Кротость - от того же корня, что короткий, укрощать. Антоним кротости - гнев, необузданность.

Новости

БУКВИЦА «М». УРОК ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА. Любовь Маркова

« Все новости

БУКВИЦА «М». УРОК ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА. Любовь Маркова 10.04.2016 12:13

Каждая буква ЦСЯ – это целая проповедь: «Буквица славянская открывает тайны вселенной, тайны души русской». Смысл буквы начинает открываться уже в начертаниях Буква М . Это одна из самых красивых букв в глаголице: в ее начертаниях просматривается крест и 4 круга, как символ вечности.

Кириллическое «М» имеет по рисунку очень древние истоки, начиная с древнеегипетского иероглифа «мему», со значением «вода», «волна»; через финикийскую букву «мем», имя которой также «Вода»; к греческой «мю» или «ми». Печатное же «М» оказалось одинаковым во всех алфавитах мира «М». Когда на Руси возникла скоропись, то буква «М» стала напоминать текущую волну, что-то неустойчивое. Поэтому и возникли такие поговорки: «Все люди, как люди, а мы как  Мыслете ».

Древние наши предки связывали имя буквы с водой, и не зря. Обратим внимание на свойства воды. ? (Вопрос к детям) Вы знаете, что является главным источником информации на Земле? - Вода. Да, она несет в себе информацию обо всем на земле от создания Мiра, когда еще  Дух Святый...,  а Земля была безвидна и темна. Этот План Божий о человеке земля и вода выполняют и поныне.

Мы – люди и животные, на 70%-90% состоим из воды. Вода успокаивает, вода лечит, созидает, животворит: она служит источником жизни всех живых существ.

Информационные свойства воды используют в гомеопатии (просмотр фильма «Вода»).

Первоначально вода несла в себе только чистую, светлую информацию – мысль, мудрость, энергию Слова Бога Отца. Теперь же она перенасыщена информационным «мусором» словесных созданий и если бы она не обладала необыкновенным свойством самовосстанавливаться (очищаться в вечном движении и гореть), то человечество давно бы исчезло с лица Земли.

Мы, люди несем ответственность за каждое произнесенное слово, за которым следует и дело. Пора нам остановиться в своем рвении переделать мiр.

Есть один день в году, когда вода таинственным образом изменяется, очищается, освящается. Это День Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, День его Крещения в водах Иордана. В Церкви в этот день вода освящается особым чином и становится Великой святыней – Агиасмой. Она исцеляет не 2 только телесные недуги, но и духовные, дает нам силу бороться с духами злобы и со своими страстями.

Вернемся к букве.

Какой основной смысл заложен в имени буквы? Вслушайтесь:  Мыслете...

- Правильно - Мысль. Изначально древний корень «Мъ» буквы Буква М  сродни мудрости, а также слову мнити (однокоренные слова в современном языке – мнение, помнить, думать, понимать).

Фарисеи искушали Господа: Рцы 1

Рцы 2  («Как тебе кажется? Каково твое мнение?»)

Выберем ключевые слова, в которых живет древний корень Мъ.

Это мысль... 

Буква Мыслете  повелительного наклонения, она повелевает нам: «Люди, мыслите, рассуждайте, думайте, умудряйтесь, вразумляйтесь!»

Мысль всегда связана со словом (мысли в уме сами складываются в слова) и с молитвословием. «Истинное познание мира в истинном молитвенном стоянии – молитве сердечной». Познание не одним умом только, а умным сердцем:

Господи просвети...

Господи просвети...2

Рассмотрим изображение заставной буквицы Мыслете . Древние книжники не писали букву, а рисовали ее, украшали ее всячески, вкладывая в нее древние христианские символы.

