Новости
17.08.2023
ПРИМЕР ПОДГОТОВКИ ПРАВОСЛАВНОГО ПЕДАГОГА К БУДУЩЕМУ УРОКУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ – ЛЕБЕДИ». ВАСИЛИЙ СЕМЕНЦОВ
03.02.2023
СЕМЬЯ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА
20.01.2022
ПРИМЕНЕНИЕ КОРНЕСЛОВНО-СМЫСЛОВОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ МБДОУ «ЗВЁЗДОЧКА»
17.01.2022
ДЕТИ В СЕМЬЕ – НАСТОЯЩЕЕ СЧАСТЬЕ. ОЛЬГА ЗАЛЫГАЛОВА
17.01.2022
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ПРОЕКТ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ «ЗНАКОМСТВО С ВЕЛИКИМ РУССКИМ ПОЛКОВОДЦЕМ А.В. СУВОРОВЫМ»
|
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРАЗДНОВАНИЯ 400-ЛЕТИЯ ЦАРСКОГО ДОМА РОМАНОВЫХ. О. А. Белянова« Все новости
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРАЗДНОВАНИЯ 400-ЛЕТИЯ ЦАРСКОГО ДОМА РОМАНОВЫХ. О. А. Белянова 24.10.2015 06:07
Последний русский Император Николай Второй, участвуя в первой Общероссийской переписи населения в 1897 году, на вопрос о роде занятий написал: «Хозяин Земли Русской»(1, с. 34). Сколько же смысла кроется в каждом из этих слов! И как они нужны нам сейчас в качестве ценностных ориентиров при осознании и планировании культурного и образовательного пространства всех наших больших и малых дел. ХОЗЯИН. Какое значительное понятие! В Священном Писании оно употребляется около 30 раз и, как правило, служит для иносказательного называния Самого Господа в евангельских притчах (например, Притча о работниках – Мф: 20 и др.) Слово «хозяин», как и слово «господин», обозначает человека власть имеющего, владельца чего-либо. Существенно то, что этот человек свободен: «всяк в господстве своем волен» (Словарь В. И. Даля) и ответственен. Антипод хозяина – наемник, наймит. Судя по содержанию тех же притч, этот тип, как правило, без царя в голове: вероломный, подлый, жестокий. Если человек создан по образу и подобию Божию, то он также и в роде своей основной, бытийной деятельности должен уподобляться Богу – быть хозяином, учиться быть им. В фольклоре Псковской области существуют (они записаны) образцы длинных величальных пасхальных песен-волокуш, где чествуются хозяин с хозяюшкой и с детками. Не добрый молодец с красной девицей, но именно хозяин с хозяюшкой. Это венец отношений, Пасха жизни! Полноценно человек может развиваться, расти и возрастать только в условиях хозяйствования в отчем дому, в своей семье, в родовой усадьбе, среди родственников и земляков. Тогда он защищен от жизненных невзгод, он привит к родовому древу, укоренен в родную почву. Многие ли из нас, современных образованных людей, задумывались о том, что ведь мы сами, по сути, ведем жизнь наемников (заключаем контракт с работодателем; будучи отторгнуты от реальных результатов труда, довольствуемся только лишь его денежным эквивалентом; облегченно вздыхаем, если ноша ответственности невелика и не угрожает нашему житейскому благополучию). При этом, по закону соответствий, у нас должен портиться характер, ухудшаться нрав: в ситуации постоянного найма усиливается соблазн не проживать, а бездарно растрачивать жизнь, «не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда». Цена же хозяйствования – сама жизнь, все ее время, все ее силы и таланты. Всем памятны слова последнего русского Императора о том, что нет такой жертвы, которую Он бы не принес за Отечество, за Россию и за русский народ: «Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой» [1, с. 34]. Достоинство женщины, как известно, символ благополучия нации. До революции за это также несла ответственность Царская династия. В Институтах благородных девиц девочкам прививались понятия о благочестии, этикете, о педагогике, различных искусствах, начатках наук и, опять же, навыки ведения хозяйства. Руководство институтами благородных девиц (по всей стране «…к началу 20 века в столицах и провинции существовал 31 женский институт с 7500 мест для воспитанниц») осуществляло специальное министерство – Ведомство учреждений Императрицы Марии [2, с.307]. Все знают Смольный институт благородных девиц, но помимо него существовали в одном только Петербурге – Екатерининский, Патриотический, Ксениинский, Павловский институты. Будучи инспектором классов Смольного института, К. Д. Ушинский горячо ратовал за личностную состоятельность воспитанниц. Он с болью писал о проблеме женской миссии в современном ему обществе так: «Жена – мать семейства, хозяйка дома, плохо выражающаяся по-русски и отлично, с