Новости
03.02.2023
СЕМЬЯ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА
20.01.2022
ПРИМЕНЕНИЕ КОРНЕСЛОВНО-СМЫСЛОВОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ МБДОУ «ЗВЁЗДОЧКА»
17.01.2022
ДЕТИ В СЕМЬЕ – НАСТОЯЩЕЕ СЧАСТЬЕ. ОЛЬГА ЗАЛЫГАЛОВА
17.01.2022
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ПРОЕКТ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ «ЗНАКОМСТВО С ВЕЛИКИМ РУССКИМ ПОЛКОВОДЦЕМ А.В. СУВОРОВЫМ»
20.09.2021
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «ОБРАЗ СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ»
|
"КОРНЕСЛОВНО-СМЫСЛОВОЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ". В.В.СЕМЕНЦОВ« Все новости![]() В мае 2016 года вышла из печати новая книга Василия Семенцова "Корнесловно-смысловой подход в образовании". Автор любезно согласился выложить эту книгу в открытом доступе. Ее можно скачать, напишите нам. В книге автором собраны статьи разных лет:
Сборник предваряет обращение к читателю, автором которого является учитель русского языка и литературы Светлана Ференцевна Щукина. "Уважаемый читатель! Книга лингвиста, психолога, педагога, к.п.н. Василия Васильевича Семенцова адресована всем, кому небезразлична судьба отечественного образования. Тема книги обозначена в названии «Корнесловно-смысловой подход в образовании». Издание, которое вы сейчас держите в руках, – щедрый дар автора, плод его многолетних теоретико-практических трудов –требует также и от читателя трудов в освоении текста, насыщенного интереснейшими открытиями и методическими находками. Читатель педагог имеет счастливую возможность не только разделить радость открытий с автором, но и затем совершать подобные открытия совместно с учениками. В настоящее время в нашей стране очевиден возрастающий научный и общественный интерес к этимологии слов. Но методически выверенных способов работы с текстом посредством обращения к этимологии ключевых слов изучаемой на уроке темы до недавнего прошлого не существовало. Уяснение корней ключевых слов было делом частной инициативы отдельных педагогов практиков, и нередко имело прикладной характер. В данном издании представлен опыт новаторской работы. Особое место в творческих поисках и гражданских убеждениях В. В. Семенцова занимает научное наследие президента Российской академии наук адмирала Александра Семеновича Шишкова (1754–1841), издание трудов которого было подготовлено к печати и осуществлено его стараниями. В общих подходах к воспитанию автор продолжает традиции воспитывающего обучения в отечественной педагогике – К. Д. Ушинского, С. А. Рачинского, В. А. Сухомлинского. Автор осмысляет научные труды О. Н. Трубачева, В. Н Топорова, А. А. Потебни. При этом он опирается на учения всемирно известных наставников: святых Василия Великого, Феофана Затворника, Космы Этолийского, Паисия Святогорца и других. В первой главе «Обучающая этимология» автор призывает педагога «опираясь на данные науки, исповедально открывать своим ученикам глаза на мироустройство, мировоззрение, культуру и верования своего народа». О том и книга, повествующая – каким способом, прибегая к каким текстам возможно сердечно, вместе с учеником, воспитанником шаг за шагом, вникая в смыслы корней известных и незнакомых ребенку слов (в книге – начиная с ключевого: «отец»), возможно наставить его на путь истинный, опираясь (непременно – опираясь!) и на убедительные данные наук в формировании мировоззрения ребенка. Далее читаем: «Дети ожидают от него (учителя) ответов, помогающих им представить себе ранее неведомый конкретный ОБРАЗ ИСТИНЫ… Может ли одна академическая наука открыть детям глаза и воспитать в них способность к вдохновенному творчеству, высокой любви, дружбе, самопожертвованию, честному и совестливому поведению? Патриотизм, верность, праведность, духовность – не научные, а сверхнаучные категории». Действительно, ребенок, подросток, юноша, стремящийся к совершенствованию, ищет пример для подражания, свой ОБРАЗ вечной ИСТИНЫ с тем, чтобы следовать ему, воплощая личное призвание. Для того ему предстоит научиться видеть существенное в вещественном, отличать смысл слова от его значений. Внимательный читатель в книге найдет тому многочисленные и убедительные примеры. Искажение и утрата сокровенных смыслов слов не только учениками, но и взрослыми, – одно из главных распространенных бед нынешнего времени. Потому не удивителен показатель, составляющий сегодня 53% осознания выпускниками школ сути предлагаемого им на выпускном экзамене текста. Да и можно ли ожидать от выпускников рассудительности, если в учебных пособиях смыслы изучаемых в школе тем представлены недостаточно? Например, общеизвестно, что в учебниках по русскому языку слово язык ограничено частным значением «средство коммуникативной связи», то есть ученикам предложено усвоить лишь видимые, внешние поверхностные «скудные пределы естества» слова язык. Следствием поверхностных и разрозненных знаний о смыслах употребляемых и изучаемых слов становится закрепленное в сознании выпускника школы искажение общей картины мира, которое в будущем может привести к неверным поступкам, жизненным ошибкам, разрушительным для него самого и близких ему людей. Учитель, овладевший применением корнесловно-смыслового подхода в преподавании школьных дисциплин, способен выстроить не только урок, но и любую образовательную деятельность, возводя ученика от поверхностных значений слова к его глубинным корням, в истоках своих имеющих сущностное начало. Полноценное восприятие школьником «мироустройства, мировоззрения, культуры и верования своего народа» предполагает систему образования, укорененную в отечественном языке и культуре. Иначе не выстоять в неизбежных жизненных испытаниях. Потому цель образования В. С. Семенцов видит в воспитании ученика как языковой личности, «связанной корнесловными узами родства с ликом предков и единоверцев». Вне внутреннего возрастания ребенка как личности невозможно его становление, самостояние и ответственность за принятые решения. За полтора десятка лет, в течение которых создавалась эта книга, много различных событий произошло в мире, в стране, и, соответственно, в отечественном образовании. Но в быстротекущем времени у педагога должна быть точка опоры, не зависимая от модернизаций и мод, а она – в вечных неизменных истинах. «Учитель, пребывающий на уроке в настоящем времени, то есть настоящий учитель, никогда не руководствуется в своих словах злопомнением, мыслями о будущей карьере и наградах. Он(а) находится во власти любящего сердца, которое «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит», – напоминает автор. Живое слово ученого обращено непосредственно к читателю. Мы слышим и увещевание по-отечески заботливого педагога, и призывный голос учителя-проповедника, и неспешное убедительное суждение ученого. Так, например, как православный психолог автор напоминает нам этапы духовного взросления ученика в соответствии с его возрастными особенностями: «– в младших классах: самоотвержение ради родителей, учителей и, вслед за ними, ради Бога, которому они служат; – в средних классах: самоотвержение ради других ближних (друзей) и, вместе с ними, ради Бога; – в старшем школьном возрасте, ближе к совершеннолетию и зрелости: самоотвержение ради Бога и людей, которых Он любит». (Глава «Возрастные особенности христианского вероучения современными учащимися средней школы»). Последовательно расположенные главы книги со скромным подзаголовком «статьи разных лет» выношенные и выстраданные, производят впечатление целостного монолитного текста. Едина духовная жажда устремленности автора в восхождении от вещественного к существенному, от дольних к горним высотам. «Духовной жаждою томим…» блажен, поскольку «Блаженны алчущие и жаждущие правды ибо они насытятся». (Мф. 5, 6) Нам предложено познакомиться с воспитывающей, напояющей, упоительной педагогикой. Книга необычна по жанру: перед нами исповедальная проповедь и – одновременно – доверительная беседа с читателем, которую автор ведет, постоянно обращаясь к живоносному слову Евангелия, к произведениям русской литературы: звучит «Пророк» А. С. Пушкина, «Слово» Н. С. Гумилева… Строки стихотворения «Пророк» напоминают о высшем предназначении человека – возможности и необходимости осуществить на деле волю, глагол, слово Всевышнего: «Исполнись волею моей»… Это-то и есть насущная цель учителя – научиться самому и научить воспитанника слушать, слышать и исполнять высшую волю. Действительно, не уяснив смысл ключевого слова урока, не удастся осознать смысл изучаемой темы, как и не уяснив суть слова Божия, невозможно во всей полноте исполнить Его святую волю, осуществить свое призвание и педагогу, и ученику. В тексте книги лейтмотивом звучат слова «глагол» («глаголить») и «вещание» («вещать»), «осуществление» («осуществлять»). В главе «Обучающая этимология» В. В. Семенцов пишет о том, что учитель может «глубоко воспринять и разъяснить детям «настоящую реальную вещь как извещение, весть, увещевание – УВЕДОМЛЕНИЕ, открывающее ему глаза на суть, высший смысл и должный порядок происходящих событий». И в памяти читателя возникает пророческое восклицание царя Давида, прозревавшего будущее чудо апостольского служения: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их»! Действительно, служение учителя сродни апостольскому служению, по словам архиепископа Иоанна (Шаховского). Немало педагогов восприняли как руководство к действию опыт применения обучающей этимологии, разрабатываемой В. В. Се менцовым. Изданы сборники конспектов и статей педагогов, использующих корнесловно-смысловой подход. В разных городах и весях страны идет тихая, иногда внешне не очень заметная творческая работа, свидетельствующая о плодотворности подхода. Есть и опыт, получивший признание в вузах страны, в Министерстве Образования и науки Российской Федерации. Но не станем далее размышлять о том, чем полезен корнесловно-смысловой подход, лучше откроем книгу и приступим к неспешному чтению. Представленный здесь бесценный материал –живой огонь, несущий тепло души автора и свет евангельской истины. Изданная книга – увещевание нам и славословие Богу. «Каждое дыхание славит Господа» и воспевает благость Господню, даровавшую человеку многообразные сокровища вселенной, в первую очередь, – сокровище Слова. Наша же скромная задача смиренно ответить словами Богородицы: "Се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоему!" Комментарии |
Добрый день.
С большим интересом желаю приступить к прочтению книги филолога В.В.Семенцова корнесловно-смысловой метод в образовании.
Буду очень признателен за такую возможность.
Спасибо.
С уважением,
Константин.