Вот как о заставной буквице рассказывает Н. П. Саблина: «Изображение мысли, как чуда видим в заставной Мыслете . Два диковинных зверя-симурга, показывающих всѐ мiроздание в его равновесии, развернули клювы в себя – знак глубочайшего размышления. Из трилистника выплетается амфора, преизливающая всю мудрость мjра» (Буквица славянская, стр. 81). /Детям раздаю прориси буквицы и предлагаю поучаствовать в ее создании, т.е. раскрасить/

Чтобы глубже проникнуть в смысл имени буквы, рассмотрим выбранные ключевых слова, начиная со слова умИтак, начнем поиск истины, первосмысла слова - это увлекательное путешествие.

Что такое ум? Его можно увидеть, потрогать? /Нет/. Значит это не телесный орган, а духовный. Животные, деревья способны мыслить, думать? /Нет/. Это способность только одного создания Божьего – человека!

I. Первое ключевое слово ум  состоит из двух древних корней: оу  - церковнославянская буква «Оник», но в середине и в конце слова пишем ук 

Святые отцы часто размышляли об уме, вот, например, Антоний Великий:

Человек по уму

// 1,2 – истину неземную, выше земного; 3, 4, 5 – и ничто тот (ум) затемняет (обезображивает); 6 и 7 – кроме только …; 8 – также; как и …)

Какие слова мы знаем с корнем Ук? Наука, учение, учитель: смысловые родственники - «понятие, понимать», а также «внимать», т.е. слышать явно, отсюда «слух, явление, проявление»

Теперь перейдем к корню Мъ, рассмотрим все смыслы: (работаем с историко-этимологическими словарями).

1. Во-первых, это действие: «стремиться к чему-то». В церк. слав. Тече  означает стремительное движение. Движение мысли и быстрое движение человека сравнивается со стремительным течением воды; Вспомним, что Благодать Божья изливается, источается, Тече  с Небеси на все создания.

2. Во-вторых, это - мудрость, мыслить. Мы видим, что оба корня дополняют друг друга.

Мы видим, что оба корня дополняют друг друга.

Какие словосочетания мы можем составить из найденных понятий?

1. Учение мудрости; проявление мудрости

2. Слышание мысли

3. Послушание мудрости

Какие слова мы знаем с корнем «ум»? - Разум, разумный, умный, благоразумный; противоположные значения - неразумный, безумный, с-ума-с-шедший. /Хорошо/.

Как вы думаете: ум и разум – это одно и тоже? Давайте разберемся. Разум – производное от ума. Разум отвечает за последовательность действий ума, а также рассудка (сердца). Человек начинает разсуждать, судить-рядить.

Рассудок действует в мозгу («Отечественный язык» В.В. Семенцов, стр. 144): он предохраняет ум от раздражительности, увлеченности внешней суетой, это телесный орган; рассудок сталкивается с явной действительностью.

Ум же - духовный орган, он должен со_средо_точ_енно внимать Богу, управлять рассудком, удерживая его от ложных суждений и решений.

А что значит со_средо_точ_енно вн_имать?

Посмотрим, что нам откроют корни. Не забывайте, что смысл слова может открыть только само слово:

- средо – посреди, середина, середце=сердце. (В центре Вселенной бъется сердце человека).

- точ = теч: течет, источается (Благодать, мысль Бога).

- со - приставка, означает - связь, соединение.

Итак, в слове со_средо_точ_енность – видим «связь сердца человека с Благодатью».

Каков же вывод? Ум должен быть связан с сердцем и внимать Богу, просвещаясь от Него.

/Из словаря Г. Дьяченко: Точу  – источаю, изливаю, истекаю; точение=течение/. Теперь понятно значение слова «точится» в изречении Святым Духом 1 Святым Духом 2 , т.е. Святый Дух - источник всякой премудрости.

А если ум заходит за разум, то … умный и рассудительный человек перестает быть разумным, он …

  • Или сердится, т.е. раздражает сердце и ум страстями, теряя голову и совершая без_рас_суд_ные поступки;
  • Или хладнокровно и жестокосердно судит, оправдывая свою жестокость разсуждениями о необходимости…

ОХ, уж эти оправдания человеческие! Главное средство для подержания разума – это молитвенное обращение к Богу от всего сердца, к примеру: «Господи, научи мя оправданиям Твоим …» или «И ныне просвети мои очи мысленныя …»

II. Второе ключевое слово Мысль .

Ищем в этимологических и исторических словарях значения и происхождения слов и их корней и выписываем их:

1. По гречески «мысль» значит «мифос», т.е. миф, сказка, сказание, замысел.

