Новости
17.08.2023
ПРИМЕР ПОДГОТОВКИ ПРАВОСЛАВНОГО ПЕДАГОГА К БУДУЩЕМУ УРОКУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ – ЛЕБЕДИ». ВАСИЛИЙ СЕМЕНЦОВ
03.02.2023
СЕМЬЯ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА
20.01.2022
ПРИМЕНЕНИЕ КОРНЕСЛОВНО-СМЫСЛОВОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ МБДОУ «ЗВЁЗДОЧКА»
17.01.2022
ДЕТИ В СЕМЬЕ – НАСТОЯЩЕЕ СЧАСТЬЕ. ОЛЬГА ЗАЛЫГАЛОВА
17.01.2022
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ПРОЕКТ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ «ЗНАКОМСТВО С ВЕЛИКИМ РУССКИМ ПОЛКОВОДЦЕМ А.В. СУВОРОВЫМ»
|
БУКВИЦА «М». УРОК ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА. Любовь Маркова« Все новости
БУКВИЦА «М». УРОК ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА. Любовь Маркова 10.04.2016 12:13
Каждая буква ЦСЯ – это целая проповедь: «Буквица славянская открывает тайны вселенной, тайны души русской». Смысл буквы начинает открываться уже в начертаниях . Это одна из самых красивых букв в глаголице: в ее начертаниях просматривается крест и 4 круга, как символ вечности. Кириллическое «М» имеет по рисунку очень древние истоки, начиная с древнеегипетского иероглифа «мему», со значением «вода», «волна»; через финикийскую букву «мем», имя которой также «Вода»; к греческой «мю» или «ми». Печатное же «М» оказалось одинаковым во всех алфавитах мира «М». Когда на Руси возникла скоропись, то буква «М» стала напоминать текущую волну, что-то неустойчивое. Поэтому и возникли такие поговорки: «Все люди, как люди, а мы как ». Древние наши предки связывали имя буквы с водой, и не зря. Обратим внимание на свойства воды. ? (Вопрос к детям) Вы знаете, что является главным источником информации на Земле? - Вода. Да, она несет в себе информацию обо всем на земле от создания Мiра, когда еще , а Земля была безвидна и темна. Этот План Божий о человеке земля и вода выполняют и поныне. Мы – люди и животные, на 70%-90% состоим из воды. Вода успокаивает, вода лечит, созидает, животворит: она служит источником жизни всех живых существ. Информационные свойства воды используют в гомеопатии (просмотр фильма «Вода»). Первоначально вода несла в себе только чистую, светлую информацию – мысль, мудрость, энергию Слова Бога Отца. Теперь же она перенасыщена информационным «мусором» словесных созданий и если бы она не обладала необыкновенным свойством самовосстанавливаться (очищаться в вечном движении и гореть), то человечество давно бы исчезло с лица Земли. Мы, люди несем ответственность за каждое произнесенное слово, за которым следует и дело. Пора нам остановиться в своем рвении переделать мiр. Есть один день в году, когда вода таинственным образом изменяется, очищается, освящается. Это День Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, День его Крещения в водах Иордана. В Церкви в этот день вода освящается особым чином и становится Великой святыней – Агиасмой. Она исцеляет не 2 только телесные недуги, но и духовные, дает нам силу бороться с духами злобы и со своими страстями. Вернемся к букве. Какой основной смысл заложен в имени буквы? Вслушайтесь: ... - Правильно - Мысль. Изначально древний корень «Мъ» буквы сродни мудрости, а также слову мнити (однокоренные слова в современном языке – мнение, помнить, думать, понимать). Фарисеи искушали Господа: («Как тебе кажется? Каково твое мнение?») Выберем ключевые слова, в которых живет древний корень Мъ.
Буква повелительного наклонения, она повелевает нам: «Люди, мыслите, рассуждайте, думайте, умудряйтесь, вразумляйтесь!» Мысль всегда связана со словом (мысли в уме сами складываются в слова) и с молитвословием. «Истинное познание мира в истинном молитвенном стоянии – молитве сердечной». Познание не одним умом только, а умным сердцем:
Рассмотрим изображение заставной буквицы . Древние книжники не писали букву, а рисовали ее, украшали ее всячески, вкладывая в нее древние христианские символы. Вот как о заставной буквице рассказывает Н. П. Саблина: «Изображение мысли, как чуда видим в заставной . Два диковинных зверя-симурга, показывающих всѐ мiроздание в его равновесии, развернули клювы в себя – знак глубочайшего размышления. Из трилистника выплетается амфора, преизливающая всю мудрость мjра» (Буквица славянская, стр. 81). /Детям раздаю прориси буквицы и предлагаю поучаствовать в ее создании, т.е. раскрасить/ Чтобы глубже проникнуть в смысл имени буквы, рассмотрим выбранные ключевых слова, начиная со слова Итак, начнем поиск истины, первосмысла слова - это увлекательное путешествие. Что такое ум? Его можно увидеть, потрогать? /Нет/. Значит это не телесный орган, а духовный. Животные, деревья способны мыслить, думать? /Нет/. Это способность только одного создания Божьего – человека! I. Первое ключевое слово состоит из двух древних корней: - церковнославянская буква «Оник», но в середине и в конце слова пишем Святые отцы часто размышляли об уме, вот, например, Антоний Великий:
// 1,2 – истину неземную, выше земного; 3, 4, 5 – и ничто тот (ум) затемняет (обезображивает); 6 и 7 – кроме только …; 8 – также; как и …) Какие слова мы знаем с корнем Ук? Наука, учение, учитель: смысловые родственники - «понятие, понимать», а также «внимать», т.е. слышать явно, отсюда «слух, явление, проявление» Теперь перейдем к корню Мъ, рассмотрим все смыслы: (работаем с историко-этимологическими словарями). 1. Во-первых, это действие: «стремиться к чему-то». В церк. слав. означает стремительное движение. Движение мысли и быстрое движение человека сравнивается со стремительным течением воды; Вспомним, что Благодать Божья изливается, источается, с Небеси на все создания. 2. Во-вторых, это - мудрость, мыслить. Мы видим, что оба корня дополняют друг друга. Мы видим, что оба корня дополняют друг друга. Какие словосочетания мы можем составить из найденных понятий? 1. Учение мудрости; проявление мудрости 2. Слышание мысли 3. Послушание мудрости Какие слова мы знаем с корнем «ум»? - Разум, разумный, умный, благоразумный; противоположные значения - неразумный, безумный, с-ума-с-шедший. /Хорошо/. Как вы думаете: ум и разум – это одно и тоже? Давайте разберемся. Разум – производное от ума. Разум отвечает за последовательность действий ума, а также рассудка (сердца). Человек начинает разсуждать, судить-рядить. Рассудок действует в мозгу («Отечественный язык» В.В. Семенцов, стр. 144): он предохраняет ум от раздражительности, увлеченности внешней суетой, это телесный орган; рассудок сталкивается с явной действительностью. Ум же - духовный орган, он должен со_средо_точ_енно внимать Богу, управлять рассудком, удерживая его от ложных суждений и решений. А что значит со_средо_точ_енно вн_имать? Посмотрим, что нам откроют корни. Не забывайте, что смысл слова может открыть только само слово: - средо – посреди, середина, середце=сердце. (В центре Вселенной бъется сердце человека). - точ = теч: течет, источается (Благодать, мысль Бога). - со - приставка, означает - связь, соединение. Итак, в слове со_средо_точ_енность – видим «связь сердца человека с Благодатью». Каков же вывод? Ум должен быть связан с сердцем и внимать Богу, просвещаясь от Него. /Из словаря Г. Дьяченко: – источаю, изливаю, истекаю; точение=течение/. Теперь понятно значение слова «точится» в изречении , т.е. Святый Дух - источник всякой премудрости. А если ум заходит за разум, то … умный и рассудительный человек перестает быть разумным, он …
ОХ, уж эти оправдания человеческие! Главное средство для подержания разума – это молитвенное обращение к Богу от всего сердца, к примеру: «Господи, научи мя оправданиям Твоим …» или «И ныне просвети мои очи мысленныя …» II. Второе ключевое слово . Ищем в этимологических и исторических словарях значения и происхождения слов и их корней и выписываем их: 1. По гречески «мысль» значит «мифос», т.е. миф, сказка, сказание, замысел. 2. Речь, слово, слух =услышать (производное - гусли) 3. Стремиться к … 4. Цель, намерение, решимость. Найдем еще, что означает слово «замысел» = помысл, смысл; размышление, помышление. Однокоренные слова – единомыслие, единомышленники. Обратите внимание на чередование с//ш в корнях «мыс» и «мыш»? Догадались, что мышь и мысль одного корня? Теперь стало понятно, почему в сказке «Репка» только тогда вытащили репку, когда мышь, т. е. умная мысль пришла на помощь. Здесь есть о чем подумать, советую еще раз 5 прочитать сказку «Репка», уже вдумываясь в смысл слов: она на многое может раскрыть глаза, о чем вы раньше и не задумывались. Каков будет наш вывод? Мысль исходит из сердца, рассудок направляет чувства сердечные в ум, что подтверждают и выражения: «Умная мысль пришла в голову», «Сердечные помыслы». Вслушайтесь в слова восхищения перед мыслью - из «Шестоднева» св. Иоанна, экзарха Болгарского, жившего в конце IX века: «Увидав же небо, украшенное звездами, солнцем и месяцем, и землю – злаками и деревьями, и море, рыбами всякими исполненное, бисером и разными чудесами, … и переходя к человеку, как бы ума лишаюсь от удивления. И не могу понять, откуда в таком малом теле столь высокая , способная обойти всю землю и выше небес взойти. К чему привязан тогда ум тот? Как, исходя из тела, проходит он сферу одну за другой, проходит воздух и минует облака, солнце, месяц, и все пояса, и звезды, эфир, и все небеса, и в тот же час вновь оказывается в своем теле? На каких крыльях он взлетел? Каким путем пролетел? … Не могу проследить …» III. Третье ключевое слово Из греческого языка мы знаем, что Мудрость означает «София – Премудрость Божья, образ Матери мира». Мудрый и информированный – это одно и тоже? /Нет/ Словом , что означает «мудрость», древние греки называли не столько ученых старцев, сколько музыкантов, поэтов, изобретателей, художников – людей, искуссных в творчестве. Еще в раннем возрасте у детей проявляются какие-либо таланты, а это дар Божий. Известно, что многие композиторы, художники, поэты создавали свои произведения, руководствуясь … вдохновением (это то, что подарено, «вдунуто» Духом Святым). /Из словаря Черных: мудрец и муза – этимологические родственники/. Следовательно: ученый книжник и мудрец это не одно и тоже. Чтобы стать более мудрым, человеку, независимо от возраста, надо сначала очистить свою душу, приготовив ее для вдохновения. А чтобы неискаженно воплотить свое творчество, рождаемое в глубине души, необходимо общение с Богом – молитва … иначе уныние, депрессия, утеря таланта. Немного истории: в древности от лишних знаний, информации детей берегли, защищали. Сначала – образ_ование, т.е. вос_питание и только пото- ом … на этот «нравственный стержень осторожно нанизывали» знания – по мере духовного возрастания. Знания без нравственной основы может быть обращено против человека, во зло, и уже не раз человечество страдало от этого (химическое, бактерологическое, ядерное, информационное оружие и т.д.). Раньше людей, обладающих тайными знаниями сторонились, считали их опасными (колдунами). Главное для воспитателя: рождение чад Божьих для Царствия Небесного; восстановление и сохранение Образа Божьего в человеке! Слышите родители слова Господа? Это не просто слова, это призыв к действию! КомментарииКомментариев пока нет. |