любовью говорящая по-французски, усвоившая все изящество французских манер и видящая во всех русских национальных особенностях нечто грубое и необразованное, по большей части религиозная, но в самом отношении к религии усвоившая какой-то католическо-аристократический оттенок. Понятно, что такая женщина вносила в свою семью, а через нее и в народный быт гораздо больше чуждого элемента, чем 20 мужчин, получивших воспитание за границей. Те… грязнили только поверхность реки. Она отравляла самый источник» [3, с. 288-289]. Спустя полтора века после написания этих строк можно сказать, что проблема отнюдь не утратила своей актуальности. Увы! В начале перестройки с целью поддержания идеи значимости феномена женского образования в Санкт-Петербурге была открыта женская гимназия № 628 (директор Тихомирова Елена Михайловна), ее влияние на образовательную жизнь города было весьма ощутимым по самому факту наличия, а также по тем всероссийским конференциям, которые по ее инициативе ежегодно собирались. Но, увы, просуществовав чуть больше десятилетия, она закрылась. Складывается такое впечатление, что понятие «хозяин» в наше время насильственным образом с корнем извлекается из человеческого сознания (при том, что оно было в чести еще совсем недавно, в советские годы: о людях говорилось как о хозяевах своей страны, ее заводов, фабрик, «лесов, полей и рек»). Нужно ли убеждать, что современная отечественная школа, как и сама наша обыденная жизнь, очень далека от задач формирования у молодого поколения чувства хозяина своей земли, своей страны? И да, и нет. Первый ответ не требует комментариев, а вот второй… Представьте себе, что как слабый нитевидный пульс у больного, в нашей многострадальной образовательной действительности взаправду функционируют, живут и здравствуют хотя и немногочисленные, но очень добротные и радостные школы… с хозяйством! Их директора – это, как правило, сельские интеллигенты с крепкими нервами и умелыми руками, подхватившие заброшенные сельскохозяйственные угодья местных разоренных в перестроечное лихолетье колхозов и совхозов, оставшуюся немудрящую технику (трактор, культиватор, сеялку) да какое-то количество исхудавших коров. И все это в виде кружков, факультативов, современных проектов начинает жить при школе. Дети заняты полезным делом круглый год, накормлены от своих же трудов, да еще и помогают землякам сводить концы с концами (появляются рабочие места для их родителей, хлебопекарня при школе обеспечивает свежим хлебом также и сельчан, не могущих дождаться раз в неделю приезжающую к ним из райцентра хлебовозку-горбушку, небольшой школьный молокозавод – отрада местных стариков и детей…). Вот уже более 10-ти лет съезжаются представители таких учебных заведений на конкурс макаренковских школ (по имени великого педагога А. С. Макаренко, который ярче других живописал эту школу-коммуну). Инициатива конкурса принадлежит старейшему российскому педагогическому журналу «Народное образование» и лично его главному редактору Алексею Михайловичу Кушниру. Каждый год на конкурс приезжает от 15 до 30 школ со всех краев и весей не только России, но также из республик Кавказа, с Украины, из Якутии, Бурятии, Татарстана, Чувашии, Башкирии, с Дальнего Востока, даже с острова Сахалин. В Санкт-Петербурге также существует такого типа образовательное учреждение – это семейная коммуна «Надежда» с приусадебным участком на северном берегу Ладожского озера для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В этом году ей исполнилось 23 года, а ее директору – Евгению Александровичу Клиоту, также выпускнику художественно-графического факультета Герценовского университета, – 68 лет. Санкт-петербургское отделение международной ассоциации «Макаренковское содружество», в правление которой входит и автор этой статьи, стараются распространять знания об этих школах в лекциях на разных просветительских площадках северной столицы: в государственной национальной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, в детско-юношеской библиотеке им. А. Гайдара в Петроградском районе Санкт-Петербурга, в районной библиотеке им. Ю. Инге в поселке Стрельна под Петергофом, на собраниях православного педагогического общества, в студенческом клубе «Содружество» факультета технологий и предпринимательства Герценовского педагогического университета, на разного рода педагогических конференциях, встречах и т.п. А ведь современная школа в огромной массе своей космически далека от ЗЕМЛИ и как от реальности бытия, и как от вневременной ценности, с которой нерасторжимо связано само понятие русской природы, русской ментальности. Ф. Достоевский писал: «Русский человек с самого начала и никогда не мог и представить себя без земли. Земля у него, прежде всего, в основании всего, земля – все, а уж из земли у него все остальное, то есть и свобода, и жизнь, и честь, и семья, и детишки, и порядок, и церковь – одним словом, все, что есть драгоценного». Далеко не все знают сегодня, что последний русский святой император Николай Второй был инициатором знаменитой столыпинской сельскохозяйственной реформы, что Он ее продолжил после того, как выдающийся государственный деятель Петр Аркадьевич Столыпин был убит террористами. Современный ученый историк А. Мирек пишет: «Реформа шла настолько успешно, что на тот момент, когда коммуно-большевики в 1917 году выдвинули свой знаменитый лозунг «землю – крестьянам», 80% лучших российских земель в результате реформ уже были в собственности российского крестьянства, а остальные земли принадлежали тем же крестьянам на правах аренды» [4]. Пафос благоговейного отношения к земле и желание трудиться на ней были присущи лучшим довоенным школам нашей страны. Одна из таких школ с романтическим названием «Красные Зори» прижилась в великокняжеском поместье Михайловка под Петергофом. Это одно из поместий в архитектурном ожерелье Петергофа, состоящем из прекрасных усадеб, (таких как Знаменка, Сергиевка, Александрия и др.), до революции принадлежавшее младшему сыну Императора Николая I – великому князю Михаилу, много сделавшему для упрочения славы и достоинства России. Школа, возглавляемая даровитым педагогом-естественником Игнатием Вячеславовичем Иониным, существовала с 1919 по 1941 год, имела многоплановое агрономическое хозяйство, подчиненное исключительно задачам образовательно-воспитательного процесса (огороды, теплицы, покосы, парк, фруктовый сад, пчельник, рыбный пруд, породистых лошадей, птичник, стадо буренок), многочисленные самые разнообразные (удивительные даже для нашего искушенного времени!) кружки и секции для детей. Ежегодно школу посещали до нескольких сот разного рода делегаций и экскурсантов из СССР и стран зарубежья, о ней были сняты документальные и художественные фильмы, написаны книги воспоминаний обучавшихся здесь ребят. Наше православное петербургское педагогическое сообщество считает своим долгом поддерживать память об этой школе, проводя ежегодно встречи друзей школы в первое воскресенье июля, как было принято у краснозорьцев, начиная с 1947 года, когда только кончилась война и они, уже теперь бывшие фронтовики, впервые собрались на руинах великокняжеского дворца, под кронами пышно зеленеющих деревьев еще не расчищенного от мин парка. Кто-то начертал на стене углем: Ты видишь руины – работу врага, Нет горше печали на свете! Коль память детства тебе дорога, Приди на развалины эти. Сами краснозорьцы и друзья школы много сил прилагали в 90-е годы прошлого уже теперь века, чтобы возродить к жизни в новом историческом контексте саму школу как вневременный образец педагогического достоинства и качества. Увы, все обращения к руководству Герценовского университеа, в городские властные структуры, в Госдуму РФ не принесли желаемого результата. При этом Господу было угодно возстановить из риун на территории поместья церковь во имя святой равноапостольной великой княгини Ольги, освященную в середине XIX-го века в честь любимой супруги князя Михаила – Ольги Федоровны. На сегодня ее возстановление полностью завершено и в ней регулярно совершается Божественная литургия. Настоятелем храма является иерей Алексей Венков, в светской жизни доктор медицины, профессор. Правды ради нужно также сказать, что под патронажем Президента РФ В. В. Путина на территории Михайловской усадьбы, начиная где-то с 2005 года, развернулась грандиозная историческая реконструкция, имеющая целью обустроить в этом святом месте международную бизнес-школу наподобие, надо полагать, Сколкова… В этой статье будет не лишним заметить, что в истории отечественного образования битва за землю как образовательную ценность знает своих – условно скажем – героев-панфиловцев и свой Сталинград! С подвигом героев-панфиловцев, не допустивших врага войти в Москву, можно сопоставить жизненный подвиг бывшего фронтовика, Петра Михайловича Червоненко, который, осознав трагедию массового исхода из деревни молодежи в начале 60-х годов прошлого века, бросает комфортно обустроенную жизнь в ближнем Подмосковье и, всецело поддержанный семьей, переезжает в Московскую область под Загорск, где в деревне Бужаниново становится во главе средней школы. «Селу нужен хозяин!» – вот что стало отправным посылом всех новаций П. М. Червоненко. И он переломил сознание и школьников, и их родителей: они поняли, что отношение к сельскому хозяйству и к русской деревне – знак качества характера человека. Особенно – русского человека. Тогдашний замминистра просвещения РСФСР Л. К. Балясная была просто ошеломлена всем, что увидела при посещении Бужаниновской школы, а при отъезде сказала: «Бужаниновская школа – это наш маяк, жемчужина в системе народного образования!» [5, с.7]. Героем же «сталинградской» битвы за ценность земли и села в образовании можно считать Народного учителя СССР, заслуженного учителя школы РСФСР Федора Федоровича Слипченко. В 90-е годы XX-го века, поддержанный рядом профессоров Волгоградского педагогического университета, он стал автором идеи новой школы и главой Волгоградского мужского педагогического лицея интернатного типа для юношей, проживающих постоянно в сельской местности Волгоградской области, – авторской школы, представляющей собой производственный, социально-педагогический и экспериментальный комплекс. Его воспитанники получали образование с ориентацией на профессию учителя сельской школы, способного в условиях рыночной экономики воспитать в юных сельских жителях крестьян- тружеников, хозяев родной земли. Присяга лицеистов под развернутым знаменем Лицея на Мамаевом кургане – одна из прекрасных традиций этой школы! Победа будет за нами! Победа здравого смысла в отношении следования вековечным традициям наших предков – вот чего не хватает пока нашему образованию. Если же вновь обратиться к царской теме, то нельзя не упомянуть о том, что Император Александр Первый, занимаясь реформированием российской системы образования в начале XIX-го века, обратил свой взор на успехи земледельческой учительской школы швейцарца Ф. Э. Фелленберга. Главными воспитательными средствами у того были труд, преимущественно сельскохозяйственный, и воспитание ответственности за общее дело. Болотистая равнина в одном из кантонов Швейцарии была превращена будущими учителями в цветущий сад! Опыт Фелленберга был всемирно признанным: по образцу его школы создавались учебно-воспитательные учреждения в различных странах тогдашних Европы и Америки. Посол России в Швейцарии граф Каподистрия представил императору Александру I «самый одушевленный отчет о фелленберговских заведениях. Вследствие этого отчета государь написал замечательный рескрипт Фелленбергу и прислал ему орден св. Владимира четвертой степени», – так опишет это исключительное событие в середине XIX-го века путешествующий по Европе с педагогическими целями К. Д. Ушинский [7, с 184]. Это свидетельство должно окончательно утвердить нас в мысли, что тема земли и труда детей на ней – это не частный случай в русской педагогике, но царская, стержневая, основная тема ее, главный принцип и основное условие успешности воспитания подрастающего поколения. В современном образовательном пространстве Санкт-Петербурга, как царевна в заколдованном лесу, живет еще одна уникальная школа, история которой также связана с именами последних представителей царской династии Романовых. Речь пойдет о Школе Народного Искусства Императрицы Александры Федоровны. Последняя русская Государыня в начале XX-го века собрала под своды своей школы даровитых девочек-рукодельниц со всех городов и весей тогдашней России. Они стали обучаться рукоделию на высоком художественном уровне: ткали, пряли, вышивали. Занимались также живописью, музыкой и пением. Поющим монастырем называли эту школу. Она была возрождена к жизни в начале 90-х годов XX века. В домовом храме Покрова Пресвятой Богородицы, как и 100 лет назад, дети (уже в смешанном составе – мальчики и девочки) поют на клиросе, помогают при богослужении. Ее безсменным директором вот уже более 20 лет является Наталия Ивановна Пономарева. Как настоящее чудо можно расценивать то, что лет десять назад один из самых известных питерских священников подарил школе целое поместье (бывший барский дом с угодьями) в двух часах езды от Петербурга. Немецкие друзья подарили микроавтобус. И теперь сразу, как только выдаются свободные 2-3 дня, ребята садятся в машину и едут к «себе в деревню». Там занимаются благоустройством дома, посадкой фруктовых деревьев, уходом за огородом, осуществляют прогулки по окрестностям. А потом… так не хотят возвращаться в город! Летом в этом поместье живут те учащиеся, у которых нет дач. Этот подарок можно расценивать не иначе, как царскую милость о детях, благоговейно чтущих память русской святой Императрицы. Заслуживает внимания судьба и вклад в развитие современного образования Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (имя первого русского профессионального революционера до сих пор, увы, носит этот старейший в стране университет!). Его «родословная» начинается в 1797 году с решения Императрицы Марии Федоровны – супруги Императора Павла I – учредить Воспитательный дом для детей, которые, как бы мы сказали сейчас, остались без попечения родителей. Далее его судьба оказалась связана с Императором Николаем Первым: по Его кончине воспитательный дом стал называться Николаевским сиротским институтом. В начале же XX века великий князь Константин Константинович Романов (поэт КР) много сил употребил на попечение об Императорском женском педагогическом институте, который в 50-е годы XX века под видом педагогического института имени Покровского слился с педагогическим институтом им. А. И. Герцена. И ведь нет больше во всей стране такого высшего учебного заведения, стены которого украшены новописаными (высотой в человеческий рост!) парадными портретами всех русских императоров и их венценосных жен. Как бы то ни было, несмотря на сильное западное влияние, незримо присутствующий в этих стенах имперский дух влияет на развитие и инициативы вуза. Так, в 1996 году были возрождены богослужения в одном из домовых храмов вуза (в честь святых апостолов Петра и Павла). В начале 2000-х годов по инициативе руководства университета им. Герцена и руководства Санкт-Петербургких духовной академии и семинарии была создана общероссийская Межвузовская ассоциация духовного просвещения «Покров», деятельность которой заметно влияет на молодежную жизнь в городе: организация празднования Дня святой Татианы, покровительницы российского студенчества, ежегодное проведение Покровского молодежного форума, где берут старт многие полезные начинания (забота о детях-сиротах, борьба с абортами, помощь наркозависимым и др.). Вот уже 5 лет, как при кафедре педагогики действует магистратура «Духовно-нравственное воспитание» с очным и заочным отделениями. Наверное, не случайно 18 лет назад Герценовский педагогический университет был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Все российские императоры любили все РУССКОЕ. К сожалению, в современном Санкт-Петербурге нет места явным выражениям русского пафоса, который естествен в провинциальных городах и поселках русской глубинки. Но, тем не менее, и тут у педагогов Питера есть свои достижения. Более 15 лет существовала при Герценовском университете благословленная в самом начале 90-х годов прошлого века в Свято-Даниловом монастыре в Москве лаборатория «Современная русская школа». Ее создателем и руководителем был доктор педагогики, профессор университета Иван Федорович Гончаров. Русская школа в качестве феномена мировой образовательной культуры была теоретически обоснована и практически распространялась на всем большом географическом пространстве нашей страны. Но, увы, сохранить лабораторию не удалось, несмотря на заступничество многих видных деятелей науки и культуры России. Так не всегда победно, но по совести и напряженно трудятся современные питерские православные ученые и педагоги. Список литературы: 1. Беловолов Геннадий, протоиерей. Изречения русских царей: к 400-летию Дома Романовых. – СПб.: Леушинское подворье, 2013. 2. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т. Т 1. – М., 1993. 3. Ушинский К. Д. Отчет командированного для осмотра заграничных женских учебных заведений коллежского советника К. Ушинского. Соч. в 6 т. Т 2. – М.: Педагогика, 1988. 4. Мирек А. Хозяин земли российской // Газета лиги возрождения традиций Российской монархии «Государь» №1 (10) за 2008 г. 5. Червоненко П. М. Искания (Записки директора сельской школы) – Сергиев Посад, 2007. 6. Данильчук В. И., Саранов А. М. и др. Современный мужской педагогический лицей. Теория и практика воспитания и обучения. – М.: ВЛАДОС, 2000. 7. Ушинский К. Д. Педагогическая поездка по Швейцарии // Собр. соч. в 6 т. Т.2 – М.: Педагогика,1988. КомментарииКомментариев пока нет. |