2. Речь, слово, слух =услышать (производное - гусли)

3. Стремиться к …

4. Цель, намерение, решимость.

Найдем еще, что означает слово «замысел» = помысл, смысл; размышление, помышление. Однокоренные слова – единомыслие, единомышленники.

Обратите внимание на чередование с//ш в корнях «мыс» и «мыш»?

Догадались, что мышь и мысль одного корня? Теперь стало понятно, почему в сказке «Репка» только тогда вытащили репку, когда мышь, т. е. умная мысль пришла на помощь. Здесь есть о чем подумать, советую еще раз 5 прочитать сказку «Репка», уже вдумываясь в смысл слов: она на многое может раскрыть глаза, о чем вы раньше и не задумывались.

Каков будет наш вывод?

Мысль исходит из сердца, рассудок направляет чувства сердечные в ум, что подтверждают и выражения: «Умная мысль пришла в голову», «Сердечные помыслы».

Вслушайтесь в слова восхищения перед мыслью - из «Шестоднева» св. Иоанна, экзарха Болгарского, жившего в конце IX века: «Увидав же небо, украшенное звездами, солнцем и месяцем, и землю – злаками и деревьями, и море, рыбами всякими исполненное, бисером и разными чудесами, … и переходя к человеку, как бы ума лишаюсь от удивления. И не могу понять, откуда в таком малом теле столь высокая Мысль , способная обойти всю землю и выше небес взойти. К чему привязан тогда ум тот? Как, исходя из тела, проходит он сферу одну за другой, проходит воздух и минует облака, солнце, месяц, и все пояса, и звезды, эфир, и все небеса, и в тот же час вновь оказывается в своем теле?

На каких крыльях он взлетел? Каким путем пролетел? … Не могу проследить …»

III. Третье ключевое слово  Мудрость

Из греческого языка мы знаем, что Мудрость означает «София – Премудрость Божья, образ Матери мира».

Мудрый и информированный – это одно и тоже? /Нет/

Словом Софь... , что означает «мудрость», древние греки называли не столько ученых старцев, сколько музыкантов, поэтов, изобретателей, художников – людей, искуссных в творчестве. Еще в раннем возрасте у детей проявляются какие-либо таланты, а это дар Божий. Известно, что многие композиторы, художники, поэты создавали свои произведения, руководствуясь … вдохновением (это то, что подарено, «вдунуто» Духом Святым). /Из словаря Черных: мудрец и муза – этимологические родственники/. Следовательно: ученый книжник и мудрец это не одно и тоже. Чтобы стать более мудрым, человеку, независимо от возраста, надо сначала очистить свою душу, приготовив ее для вдохновения. А чтобы неискаженно воплотить свое творчество, рождаемое в глубине души, необходимо общение с Богом – молитва … иначе уныние, депрессия, утеря таланта.

Немного истории: в древности от лишних знаний, информации детей берегли, защищали. Сначала – образ_ование, т.е. вос_питание и только пото- ом … на этот «нравственный стержень осторожно нанизывали» знания – по мере духовного возрастания. Знания без нравственной основы может быть обращено против человека, во зло, и уже не раз человечество страдало от этого (химическое, бактерологическое, ядерное, информационное оружие и т.д.).

Раньше людей, обладающих тайными знаниями сторонились, считали их опасными (колдунами).

Главное для воспитателя: рождение чад Божьих для Царствия Небесного; восстановление и сохранение Образа Божьего в человеке!

Слышите родители слова Господа?  Пустите детей

Это не просто слова, это призыв к действию! 


Комментарии


Комментариев пока нет.

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: