Новости
17.08.2023
ПРИМЕР ПОДГОТОВКИ ПРАВОСЛАВНОГО ПЕДАГОГА К БУДУЩЕМУ УРОКУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ – ЛЕБЕДИ». ВАСИЛИЙ СЕМЕНЦОВ
03.02.2023
СЕМЬЯ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА
20.01.2022
ПРИМЕНЕНИЕ КОРНЕСЛОВНО-СМЫСЛОВОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ МБДОУ «ЗВЁЗДОЧКА»
17.01.2022
ДЕТИ В СЕМЬЕ – НАСТОЯЩЕЕ СЧАСТЬЕ. ОЛЬГА ЗАЛЫГАЛОВА
17.01.2022
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ПРОЕКТ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ «ЗНАКОМСТВО С ВЕЛИКИМ РУССКИМ ПОЛКОВОДЦЕМ А.В. СУВОРОВЫМ»
|
ПРОГРАММНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПО КОРНЕСЛОВУ« Все новости![]()
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция определяет:
«Духовность же - это то, что сокрыто для внешнего взора, что находится в самом духе человека и что может внешне почти не выражаться или выражаться почти незаметно и для взора неопытного может быть невидимым совсем» (А. И. Осипов). А сокрыта всегда мысль, как «особого рода духовная деятельность» (В. Н. Топоров), как особое движение духа, которое всегда субъективно, личностно. Когда мы говорим о духовности, то вольно или невольно указываем источник - дух, который может быть темный или светлый. Духовное (или бездуховное, т.е. имеющее противоположную духовность) содержание определяет направленность наших поступков. «Нравственность «от нрав - норов - лат. характер- сила и направленность воли человека, его сердечная устремленность.....Безнравственный человек потакает своим слабостям и оказывается добычей этих завоевателей, увлекающих его ум и покоряющих сердце. Нравственный человек, напротив, отличается стремлением к правде и благодати от Бога, силой воли в противостоянии слабостям. Он твердо стоит за веру и Отечество, проявляя бескорыстие и скромность в отношении материальных благ. Если нрав в своем первообразном значении - это дух воина, то нравить (норовить) - значит проявлять свой воинский дух; нравиться - устремлять свой дух на завоевание духовного богатства; наконец, нравственность - богатство, завоеванное подвигами в духовной брани, то есть сокровище сердца человека» (В. В. Семенцов) III. Еще одно ключевое слово концепции - воспитание. Великий русский педагог К. Д. Ушинский, говоря о путанице в вопросе о целях воспитательной деятельности, писал, что путаница, «переходя в такую практическую область, каково воспитание, перестает уже быть невинным бредом и отчасти необходимым периодом в процессе мышления, но становится положительно вредною и загораживает путь нашему педагогическому образованию». И далее «Вот почему, вверяя воспитанию чистые и впечатлительные души детей, вверяя для того, чтобы оно провело в них первые и потому самые глубокие черты, мы имеем полное право спросить воспитателя, какую цель он будет преследовать в своей деятельности, и потребовать на этот вопрос ясного и категорического ответа». Воспитание всегда составляло неотъемлемую часть народной жизни и народного быта. Естественно поэтому, что в основе тысячелетнего развития русской педагогической терминологии лежит народная лексика. В русском языке слово «воспитание» имело чисто житейский смысл - «вскармливать», а общеславянское слово пестун (от pestъ - «пища») означает воспитатель. В слове воспитание - приставка вос - вверх и корень питаю. Однокоренными словами являются пища, питать, пестовать (В. В. Семенцов, Н. М. Шанский). Чтобы возрастал человек, ему необходимо питание, а чтобы развивался духовно, необходима здоровая духовная пища. Образование - часть воспитательного процесса, не наоборот. Чем учитель воспитывает, вскармливает, какими чувствами, отношениями питает ум и сердце учеников, какую поддержку им оказывает на каждом уроке - от этого зависит возрастание учеников, их взросление. Как никогда сегодня актуальны мысли А. С. Шишкова о воспитании. «Воспитание должно быть отечественное, а не чужеземное. Ученый чужестранец может преподать нам некоторые знания в науках, но не может вложить в душу огня народной гордости, огня любви к Отечеству...Иностранец научит меня своему языку, своим нравам, своим обычаям, своим обрядам; воспалит во мне любовь к ним; а мне надобно любить свои. Две любови не бывают совместны между собою.... Он ..... родит во мне благоговение ко всем мелким прелестям и даже к порокам земли своей. Даже нехотя, он вложит в меня все свое, истребит во мне все мое и, сблизив меня со своими обычаями и нравами, удалит от моих..... Такое превращение произведет чужестранное воспитание без всякой вины воспитателя.... Народное воспитание есть весьма важное дело, требующее великой прозорливости и предусмотрения. Оно не действует в настоящее время, но приготовляет счастие или несчастие будущих времен, и призывает на главу нашу или благословение или проклятие потомков» (выделено мной). IV. В. В. Семенцов, последователь А. С. Шишкова, автор корнесловно-смыслового метода обучения и воспитания, выделяет следующие ключевые моменты духовно-нравственного воспитания:
Совестливый подросток - это тот, кто отвечает за свое поведение сначала перед предками, затем - перед будущими поколениями (после него - не потоп...) и в последнюю очередь - перед современниками. Удивительно, но слово «забота» происходит от «зобиться» - кормить (а зобиться - от слова «зоб») - то, с помощью чего поглощается пища (Н. М. Шанский). Получается, что забота о нравственном взрослении - это вскармливание воина для духовной брани (нрав - восходит к и-е основе *nar - воин, богатырь, В. В. Семенцов), и нрав - это неразрывная связь человеческого духа с теми духовными силами, которым он принадлежит. В свою очередь слово «брань» имеет несколько значений: битва, борьба (Н. М. Шанский), редкая ткань (Ф. И. Буслаев). И в данном аспекте духовно-нравственное воспитание - это непрерывное ткачество внутреннего текста (ткани), приводящее человека к духовным ценностям. Одним из путей формирования навыков работы с внутренним текстом (своим и другого человека) является корнесловно-смысловой метод обучения и воспитания. V. Государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Институт развития образования» освоением корнесловно-смыслового метода занимается с 2007 года. За это время под научным руководством В. В. Семенцова был проведен ряд однодневных, трехдневных семинаров по темам: «Корнесловный смысловой метод преподавания различных учебных дисциплин в современной в школе», «Корнесловный смысловой метод преподавания русского языка в школе», «Технологии корнесловно-смыслового обучения» и другим. Состоялись командировки учителей в Санкт-Петербург, в школах Ярославской области проводились мастер-классы В. В Семенцова. С 2008 года осуществляет свою деятельность базовая площадка по корнеслову, а 2010 году в журнале «Народное образование» был опубликован проект базовой площадки Института развития образования по теме «Корнесловно-смысловой метод обучения». Переход на новый уровень работы по корнесловно-смысловому методу обучения и воспитания обусловлен необходимостью:
В настоящее время деятельность по расширению практики использования корнесловно-смыслового метода организована в центре научных исследований и разработок Института развития образования. Планируется работа с тремя целевыми группами: опорные (базовые, стажерские) школы, группы педагогов (по предметам, по типам индивидуальных программ), отдельные педагоги. В течение 2012 года будет осуществлено оформление протоколов намерений, договоров с научными организациями по корнесловной проблематике VI. Направления работы: 1. Научно-исследовательское направление: «Разработка приемов и инструментов диагностики состояния языковой личности» 1.1. Выявление и диагностика субъективного (внутреннего) текста учителя, (педагогические представления учителей о текстах, ключевых понятиях, используемых учителем на уроке). 1.2. Выявление и диагностика ключевых корнесловных образов языковой картины мира (внутреннего текста) учащихся разного возраста. 2. Научно-методическое направление: «Обеспечение взаимопонимания обучающего и обучаемого как основы редактирования внутреннего текста» 2.1. Разработка и реализация индивидуальных планов освоения учителями корнесловно-смыслового метода в своих классах, на уроках по своему предмету 2.2. Разработка и реализация типов индивидуальных программ (ИП) развития учащихся на основе технологий корнесловной работы:
2.3. Разработка методов, обеспечивающих взаимопонимание преподавателя и слушателя как основы индивидуализации процесса повышения квалификации педагогических кадров 3. Учебно-методическое направление «Развитие учебно-воспитательного процесса на всех ступенях общего образования» 3.1. Разработка корнесловного словаря педагогических терминов. 3.2. Разработка словаря корнесловных норм вербально-образного мышления (термин В. В. Семенцова). 3.3. Разработка корнесловных приложений к действующим учебно-методическим комплексам. 3.4. Разработка критериев и способов оценивания результатов урока, проводимого с использованием корнесловно-смыслового метода. VII. В трилогии «Увещание к эллинам» («Протрептик»-«Педагог»-«Дидаскал»)Климент Александрийский (христианский философ и богослов, 2-3 век н.э.) показал постепенное восхождение христианина к истинному «гнозису» (знанию) под руководством Логоса. Божественный Логос (Христос) выступает как:
Вести ребенка ко Христу - предназначение детоводителя. Мне эта позиция понятна и близка КомментарииКомментариев пока нет. |