащиеся не играли, а проживали свои роли! Никто из зрителей и участников представления не остался равнодушным, всех вдохновило и взволновало житие преподобного Сергия! Помогал восприятию очень удачно подобранный звуковой ряд. Не менее интересны были и последующие выступления уже на заявленную тему «Послушание – непослушание». 

1 «б» класс попросился выступать следующими, боялись помять свои великолепные костюмчики. В их исполнении зрители увидели «Мойдодыр» К. Чуковского. Музыкальным сопровождением 1 «б» класс выбрал «Полет шмеля» Н. Римского–Корсакова.

Первым классам специально дали возможность выступать вначале, все боялись, что малыши устанут и пораньше уйдут… Ученики  1 «п» класса вышли в полном составе и прочитали стихи по теме праздника, написанные их классным руководителем и воспитателем А. З. Монковской, потомственной поэтессой, у неё отец пишет стихи и печатается.

Читали громко, с выражением, без единой запинки! Порадовал 1 «а» класс, они показали единственный кукольный спектакль по сказке «Колобок». Дети удивили всех своей самостоятельностью. За ширмой не было взрослых, им никто не помогал, дети с ОВЗ блестяще справились сами!  Самостоятельность детей во время выступления была отличительной чертой нашего праздника. 2 «а» класс тоже получил полную свободу, и вызывал опасения, ни на одной репетиции дети не могли собраться и проиграть сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» до конца. И на сцене произошло чудо, учащиеся играли сказку с явным удовольствием, с улыбкой на лицах, сделали все правильно, проявили находчивость. На репетициях изображать коней им помогали палочки, увидев, что их нет, они преспокойно поскакали сами и т.д.! Один ученик из 2 «а» очень хотел сыграть роль купца, но у него ничего не получалось на репетициях, поэтому его пришлось заменить. Но в день праздника заболели сразу несколько детей, в том числе и ученик 2 «а», играющий роль купца. Пришлось поставить этого мальчика, и он блестяще справился с заветной ролью! 

Задал тон последующим выступлениям 3 «а» класс! Элегантные (у каждого белый верх и черный низ, с бабочками!), подтянутые ученики 3 «а» выступали полным составом и показали целый мини-спектакль по мотивам произведений Г. Остера «Как дети захотели быть зверятами».

Это выступление зрители и жюри признали одним из лучших по содержанию и по исполнению.

3 «б» класс в нашей школе считается одним из самых сложных по поведению. Все дети из семей социального риска!

Во время репетиций сказки «Гуси – лебеди» мы попутно прорабатывали слова и темы, которые встречаются по ходу сказки. Например, когда речь зашла о яблоне, вспомнили, что яблоня – светлое и доброе дерево, что яблоня окормля- ет, дает плоды. Вспомнили и пытались размышлять над словами из Евангелия: «…По плодам узнаете их…Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое. Приносить плоды добрые…Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам узнаете их…». 

 Обсуждая с учащимися пословицу «Яблоко от яблони далеко не падает» вышли на тему родителей, один мальчик неожиданно признался, что ненавидит отца, и что даже хочет его убить. На том занятии нам пришлось долго говорить, как почитали родителей наши предки… Разговор был трудным, но очень нужным для наших детей. Для закрепления  мальчику была предложена роль отца. У него оказались замечательные актерские способности, он постоянно импровизировал, придумывал новые ходы! Но, накануне выступления, произошла с его участием очень некрасивая история и класс единодушно заявил, что если этот мальчик будет играть, то все отказываются играть в спектакле. Пришлось его исключить.  Мальчикам, играющим гусей – лебедей сделали очень сложный костюм и Дима не смог играть две роли. На спектакле роль ежа дали Стасу. Его приняли обратно в коллектив класса, напряжение ушло. Было приятно и радостно но за ними наблюдать, как эти, порой неуправляемые дети из-за их особенностей их здоровья и психики,  слаженно, с удовольствием проигрывали сказку «Гуси – лебеди». Глядя на них хотелось верить, что сказка научит их тому, что они недополучают в своих семьях. Многие из наших детей воспитываются в неполных и неблагополучных семьях. Своей артистичностью победил зрителей и 3 «б» класс. Жюри и зрители особо отметили ученика, играющего роль Волка в сказке «Волк и семеро козлят». Спектакль получился очень веселым и благодарные зрители от души смея- лись. 4 «а» класс завершал программу праздника неслучайно. Нужно было достойно подвести итог. Ученики показали притчу «Про гонца». Это один из самых талантливых классов, поэтому постановка получилась очень яркая, с замеча- тельными актерскими работами, запоминающаяся! Благодаря притче получился обобщающий разговор со зрителями о Послушании, о том, что однокоренные слова у Послушания – это Слушать и Слышать …, а еще Слово и Слава!...

Результаты проведенного праздника Дня Славянской Письменности и Культуры, посвященного святому преподобному Сергию Радонежскому в ГБС(К)ОУ № 370.

Праздник проходил в рекреации 3 – го этажа в доброжелательной обстановке. Многие учащиеся нашей школы имеют хронические заболевания, имеют психические недуги, имеют инвалидность. Благодаря подготовке и проведению данного мероприятия мы стали свидетелями детских побед над их недугами. Педагоги воспринимали детские победы, как свои, поэтому радость, царившая на празднике, была общая! Каждый класс показал своё творческое выступление четко по заявленной теме праздника. Учащиеся побывали в роли и артистов, и зрителей, имели возможность сравнить свое выступление с тем, что показывали другие. После каждого выступления ведущий обращался к зрителям с вопро- сами, выясняя, чему учит сказка, участвовали в разговоре и юные артисты. Таким образом, устанавливалась обратная связь со всеми. Поэтому праздник проходил в интерактивном режиме. Были открыты новые «звездочки-артисты». Таких детей, которые особенно ярко себя проявили во время выступления, потом окружали и педагоги и учащиеся поздравляли, обнимали, фотографировались на память. Никто не ушёл, все, даже самые маленькие учащиеся 1 – х классов с удовольствием всё досмотрели до конца. 1-й «а» класс еще раз в этот день проиграл сказку «Колобок», но уже на родительском собрании. А 3-й «б» класс после своего выступления ушли сражаться за честь своей школы на футбольные соревнования. 

Достигнутые педагогические эффекты:

1. Погружение в историческое прошлое страны. Знакомство с биографией – житием святого преподобного Сергия Радонежского, он стал ближе и роднее нашим учащимся и педагогическому коллективу.

2. Выросла мотивация к изучению родного языка и истории (возможность творчески работать в предметных областях продолжительное время единым коллективом над одной темой, вовлекая даже пассивных ребят).

3. Выросла способность к рефлексивной оценки своей деятельности как учащихся так и у педагогов (возможность одновременно узнать о многих героях из сказок, притч и других произведений, сравнить свою творческую работу с работой других классов, проанализировать свои ошибки, скорректировать деятельность класса на будущее).

4. Раскрытие творческого потенциала и талантов в художественно-эстетической деятельности как у педагогов так и у детей.  

5. В старших классах тоже была проделана большая работа по популяризации духовных подвигов святого преподобного Сергия Радонежского совместно с Детской Миссией Александро–Невской Лавры ( поездка в Троице–Сергиеву Пустынь в Стрельне, учащиеся смогли побывать в мужском монастыре, носящем имя преподобного Сергия Радонежского).

Святой преподобный Сергий Радонежский когда-то объединил, собрал раздробленную Русь, он соединяет и сегодня, это наглядно показал День празднования Славянской Письменности и Культуры, посвященный преподобному Сергию в нашей школе! 


Комментарии


Комментариев пока нет.

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: